Итоги года: 2013-й глазами архитекторов

Традиционный предновогодний опрос Архи.ру, в котором мы попросили архитекторов ответить на три вопроса: 1) событие года; 2) антисобытие года; 3) тенденции года.

mainImg

Андрей Асадов:
Похоже, радужные мечты московской архитектуры о честной конкурентной борьбе за лучшие проекты начинают сбываться. Серия архитектурных конкурсов уходящего года вселяет надежду на закрепление подобной тенденции в будущем. Осталось только дождаться физических результатов и понять, насколько созрел строительный рынок к подобным нововведениям. Хотя в области городской среды Москвы уже есть наглядные результаты – к примеру, превращение Крымской набережной в городской променад не может не радовать глаз как простых горожан, так и профессионалов. Так что в новый год вступаем с оптимизмом и терпеливо ждем воплощения смелых идей.


Никита Асадов:
1) Главным позитивным событием я бы назвал первые признаки самоорганизации архитектурных сообществ – альтернативные предложения облика Триумфальной площади, проект open_мархи.

2) Из грустного – постепенная коммерциализация благоустройства городских пространств на фоне угасания некоммерческих инициатив и закрытия таких проектов, как фестиваль «Города» и «Архферма».

3) Из уходящего года запомнились не всегда однозначные, но тем не менее любопытные итоги конкурсов, первые реализации проектов общественных пространств – не по-московски свежая реконструкция библиотек и Крымской набережной, и вместе с тем новые мертвенно-гранитные пешеходные зоны. Но главным итогом года я бы назвал формирование определенной атмосферы, в которой уже различим особый характер архитектуры десятых годов.


Юлий Борисов:
1) В Москве началась активная архитектурная жизнь – и это, пожалуй, главный итог года. Архитектурная и градостроительная практика стали интересны не только профессиональному сообществу, но и широкой общественности, что меня как архитектора, конечно, не может не радовать. В каком-то смысле архитектура даже стала модной, и мне кажется, нашей профессии это на пользу.

2) Пугает и убивает то, какими колоссальными объемами и темпами ведется застройка Новой Москвы и территорий Московской области. Фактически вокруг города возводится плотнейшее кольцо застройки, которое вот-вот сомкнется и неизбежно приведет к коллапсу – не только транспортному, но и социальному. И если в Москве качество застройки постепенно выходит на первый план, а ее количество регулируется все более разумно, то в области, увы, ни о каком качестве речи по-прежнему нет, урбанизация идет девятым валом.


Андрей Гнездилов:
1) Пожалуй, для меня самым важным и самым многообещающим событием года стало начало работ по Москве-реке, к которой приступил НИиПИ Генплана. Уже заключен первый контракт на сбор исходных данных, и мы начали процесс подготовки международного конкурса на лучшую концепцию развития территорий Москвы-реки. Меня эта тема очень волнует еще и как участника конкурса на Московскую агломерацию – именно в ходе него команда «Остоженки», где я тогда работал, смогла впервые оценить, насколько масштабным территориальным ресурсом является для столицы река, давшая ей имя. Сейчас эта часть города незаслуженно забыта, и то, что сегодня мы переводим ее в зону пристального внимания, я считаю большой победой. Похожим ресурсом развития для города являются железнодорожный каркас и многочисленные промышленные территории – ими НИиПИ Генплана также уже начал заниматься, и это тоже меня вдохновляет. Москве давно пора осознать, что уже лет двадцать она не является индустриальным городом, но в своей структуре по-прежнему сохраняет все его черты, что очень мешает ей развиваться как полноценный и удобный для жизни мегаполис.

2) К счастью, никаких катастроф за 2013-й год не произошло. Конечно, были несуразности и неудачи, но я надеюсь, что со временем все выправится. Мне кажется, главной проблемой многих реализуемых проектов сегодня становится острая нехватка времени – те же транспортные решения могли бы претворяться в жизнь куда более вдумчиво.

3) Основная тенденция года – это, конечно, то, что большие и важные для города проекты стали выбираться на конкурсной основе. Конкурсы, включая состав жюри и участников, вселяют в меня большой оптимизм. И дело не только в том, что в Москву приедут иностранные архитекторы и наконец-то начнут здесь строить, а в том, что архитектурные состязания существенно повышают планку качества проектирования и существенно расширяют профессиональный кругозор архитекторов. Что касается самой организации конкурсов, то их формат, этапность и сроки в каждом отдельном случае могут предлагаться разные, стандарта пока не выработано.


Алексей Иванов:
1) Сознательно не берусь оценивать итоги конкурса на парк «Зарядье», но очень рад тому, что за этим важнейшим для города местом сохранена функция парка. Не бизнес-центр, не элитное жилье и не магазины – и на этом, как говорится, большое спасибо!

2) Интервенция западных архитекторов не просто усилилась, но стала практически повсеместной. Даже за право разрабатывать проекты небольших участков (площадью 1-2 га), причем не в Москве, а в других городах России, теперь приходится бороться с иностранными коллегами, которым заказчики нередко отдают предпочтение лишь за факт иноземного происхождения. Меня эта ситуация очень настораживает.


Антон Кочуркин:
1) Реализация первых двух библиотек Москвы в рамках государственной программы переустройства столичных библиотек.

2) Могу только назвать потрясающую акцию LV на Красной площади. Это самая громкая и изящная PR-акция за последний год, которая достойна умиления, а не ярлыка «антисобытие», конечно. Лично я «за» чемодан на Красной площади, а шумиха, поднятая вокруг него на самом высоком уровне, вызывает в памяти Михаила Горбачева, который активно промоутировал LV.

3) На мой взгляд, город начинает больше прислушиваться к потенциальным пользователям городских пространств и более детально и комплексно относиться к проектированию, что не может не радовать. Очень показательны в этом смысле, например, процессы, происходящие с ЗИЛом, или менее масштабные проекты – выставочные залы Москвы, например.


Тотан Кузембаев:
1) Реконструкция Крымской набережной. Не секрет, что в Москве с набережными полная беда, и тот факт, что хотя бы одна из них превратилась в благоустроенное и интересное пространство для людей, а не машин, не может не радовать. Если честно, будь моя воля, я бы все набережные отдал пешеходам – и городу, и бизнесу от этого будет только лучше.

2) Сочинские объекты вызывают сплошное недоумение. Особенно медиа-деревня, построенная в исторических стилях. Зачем подобные стилизации? Какое отношение они имеют к современной России, окружающим ландшафтам и спорту XXI века? Может быть, тогда и соревнования будут проводиться по нормативам XIX столетия?

3) Не буду оригинальным: главная тенденция года – это массовое проведение архитектурных конкурсов. Это очень обнадеживает. Остается дождаться, когда состязания станут более прозрачными и демократичными.


Роман Леонидов:
1) Появление на Фрунзенской набережной велосипедной дорожки. Это очень хороший и правильный знак – развитие велосипедной сети оздоровит город во многих отношениях. В этот же ряд можно поставить и реконструкцию Крымской набережной, и конкурс на проект парка «Зарядье».

2) Слишком много памятников утрачено в этом году, выделять какой-то один случай не стану, бесконечно жаль исторический контекст, который растворяется в пластилине.

3) По-прежнему напрягает совершенно неосмысленное педалирование терминов «зеленая» и «устойчивая» архитектура. Очень удивился, когда на недавнем фестивале «Зеленый проект» мы получили вторую премию за серию «Дельта». Это эффектная серия, не спорю, но никакая не «зеленая»! Хотите зеленой и устойчивой архитектуры – вырубите свет и отключите воду. Отсутствие излишних ресурсов мгновенно приведет всю строительную практику в равновесное отношение с природой.


Дмитрий Ликин:
1) Главным положительным событием года для меня, безусловно, стал международный конкурс на проект парка «Зарядье». И по масштабу, и по значимости места, и по своим итогам. Зарядье – главная городская локация, и то, что проект ее преобразования был выбран в результате конкурса, кажется мне очень важным и знаковым событием.

2) [без ответа]

3) Наверно, основной тенденцией года также следует назвать архитектурные конкурсы. Главный архитектор Москвы пытается сделать этот механизм максимально прозрачным и работающим. Пока, к сожалению, у него не всегда это получается, но в данном случае важно само направление движения. Оно выбрано правильно.


Владимир Плоткин:
1) Главным позитивным событием для нас в этом году стало участие в архитектурных конкурсах, в том числе самых громких, потому что почти все проекты, разработанные нашим бюро в рамках этих состязаний я считаю очень сильными и всецело доволен их качеством: коллектив выложился на 100 процентов.

