Возможное будущее

19 марта в Москве были подведены итоги конкурса на лучшее предпроектное решение архитектурно-градостроительного развития бывшей промзоны на Бережковской набережной. Победителем стало бюро «Меганом».

mainImg
Конкурс в октябре прошлого года объявила инвестиционно-финансовая компания LIRAL, в собственности которой и находится промзона общей площадью 26 га в столичном районе Дорогомилово. На карте Москвы эта территория обозначена традиционным для производственных зон серым пятном, размеры которого впечатляют. Оно протянулось от Киевского вокзала до Третьего транспортного кольца, занимая все пространство между железной дорогой и Бережковской набережной. По своим габаритам этот участок сопоставим с территорией «Красного Октября», впрочем не только площадь делает его чрезвычайно значимым с градостроительной точки зрения, но и само расположение. Близость к таким трассам, как ТТК и Кутузовский проспект, а также соседство с одним из крупнейших вокзалов столицы, сразу позволяют причислить эту промзону к числу транспортно доступных, а выход к Москва-реке и расположение прямо напротив Новодевичьего монастыря наделяет ее не только эффектными видами, но и возможностью самой активно участвовать в формировании речного фасада города. Собственно, именно поэтому регенерация участка, который по решению правительства Москвы в ближайшие годы будет освобожден от производства, и стала предметом конкурса.

При участии Союза архитекторов России компания LIRAL провела закрытое состязание, к участию в котором пригласила семь команд – «Архитектурное бюро Асадова», «Меганом», ТПО «Резерв», «АрхПроект-2», «Творческие мастерские» под руководством Михаила Шубенкова, а также авторские коллективы под руководством Павла Андреева (Моспроект-2) и Вадима Ленка (Моспроект-4). Конкурс носил характер предварительной консультации, т.е. его главной целью стало определение предварительных параметров и функций застройки, которые затем лягут в основу тендера на разработку документов территориального планирования. Нельзя не признать, что для российского девелопмента это практика довольно редкая: обычно застройщики советуются с маркетологами, а не архитекторами. LIRAL же решила на первом этапе сделать ставку на архитекторов и их видение развития площадки, посчитав, что начать реорганизацию такой территории необходимо с разработки именно архитектурно-градостроительной идеи, которую далее оптимизируют с точки зрения экономики и маркетинга. «На данном этапе мы намеренно не ставили архитекторам жестких ограничений и требований, а лишь поделились с ними своими соображениями о перспективах развития территории, – поясняет директор по маркетингу и продажам компании Всеволод Степанов, – поскольку хотели, чтобы они проявили максимально творческий подход и предложили решения, которые не только учтут особенности градостроительной ситуации, но и новые веяния в урбанистике и пространственно–планировочной архитектуре». 

Разрабатывая концепции застройки бывшей промзоны, все семь команд руководствовались схожими принципами. Во-первых, с учетом представленных заказчиком материалов, отражающих существующее положение,  всем архитекторам было очевидно, что на территории такой площади не может преобладать какая-то одна функция, поэтому каждый из них предложил свой сценарий многофункциональной застройки: жилье, офисы, всевозможные общественные пространства и сервисные службы – фактически, проекты различаются лишь их соотношением в границах участка. Во-вторых, все команды учли близость обширного природного комплекса, включающего территорию Парка им. Горького и долину реки Сетунь от Воробьевых гор. Конечно, с точки зрения пешеходной доступности они расположены далеко друг от друга, но Москва-река и ее набережные объединяют разрозненные парки в единую экосистему, поэтому решение продлить этот зеленый протуберанец в прежде совершенно лишенную какой-либо растительности часть города выглядело не только самым логичным, но и наиболее гуманным по отношению к проектируемой территории. Но, как говорится, дьявол в деталях: соотношение озелененных и застроенных территорий во всех проектах получилось разное.  

Самым экспериментальным в этом смысле можно назвать проект «Творческих мастерских» Михаила Шубенкова, который предусматривает создание на всей территории единой мегаструктуры бионических форм с холмистой озелененной кровлей. Внутри футуристического комплекса предполагается разместить культурно–выставочный комплекс международного класса, а также общественный, развлекательный и спортивный центры.
Проект «Творческих мастерских» Михаила Шубенкова

Едва ли не самую плотную и традиционно московскую застройку территории предложил коллектив под руководством Павла Андреева. Обнеся участок по внешнему периметру вспомогательными нежилыми функциями (так, от железной дороги новый район предполагается отделить буфером многоэтажных парковок с озелененными кровлями), архитекторы всю его основную площадь дробят на самодостаточные кварталы с благоустроенными внутренними дворами, образующими сквозные зеленые оси. Ближе к Киевскому вокзалу и не подлежащему сносу зданию ТЭЦ сгруппированы офисные здания, а между собой жилой и деловой районы связаны зеленым бульваром, который «простреливает» насквозь до Третьего транспортного кольца. