13.05.2013
беседовала: Нина Фролова

Даниэль Дендра: «Доверие общества дает больше свободы планировщику»

Берлинский архитектор и урбанист Даниэль Дендра - о своих российских проектах, использовании интернет-данных и участии жителей в процессе проектирования.

информация:

Даниэль Дендра © anOtherArchitect; Yulia Ilina
Даниэль Дендра © anOtherArchitect; Yulia Ilinaоткрыть большое изображение
Даниэль Дендра, основатель бюро anOtherArchitect и проекта OpenSimSim, примет участие в фестивале новой культуры «Арт-Овраг 2013. Город-сад» в городе Выкса Нижегородской области. Весной 2013 он был членом жюри конкурса «Балансирующий Павильон», в ходе которого был выбран лучший проект арт-объекта для этого фестиваля.

Архи.ру: Своими проектами для городов вы пытаетесь улучшить там жизненную среду, повысить ее комфортность. А как вы при этом измеряете уровень комфорта?
 
Даниэль Дендра:
Мы занимаемся не только городами: в России мы обнаружили взаимосвязь между потребностями города и прилегающих к нему территорий, поэтому при решении городских проблем нельзя забывать и о сельской местности, надо мыслить комплексно. Что касается измерения, многие наши проекты включают анализ интернет-данных. Если использовать для исследования ситуации до начала и в процессе работы обычные соцопросы, то число респондентов всегда ограничено, и их ответы нельзя экстраполировать на все общество. При этом получается некое среднее значение, а крайние значения упускаются из вида, хотя часто именно они – самое интересное. Поэтому сейчас мы исследуем «большие данные» из Интернета, огромные объемы информации, которые мы, архитекторы и урбанисты, научились анализировать совсем недавно, хотя коммерческие компании с помощью этого анализа уже зарабатывают деньги.

«Большие данные» настолько обширны, что можно подробно исследовать и крайние значения или использовать разные фильтры. Источники этой информации – любые Интернет-сервисы с функцией геолокации, которыми пользуются люди на свои мобильных устройствах: Instagram, Twitter, Foursquare. С помощью этих данных можно анализировать городскую жизнь, получая показатели на любой момент времени, поэтому и городское планирование можно теперь рассматривать как процесс. Нам не надо ждать несколько лет после реализации, чтобы понять – успешен ли проект, информацию можно считывать в реальном времени, наблюдая изменения в поведении людей, выясняя, что для них комфортно, а что – нет.
Даниэль Дендра © anOtherArchitect; Yulia Ilina
Даниэль Дендра © anOtherArchitect; Yulia Ilinaоткрыть большое изображение

Архи.ру: Получается, социальные медиа – это полезный инструмент для урбаниста?
 
Д.Д.: Да, это один из многих инструментов. Урбанисты начинают понимать его важность и разрабатывать приложения для iPhone, позволяющие жителям самим вносить информацию, улучшая в конечном счете городскую среду. У нас есть несколько подобных проектов на стадии разработки, например, во Франции мы предложили программу контроля расхода воды, действующую по типу Foursquare, сервиса, где надо регистрироваться в разных точках города и получать за это баллы. Людям нравится игровой, соревновательный момент, поэтому программа действует лучше, чем увещевания «экономьте воду – сохраняйте окружающую среду». Лучше сказать: «Посмотри-ка, твои соседи тратят гораздо меньше воды, чем ты». Кроме того, такие программы позволяют людям следить за ситуацией в реальном времени.

Например, я в своей старой квартире в Берлине получаю счет за воду раз в году, и всегда выясняется, что я потратил больше, чем рассчитывал, хотя у меня и есть счетчик. Поэтому нужно создавать среду, информирующую людей в реальном времени, в том числе и об их возможных ошибках: уже сейчас существуют системы, которые считывают данные метеостанции и температуру в квартире, и сообщают на iPhone пользователя, когда и насколько надо открыть окно, чтобы поддержать дома комфортную температуру. Эти оперативные данные нужны не только экспертам, но и всем жителям, причем надо предоставлять их не в виде суровых циферблатов со стрелками, а интересно и привлекательно.
 
Сайт Architectuul.com
Сайт Architectuul.comоткрыть большое изображение

Архи.ру: Многие ваши проекты основаны на краудсорсинге. Есть ли среди них связанные с Россией?
 
Д.Д.: Мы сейчас делаем «архитектурную Википедию» – сайт Architectuul.com, где много участников из России. Например, один из них опубликовал там все советские здания цирков. У нас там есть очень большая база данных по конструктивизму, советскому модернизму и т. д. Эта тема очень важна для такого просветительского проекта, как Architectuul.com, потому что между Восточной и Западной Европой всегда существовала «стена»: на Западе можно было узнать о Ле Корбюзье и других западных мастерах, еще, возможно, о конструктивизме, но никогда – о замечательном советском модернизме. В прошлом году я по приглашению Гете-института путешествовал по Средней Азии, и меня там поразили модернистские постройки советского времени. Это огромный массив архитектурного наследия, который сейчас в опасности: эти здания не считаются ценными и разрушаются. А ведь там можно найти принципы «устойчивости», полезные и для нас, а для того времени — передовые: например, широкое использование солнцезащитных устройств на фасадах. Или: я только что вернулся из Екатеринбурга, там тоже очень много интересной архитектуры 20 в., о которой не так много знают на Западе.
 
Штаб-квартира компании «Магнезит» в Сатке © anOtherArchitect
Штаб-квартира компании «Магнезит» в Сатке © anOtherArchitectоткрыть большое изображение
Штаб-квартира компании «Магнезит» в Сатке © anOtherArchitect
Штаб-квартира компании «Магнезит» в Сатке © anOtherArchitectоткрыть большое изображение

Архи.ру: А участие общественности в разработке проектов, когда жители предлагают свои идеи и пожелания – использовали ли вы его в ваших работах для России?
 
Д.Д.: Когда мы делали наш проект для города Сатка в Челябинской области, по конкурсному заданию требовались консультации с жителями. В тот момент я несколько устал от конкурсов, но это было очень привлекательно: городок в центре России проводит конкурс с участием населения. Однако в таких случаях нельзя спрашивать людей об архитектуре и дизайне напрямую, потому что каждый будет говорить о важных для него, часто мелких вещах (например, собачьих площадках), которые не помогут работе на начальной стадии проекта или в крупном масштабе. Поэтому мы придумали специальную игру, чтобы заинтересовать жителей и узнать их мнение по важным для проекта вопросам. Когда мы начали играть, оказалось, что практически каждый из присутствующих хотел высказаться. Конечно, желания людей непросто по-настоящему понять и правильно интерпретировать в рамках проекта, но мы должны как можно быстрее научиться это делать.

В целом, работа с населением очень важна: фестиваль «Арт-Овраг» в Выксе интересен именно тем, что он адресован местным жителям, именно для них туда привозят арт-объекты. В этом году я был в фестивальном жюри, выбиравшем лучший проект «Балансирующего павильона», и мы говорили о том, что в следующий раз жители смогут принять участие в голосовании, потому что выбор экспертов часто сложно понять со стороны, и эта неясность – особенно в России – ведет к обвинениям вроде «результаты были известны заранее». Поэтому чем больше будет прозрачности, тем больше доверия людей к системе, а чем больше доверия – тем больше свободы планировщику.
 
Штаб-квартира компании «Магнезит» в Сатке © anOtherArchitect
Штаб-квартира компании «Магнезит» в Сатке © anOtherArchitectоткрыть большое изображение
Штаб-квартира компании «Магнезит» в Сатке © anOtherArchitect
Штаб-квартира компании «Магнезит» в Сатке © anOtherArchitectоткрыть большое изображение

Архи.ру: Расскажите о фестивале «Арт-Овраг» и о конкурсе на проект «Балансирующего павильона».
 
Д.Д.: «Балансирующий павильон» – это экспериментальная постройка, причем бриф был очень свободным: надо было спроектировать что-то необычное и новаторское. Очень важно, что организатор конкурса и фестиваля – промышленная компания ОМК, базирующаяся в Выксе – дает архитекторам и дизайнерам необходимую для них возможность экспериментировать и реализовывать свои идеи. А если эти эксперименты заставят по-другому взглянуть на мир одного или двух местных жителей, этого уже будет достаточно. Обратите внимание: новации чаще происходят не в больших, а в маленьких городах – таких, как Вайль-на-Рейне в Германии, куда компания Vitra зовет архитекторов строить экспериментальные здания на своем кампусе. Автомобильная индустрия зародилась близ Штутгарта, а не в Берлине. А в России такие фестивали, как «Арт-Овраг», переводят на нестоличные центры фокус внимания с Москвы, Санкт-Петербурга, Сочи. Эти малые города нуждаются в предпринимателях, промышленниках, которые гордятся своим городом и хотят сделать что-нибудь на благо его жителей.