2) С конкурсами связано и самое большое разочарование года – ни в одном из них, с нашими проектами, которые я оценивал и оцениваю как «чемпионские», мы не выиграли, с трогательным постоянством занимая почетное второе место. Признаюсь, испытываю по этому поводу досаду: если говорить без обиняков, то очень надоело быть первым среди проигравших.

3) Мне кажется, российская, как и в общемировая архитектура, медленно, но верно дрейфует в сторону разумного прагматизма. Сегодня т.н. вау-эффекту все чаще предпочитают объекты умные, отрефлексированные и осознанные. Лично мне это очень симпатично.


Наталья Сидорова:
1) Реконструкция Крымской набережной.

2) Согласование к строительству в сложившихся районах города множества огромных по размеру торговых центров-ящиков взамен развития многофункциональной городской среды.

3) Позитивно то, что все начали заниматься не только отдельными зданиями, но и проблемой городской среды. Архитектурные конкурсы – тоже позитивная тенденция. К системе организации решения этих задач, конечно, много вопросов, но остается надеяться, что это только начало и все отладится в правильном направлении.


Сергей Скуратов:
1) Думаю, самый позитивным событием архитектурного года стало возобновление проектной деятельности в области культуры. Очень долгое время эта сфера была вынужденно забыта профессиональным сообществом, и лишь в 2013 году «культурная» типология вновь стала востребована, причем самая разнообразная – проектируются новые музеи, реконструируются ДК и клубы, создаются принципиально новые для Москвы общественные пространства, предметом международных конкурсов становятся масштабные парки. Как архитектора и жителя столицы меня это невероятно радует и вдохновляет, хотя не могу не заметить, что к каждому отдельно взятому конкурсу можно было бы предъявить определенные замечания и вопросы.

2) К числу негативных событий хочу отнести все те большие проекты, по которым власть принимает единоличное решение. Правительственный квартал рядом с Кремлем, Рублево-Архангельское, многочисленные торговые центры зашкаливающей плотности застройки – чрезвычайно обидно, что профессиональное сообщество и представляющая его интересы Москомархитектура могут повлиять разве что на архитектурный камуфляж этих объектов, но не на такие более принципиальные для города и общества вопросы, как место размещения, типология, функции и, главное, целесообразность их появления. А ведь негативные урбанистические последствия подобной политики неизбежны, более того, они не заставят себя долго ждать.

3) Впрочем, власть, по крайней мере на городском уровне, похоже, все же осознала необходимость создания новых механизмов взаимодействия чиновников и общества. В том, что целый ряд процессов, связанных с решением проблем города, стал более открытым и прозрачным, нет никаких сомнений. В системы управления вовлекается все больше молодых образованных кадров, и это позволяет надеяться, что в основу новой градостроительной политики, о которой сегодня так много говорят, действительно будут положены разумные гуманистические принципы.


Сергей Труханов:
1) Сложно выделить какое-то одно событие, скорее, можно говорить о новом векторе развития, который, безусловно, выбран правильно. И это не только архитектурные конкурсы, о которых сегодня не говорит только ленивый, но и более жесткие регламенты, а значит, и более осознанное строительство, чего так не хватает городу. Думаю, о каких-либо первых итогах новой градостроительной политики можно будет говорить через 2-3 года.

2) Лично для меня антисобытием года стало закрытие «Архфермы».

3) Хорошо, что город начал планомерную работу со своими самыми ответственными и громкими площадками – их судьба больше не пущена на самотек. Однако итоги многих конкурсов не перестают меня удивлять: взять хотя бы «Царев сад», архитектурный проект которого будет собран из трех победивших концепций, или конкурс на новое здание Третьяковской галереи, которому в итоге нарисовали новые фасады. Надеюсь, в будущем подобных анекдотичных результатов конкурсов будет меньше.


Игорь Шварцман:
1–2) Если говорить о Событии Года именно как о явлении, которое фактически произошло, а не обозначило свой потенциал яркого знакового действия, то для меня в уходящем году такого не случилось. Пока скорее можно, на мой взгляд, говорить о провозглашенных намерениях с отложенным результатом.

3) Одной из главных тенденций в развитии архитектурно-градостроительной практики этого года является, безусловно, проведение конкурсов. Явление не новое и, конечно, правильное, главное не дискредитировать хорошее дело возможными перегибами, а такая опасность реально существует и подступила слишком близко. Еще одна больная тема – снижение уровня профессионализма. Пожалуй, уже можно говорить о тенденции проникновения дилетантов в сферу создания объекта на всех его этапах. И, к сожалению, предновогоднего оптимизма такая ситуация не вселяет. Что ж, будем работать с тем, что есть.


Сергей Эстрин:
1) Увеличение числа российских проектов в числе номинантов и победителей международных премий, в том числе проекты, получившие высшие награды на European Property Awards 2013 (в частности, наши проекты «Волна» и «Меркурий-тауэр»)

2) Пока ни одного российского проекта в списке номинантов на World Architecture Festival 2013. Впрочем, несмотря на то, что на премии в Сингапуре российских проектов пока нет, участие и победы в других международных конкурсах вдохновляют, и этот факт подтверждает, что переход на новый качественный уровень российской архитектуры уже начался.

3) Качественное развитие общественных пространств – тенденция, наметившаяся еще пару лет назад, в этом году стала абсолютно очевидна, что не может не радовать. Это заставляет архитекторов более ответственно относиться к своей работе и создавать объекты, которые не отстраиваются, а вписываются в городскую среду и образуют с ней единое целое. Вторая положительная тенденция – это, безусловно, проведение конкурсов. Правда, решение, которое, казалось бы, должно поднять нас на новый уровень, пока, на мой взгляд, не дало ожидаемых результатов, однако хочется верить, что это только начало. Отрицательной тенденцией года можно назвать серьезное сужение рынка. Более половины интерьерных тендеров в этом году так ничем и не закончились. Это настораживает и, возможно, является предвестником кризиса, о котором так много говорят. Впрочем, мы и здесь видим для себя новые возможности: с сокращением объемов работы по интерьерам мы заинтересовались новыми направлениями, и сейчас развиваемся в них успешно и активно.