Как ни странно, в России промышленные компании гораздо более социально ответственны, чем в Европе. В Европе компания типа Nokia, получив дотацию от ЕС, строит фабрику в городе типа Бохума, но, как только ЕС перестает платить, закрывает производство, увольняет 1000 работников, и перебирается в более дешевую страну, в данном случае – в Венгрию, а потом еще куда-нибудь. Такие крупные компании уже оторвались от городов, где появились и где расположены их фабрики. Крупные российские компании, как ОМК в Выксе и «Группа Магнезит» в Сатке, по-прежнему ощущают свои корни и принадлежность к конкретному городу, пытаются развивать свою малую родину.
 
Ярославский Агропарк. Интеграция цифровых медиа в сельскохозяйственный проект © anOtherArchitect & TDI
Ярославский Агропарк. Интеграция цифровых медиа в сельскохозяйственный проект © anOtherArchitect & TDIоткрыть большое изображение
Ярославский Агропарк. Уровень агролесничества © anOtherArchitect & TDI
Ярославский Агропарк. Уровень агролесничества © anOtherArchitect & TDIоткрыть большое изображение

Архи.ру: В Перми был похожий эксперимент, там пытались создать новую «культурную столицу», но эта инициатива встретила сопротивление со стороны части жителей, очевидно, эти художественные инициативы и арт-объекты показались им чужеродным, столичным вторжением в их город. Не считаете ли вы это проблемой в работе с регионами, особенно с малыми городами?
 
Д.Д.: Я сам участвовал в 2007 в конкурсе PermMuseumXXI, поэтому я знаю этот город, бывал там. В Перми был совершенно другой подход, большие инвестиции, они пригласили архитекторов-«суперзвезд»: это были попытки изменить город «с помощью молота». Более успешный метод – это начать с небольших экспериментов. Фестиваль в Выксе сейчас пройдет лишь в третий раз, он начался как очень маленькое мероприятие и с тех пор вырос. Подобный подход мы сами применяем все время: Ярославский Агропарк — наш проект в сельской местности близ Ярославля, Пионер-Курорт — бывший лагерь, также близ Ярославля, в обоих этих работах мы трактуем проектирование как процесс. Мы разработали для заказчика стратегию развития на ближайшие 40 лет, т. к. сельскохозяйственный участок очень крупный, 8 000 га – размером с Манхэттен. И мы создаем для него концепцию для 2050 года, чтобы было ясно, в каком направлении двигаться, но это именно концепция, она может поменяться в любой момент. И процесс реализации состоит из маленьких шагов, каждый из которых требует точечной инвестиции и подразумевает выгоду для местных жителей; каждый такой шаг – это эксперимент, если он не удастся, это нестрашно, т. к. это малый масштаб, и на следующем этапе мы попробуем что-нибудь другое; а если он будет успешным, то мы сможем увеличить его размах.
Ярославский Агропарк. Концепция брендинга © anOtherArchitect & TDI
Ярославский Агропарк. Концепция брендинга © anOtherArchitect & TDIоткрыть большое изображение
Ярославский Агропарк © anOtherArchitect & TDI
Ярославский Агропарк © anOtherArchitect & TDIоткрыть большое изображение

Подобным образом мы в Сатке совместно с «Магнезитом» разработали  руководство по применению фирменного стиля компании для дизайна промышленных зданий, которое будут использовать ее сотрудники и приглашенные художники. Все эти проекты – совершенно иные, чем ситуация в Перми, где были грандиозные прожекты, где хотели полностью изменить город, пригласив для разработки мастерплана бюро KCAP, провели конкурс на здание музея, а председатель его жюри в итоге спроектировал там другой музей: странная история, которая показывает, что так делать нельзя. Потому что процесс проектирования – это также и возможность участия в нем общественности: жители могут понять любой замысел, они вовсе не глупы. И в результате получается работа «снизу вверх», в отличие от пермского пути, где все проекты насаждались сверху.
 
Архи.ру: Ваш проект в Сатке с участием жителей в форме игры: это проект для «Магнезита» или для городской площади?
 
Д.Д.: Это проект для площади в Сатке, с которым мы выиграли конкурс, но теперь мы работаем с «Магнезитом» и над другими объектами в этом городе, и везде мы приглашаем к участию жителей.
 
Архи.ру: И так вы постепенно меняете Сатку?
 