30 Декабря 2013

Похожие статьи
Сергей Скуратов: «Если обобщать, проект реализован...
Говорим с автором «Садовых кварталов»: вспоминаем историю и сюжеты, связанные с проектом, который развивался 18 лет и вот теперь, наконец, завершен. Самое интересное с нашей точки зрения – трансформации проекта и еще то, каким образом образовалась «необходимая пустота» городского общественного пространства, которая делает комплекс фрагментом совершенно иного типа городской ткани, не только в плоскости улиц, но и «по вертикали».
2024: что говорят архитекторы
Больше всего нам нравится рассказывать об архитектуре, то есть о_проектах, но как минимум раз в год мы даем слово архитекторам ;-) и собираем мнение многих профессионалов о том, как прошел их профессиональный год. И вот, в этом году – 53 участника, а может быть, еще и побольше... На удивление, среди замеченных лидируют книги и выставки: браво музею архитектуры, издательству Tatlin и другим площадкам и издательствам! Читаем и смотрим. Грустное событие – сносят модернизм, событие с амбивалентной оценкой – ипотечная ставка. Читаем архитекторов.
Наталья Шашкова: «Наша задача – показать и доказать,...
В Анфиладе Музея архитектуры открылась новая выставка, и у нее две миссии: выставка отмечает 90-летний юбилей и в то же время служит прообразом постоянной экспозиции, о которой музей мечтает больше 30 лет, после своего переезда и «уплотнения». Мы поговорили с директором музея: о нынешней выставке и будущей, о работе с современными архитекторами и планах хранения современной архитектуры, о несостоявшемся пока открытом хранении, но главное – о том, что музею катастрофически не хватает площадей. Не только для экспозиции, но и для реставрации крупных предметов.
Юрий Виссарионов: «Модульный дом не принадлежит земле»
Он принадлежит Космосу, воздуху... Оказывается, 3D-печать эффективнее в сочетании с модульным подходом: дом делают в цеху, а затем адаптируют к местности, в том числе и с перепадом высот. Юрий Виссарионов делится свежим опытом проектирования туристических комплексов как в средней полосе, так и на юге. Среди них хаусботы, дома для печати из легкого бетона на принтере и, конечно же, каркасные дома.
Дерево за 15 лет
Поемия АРХИWOOD опрашивает членов своего экспертного совета главной премии: что именно произошло с деревянным строительством за эти годы, какие заметные изменения происходят с этим направлением сейчас и что ждет деревянное домостроение в будущем.
Марина Егорова: «Мы привыкли мыслить не квадратными...
Карьерная траектория архитектора Марины Егоровой внушает уважение: МАРХИ, SPEECH, Москомархитектура и Институт Генплана Москвы, а затем и собственное бюро. Название Empate, которое апеллирует к словам «чертить» и «сопереживать», не должно вводить в заблуждение своей мягкостью, поскольку бюро свободно работает в разных масштабах, включая КРТ. Поговорили с Мариной о разном: градостроительном опыте, женском стиле руководства и даже любви архитекторов к яхтингу.
Андрей Чуйков: «Баланс достигается через экономику»
Екатеринбургское бюро CNTR находится в стадии зрелости: кристаллизация принципов, системность и стандартизация помогли сделать качественный скачок, нарастить компетенции и получать крупные заказы, не принося в жертву эстетику. Руководитель бюро Андрей Чуйков рассказал нам о выстраивании бизнес-модели и бонусах, которые дает архитектору дополнительное образование в сфере управления финансами.
Василий Бычков: «У меня два правила – установка на...
Арх Москва начнется 22 мая, и многие понимают ее как главное событие общественно-архитектурной жизни, готовятся месяцами. Мы поговорили с организатором и основателем выставки, Василием Бычковым, руководителем компании «Экспо-парк Выставочные проекты»: о том, как устроена выставка и почему так успешна.
Влад Савинкин: «Выставка как «маленькая жизнь»
АРХ МОСКВА все ближе. Мы поговорили с многолетним куратором выставки, архитектором, руководителем профиля «Дизайн среды» Института бизнеса и дизайна Владиславом Савинкиным о том, как участвовать в выставках, чтобы потом не было мучительно больно за бесцельно потраченные время и деньги.
Сергей Орешкин: «Наш опыт дает возможность оперировать...
За последние годы петербургское бюро «А.Лен» прочно закрепило за собой статус федерального, расширив географию проектов от Санкт-Петербурга до Владивостока. Получать крупные заказы помогает опыт, в том числе международный, структура и «архитектурная лаборатория» – именно в ней рождаются методики, по которым бюро создает комфортные квартиры и урбан-блоки. Подробнее о росте мастерской рассказывает Сергей Орешкин.
2023: что говорят архитекторы
Набрали мы комментариев по итогам года столько, что самим страшно. Общее суждение – в архитектурной отрасли в 2023 году было настолько все хорошо, прежде всего в смысле заказов, что, опять же, слегка страшновато: надолго ли? Особенность нашего опроса по итогам 2023 года – в нем участвуют не только, по традиции, москвичи и петербуржцы, но и архитекторы других городов: Нижний, Екатеринбург, Новосибирск, Барнаул, Красноярск.
Александра Кузьмина: «Легко работать, когда правила...
Сюжетом стенда и выступлений архитектурного ведомства Московской области на Зодчестве стало комплексное развитие территорий, или КРТ. И не зря: задача непростая и очень «живая», а МО по части работы с ней – в передовиках. Говорим с главным архитектором области: о мастер-планах и кто их делает, о том, где взять ресурсы для комфортной среды, о любимых проектах и даже о том, почему теперь мало хороших архитекторов и что делать с плохими.
Согласование намерений
Поговорили с главным архитектором Института Генплана Москвы Григорием Мустафиным и главным архитектором Южно-Сахалинска Максимом Ефановым – о том, как формируется рабочий генплан города. Залог успеха: сбор данных и моделирование, работа с горожанами, инфраструктура и презентация.
Изменчивая декорация
Члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023 продолжают рассуждать о том, какими будут общественные интерьеры будущего: важен предлагаемый пользователю опыт, гибкость, а в некоторых случаях – тотальный дизайн.
Определяющая среда
Человекоцентричные, технологичные или экологичные – какими будут общественные интерьеры будущего, рассказывают члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023.
Иван Греков: «Заказчик, который может и хочет сделать...
Говорим с Иваном Грековым, главой архитектурного бюро KAMEN, автором многих знаковых объектов Москвы последних лет, об истории бюро и о принципах подхода к форме, о разном значении объема и фасада, о «слоях» в работе со средой – на примере двух объектов ГК «Основа». Это квартал МИРАПОЛИС на проспекте Мира в Ростокино, строительство которого началось в конце прошлого года, и многофункциональный комплекс во 2-м Силикатном проезде на Звенигородском шоссе, на днях он прошел экспертизу.
Резюмируя социальное
В преддверии фестиваля «Открытый город» – с очень важной темой, посвященной разным апесктам социального, опросили организаторов и будущих кураторов. Первый комментарий – главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова, инициатора и вдохновителя фестиваля архитектурного образования, проводимого Москомархитектурой.
Прямая кривая
В последний день мая в Москве откроется биеннале уличного искусства Артмоссфера. Один из участников Филипп Киценко рассказывает, почему архитектору интересно участвовать в городских фестивалях, а также показывает свой арт-объект на Таможенном мосту.
Бетонные опоры
Архитектурный фотограф Ольга Алексеенко рассказывает о спецпроекте «Москва на стройке», запланированном в рамках Арх Москвы.
Юлий Борисов: «ЖК «Остров» – уникальный проект, мы...
Один из самых больших проектов жилой застройки Москвы – «Остров» компании Донстрой – сейчас активно строится в Мневниковской пойме. Планируется построить порядка 1.5 млн м2 на почти 40 га. Начинаем изучать проект – прежде всего, говорим с Юлием Борисовым, руководителем архитектурной компании UNK, которая работает с большей частью жилых кварталов, ландшафтом и даже предложила общий дизайн-код для освещения всей территории.
Валид Каркаби: «В Хайфе есть коллекция арабского Баухауса»
В 2022 году в порт города Хайфы, самый глубоководный в восточном Средиземноморье, заходило рекордное количество круизных лайнеров, а общее число туристов, которые корабли привезли, превысило 350 тысяч. При этом сама Хайфа – неприбранный город с тяжелой судьбой – меньше всего напоминает туристический центр. О том, что и когда пошло не так и возможно ли это исправить, мы поговорили с архитектором Валидом Каркаби, получившим образование в СССР и несколько десятилетий отвечавшим в Хайфе за охрану памятников архитектуры.
О сохранении владимирского вокзала: мнения экспертов
Продолжаем разговор о сохранении здания вокзала: там и проект еще не поздно изменить, и даже вопрос постановки на охрану еще не решен, насколько нам известно, окончательно. Задали вопрос экспертам, преимущественно историкам архитектуры модернизма.
Фандоринский Петербург
VFX продюсер компании CGF Роман Сердюк рассказал Архи.ру, как в сериале «Фандорин. Азазель» создавался альтернативный Петербург с блуждающими «чикагскими» небоскребами и капсульной башней Кисе Курокавы.
2022: что говорят архитекторы
Мы долго сомневались, но решили все же провести традиционный опрос архитекторов по итогам 2022 года. Год трагический, для него так и напрашивается определение «слов нет», да и ограничений много, поэтому в опросе мы тоже ввели два ограничения. Во-первых, мы попросили не докладывать об успехах бюро. Во-вторых, не говорить об общественно-политической обстановке. То и другое, как мы и предполагали, очень сложно. Так и получилось. Главный вопрос один: что из архитектурных, чисто профессиональных, событий, тенденций и впечатлений вы можете вспомнить за год.