Д.Д.: Я постепенно меняю Россию!
беседовала: Нина Фролова
«Пионер-Курорт» близ Ярославля. Концепция брендинга и вид сверху © anOtherArchitect & TDI
«Пионер-Курорт» близ Ярославля. Концепция брендинга и вид сверху © anOtherArchitect & TDIоткрыть большое изображение
«Пионер-Курорт» близ Ярославля. Концепция брендинга © anOtherArchitect & TDI
«Пионер-Курорт» близ Ярославля. Концепция брендинга © anOtherArchitect & TDIоткрыть большое изображение
«Пионер-Курорт» близ Ярославля © anOtherArchitect & TDI
«Пионер-Курорт» близ Ярославля © anOtherArchitect & TDIоткрыть большое изображение
«Пионер-Курорт» близ Ярославля © anOtherArchitect & TDI
«Пионер-Курорт» близ Ярославля © anOtherArchitect & TDIоткрыть большое изображение
Концепция брендинга для ЖК «Загородный квартал» в Москве © anOtherArchitect & TDI
Концепция брендинга для ЖК «Загородный квартал» в Москве © anOtherArchitect & TDIоткрыть большое изображение
Концепция ландшафтного решения для ЖК «Загородный квартал» в Москве © anOtherArchitect & TDI
Концепция ландшафтного решения для ЖК «Загородный квартал» в Москве © anOtherArchitect & TDIоткрыть большое изображение

Комментарии
comments powered by HyperComments

ссылки:

последние новости ленты:

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Никита Токарев
  • Роман Леонидов
  • Валерий Лукомский
  • Сергей  Цыцин
  • Вера Бутко
  • Юрий Виссарионов
  • Александр Скокан
  • Алексей Горяинов
  • Юлия Тряскина
  • Сергей Скуратов
  • Екатерина Грень
  • Олег Карлсон
  • Александр Асадов
  • Дмитрий Ликин
  • Сергей Эстрин
  • Полина Воеводина
  • Олег Шапиро
  • Даниил Лоренц
  • Владимир Ковалёв
  • Константин Ходнев
  • Магда Кмита
  • Алексей Гинзбург
  • Сергей Переслегин
  • Антон Лукомский
  • Юлий Борисов
  • Евгений Герасимов
  • Анатолий Столярчук
  • Александр Бровкин
  • Петр Фонфара
  • Сергей Чобан
  • Наталья Сидорова
  • Андрей Романов
  • Никита Явейн
  • Михаил Крымов
  • Валерия Преображенская
  • Павел Андреев
  • Арсений Леонович
  • Шимон Матковски
  • Екатерина Кузнецова
  • Дмитрий Васильев
  • Наталия Шилова
  • Илья Уткин
  • Алексей Иванов
  • Олег Мединский
  • Тотан Кузембаев
  • Илья Машков
  • Сергей  Орешкин
  • Николай Переслегин
  • Антон Надточий
  • Сергей Труханов
  • Лукаш Качмарчик
  • Владимир Плоткин
  • Зураб Басария
  • Андрей Асадов
  • Никита Бирюков
  • Михаил Канунников
  • Андрей Гнездилов
  • Левон Айрапетов
  • Магда Чихонь
  • Александра Кузьмина
  • Александр Попов
  • Владимир Биндеман
  • Николай Миловидов
  • Карен Сапричян
  • Всеволод Медведев
  • Георгий Трофимов
  • Сергей Кузнецов
  • Игорь Шварцман

Постройки и проекты (новые записи):

  • Проект реставрации и приспособления объекта культурного наследия «Здание дома-коммуны Наркомфина» (2015–2017)
  • Жилой комплекс ЗИЛАРТ (лот №3)
  • Апарт-отель Пальм Джумейра
  • Башня и квартал на Якушева
  • Станция метро «Ржевская»
  • Жилой квартал TWIST&STEP
  • Интерьеры автосервисного комплекса «Авангард»
  • КП «Миллениум Парк»
  • Коттеджный поселок «Европа»

Технологии:

26.06.2017

Крепёж в стиле Smart

Темпы строительства с каждым годом всё больше поражают воображение. Всего за несколько месяцев на неприметном пустыре может вырасти огромный логистический терминал, производственное здание или торговый центр.
Компания Металл Профиль
21.06.2017

Какого цвета интерьеры будущего: мнение ведущего мирового эксперта

Ежегодно Международный Центр Эстетики компании AkzoNobel составляет прогноз по тенденциям цветового оформления интерьеров и объявляет модные оттенки ближайших лет. В 2017 в топе все оттенки голубого, от нежно-воздушного до индиго.
Dulux
19.06.2017

Программа «Мансарда без ошибок»

Строите дом? Проверим вашу мансарду на ошибки!
VELUX (Велюкс)
другие статьи