KOSMOS: «Весь наш путь был и есть – поиск и формирование...
Говорим с сооснователями российско-швейцарско-австрийского бюро KOSMOS Леонидом Слонимским и Артемом Китаевым: об учебе у Евгения Асса, ценности конкурсов, экологической и прочей ответственности и «сообщающимися сосудами» теории и практики – по убеждению архитекторов KOSMOS, одно невозможно без другого.
КОД: «В удаленных городах, не секрет, дефицит кадров»
О пользе синего, визуальном хаосе и общих и специальных проблемах среды российских городов: говорим с авторами Дизайн-кода арктических поселений Ксенией Деевой, Анастасией Конаревой и Ириной Красноперовой, участниками вебинара Яндекс Кью, который пройдет 17 сентября.
Технологии и материалы
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO buro: Сильные проекты всегда строятся на доверии
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
Теневая игра: новое слово в архитектурной солнцезащите
Контроль естественного освещения позволяет создавать оптимальные условия для работы и отдыха в помещении, устраняя блики и равномерно распределяя свет. UV-защита не только сохраняет здоровье, но и предотвращает выцветание интерьеров, а также существенно повышает энергоэффективность зданий. Новое поколение систем внешней солнцезащиты представляет компания «АЛЮТЕХ» – минималистичное и функциональное решение, адаптирующееся под любой проект.
Сейчас на главной
Пресса: «Киевская площадь» рассказала о новом кластере на...
Вновь созданный кластер обещают сделать не только новой достопримечательностью Москвы, но и центром социальной и деловой активности, а также связующим звеном между Большим Сити и районами Арбат и Хамовники
Пресса: Владимир Ефимов: ремонтировать в Москве здания, чья...
Приводить в порядок полуаварийные здания советского времени, которые не являются архитектурными памятниками и уже отслужили свое с точки зрения конструктивных элементов, не имеет смысла, считает заммэра Москвы по градостроительной политике и строительству Владимир Ефимов. В интервью РИА Новости он рассказал, когда начнется строительство нового цирка на проспекте Вернадского, что будет со зданием СЭВ на Новом Арбате и по какому принципу будут включать в программу реновации, ставшую бессрочной, новые дома. Беседовали Дмитрий Киселев и Ольга Набатникова.
Золото Африки
Интерьеры казино MOYO в Найроби от бюро Archpoint сочетают европейскую роскошь с этническими мотивами и особыми требованиями к помещениям такого типа. За атмосферу праздника отвечают огромные люстры, натуральные материалы отделки, а также предметы искусства.
Миро во дворе
Архитектурное бюро «Вещь!» рассматривает двор ЖК WOW как полотно и использует экспрессивную композицию из цветовых пятен и линий, характерную для испанского художника Жоана Миро. На двух уровнях располагаются все необходимые для рекреации объекты, а золотистые детали вторят отделке фасадов.
Нить Тесея
В проекте интерьера лобби небольшого клубного дома в Хамовниках бюро Ideologist использует разнообразные отсылки к текстилю, тем самым напоминая о фабричном прошлом района. При этом ткань кроме как в обивке мебели не используется: ассоциативный ряд запускают формы, фактуры и цвета.
Второй цирковой
Мэр Москвы Сергей Собянин показал проект, победивший в конкурсе на реконструкцию Большого цирка на проспекте Вернадского. Рассматриваем проект и разные отклики на него. Примерно половина из известных нам предпочла безмолвствовать. А нам кажется, ну как молчать, если про конкурс и проект почти ничего не известно? Рассуждаем.
Ткани и свет
Бюро OMA выполнило экспозиционный дизайн для 2-й Биеннале исламских искусств в саудовском городе Джидда. Архитекторы уже второй раз занимаются оформлением выставок этой биеннале.
Шале на скале
Отель сети Accor в Архызе по проекту бюро «А.Лен» расположится на подступах к главным туристическим центрам курорта. Архитекторы стилизовали традиционный и многими любимый вариант шале, а интриги добавил сохранившийся на участке блок недостроя, который команда проекта превратила в пространство впечатлений: с открытым бассейном и рестораном, откуда открываются виды на самые высокие хребты региона.
Раскрытые крыши
Бывшая табачная фабрика в Турине станет архивным и образовательным центром, окруженным общественными пространствами на берегу реки По.
Бежевое спокойствие
Бюро Rymar.Studio разработало интерьер студии пилатеса в Петербурге. Кофейно-молочные тона и фактурные поверхности настраивают на замедление, а продуманное освещение и кондиционирование делает комфортными тренировки.
Присутствие реки
Офис продаж московского жилого комплекса «Мангазея на Речном», построенный по проекту MORS ARCHITECTS, подчеркивает главные ценности объекта, который он репрезентует: городской комфорт и возможность контактировать с природой благодаря близости реки и нескольких парков.
Пресса: Девелопер Василий Селиванов (LEGENDA) и архитектор Евгений...
Невозможно строить и развивать Петербург будущего, если в Петербурге настоящего не договориться уже наконец о том, как правильно сохранять Петербург прошлого. Правда ли, что редевелопмент может сделать исторический центр и серый пояс лучше, бывают ли шестимиллионные мегаполисы музеями и при чем здесь биполярное расстройство и сюрреализм, на 3D-моделях и собственном опыте объясняют важные акторы урбанизма в Петербурге Василий Селиванов и Евгений Герасимов.
Соль и вода
В Старой Руссе на месте исторического солеваренного завода благодаря гранту конкурса Малых городов появился парк с признаками термального курорта. «Центр развития городской среды Новгородской области» открыл доступ к минеральным источникам, а элементы благоустройства использовал, чтобы рассказать историю солеваренного промысла.
Перевернутая лестница Нового Юга
Новый жилой комплекс Scheldehof, завершенный недавно по проекту архитектора Макса Дудлера в Антверпене, получил жесткую сетку фасадов из уникального дитфуртского известняка.
Цой и лёд
В петербургском Севкабель Порту параллельно идут две выставки-блокбастера, оформлением которых занималось бюро Planet9. Рассказываем, почему стоит посетить обе – и расширенный «байопик» про Цоя, и «документалку» про лед.
Минимум вибраций
KAAN Architecten и Celnikier & Grabli Architectes представили проект нового исследовательского корпуса для Федерального политехнического университета в Лозанне. Строительство начнется в будущем году.
Домики веером
Плотная жилая застройка по проекту бюро KCAP на искусственном острове в амстердамском порту сочетает разновысотные корпуса и «органическую» схему озеленения.
Свет и покой
На юге Тюмени по проекту бюро «Мегалит» построен кремационный комплекс и колумбарный парк. Чтобы внушать посетителям чувство покоя и устойчивости, архитекторы с особым тщанием отнеслись к пропорциям и чистоте линий. Также в «сценарий» здания заложено обилие естественного света и взаимодействие с ландшафтом.
Белая гряда
Для первого этапа реконцепции территории советского пансионата в Анапе бюро ZTA предложило типовой корпус, ритм и пластика которого навеяна рисунками, оставленными ветром на песке. Небольшое смещение ячеек номеров обеспечивает приватность и хороший обзор.
Сергей Скуратов: «Если обобщать, проект реализован...
Говорим с автором «Садовых кварталов»: вспоминаем историю и сюжеты, связанные с проектом, который развивался 18 лет и вот теперь, наконец, завершен. Самое интересное с нашей точки зрения – трансформации проекта и еще то, каким образом образовалась «необходимая пустота» городского общественного пространства, которая делает комплекс фрагментом совершенно иного типа городской ткани, не только в плоскости улиц, но и «по вертикали».
Нетипичный представитель
Недавно завершившийся 2024 год можно считать годом завершения реализации проекта «Садовые кварталы» в Хамовниках. Он хорошо известен и во многом – знаковый. Далеко не везде удается сохранить такое количество исходных идей, получив в итоге своего рода градостроительный гезамкунстверк. Здесь – субъективный взгляд архитектурного журналиста, а завтра будет интервью с Сергеем Скуратовым.
Карельская обитель
Храм в честь всех карельских святых планируют строить в небольшом поселке Куркиёки, который находится недалеко от границы Карелии и Ленинградской области, на территории национального парка «Ладожские шхеры». Мастерская «Прохрам» предложила традиционный образ и современные каркасные технологии, а также включение скального массива в интерьер здания.
Выкрасить и выбросить
В Парке Горького сносят бывшее здание дирекции у моста, оно же бывший штаб музея GARAGE. В 2018 году его часть обновили в духе современных тенденций по проекту Ольги Трейвас и бюро FORM, а теперь снесли и утверждают, что сохраняют архитектуру конструктивизма.
Параметрия и жизнь
Жилой дом Gulmohar в индийском Ахмадабаде архитекторы бюро Wallmakers выстроили буквально вокруг растущего на участке дерева.
2024: что читали архитекторы
В нашем традиционном новогоднем опросе архитекторы вспомнили много хороших книг – и мы решили объединить их в отдельный список. Некоторые издания упоминались даже несколько раз, что дало нам повод составить топ-4 с короткими комментариями. Берем на вооружение и читаем.
Пресса: Как Игорь Пасечник («НИиПИ Спецреставрация») вместе...
Игорь Пасечник — супергерой петербургской реставрации. Он сумел превратить «ненужный» государственный научно-исследовательский институт в успешную коммерческую организацию «НИиПИ Спецреставрация». Специально для Собака.ru архитектурный критик Мария Элькина узнала, что Теодор Курентзис поставил обязательным условием в реставрации Дома Радио, стоит ли восстанавливать давно разрушенное и что за каллиграффити царапали корнеты на стенах Николаевского кавалерийского училища.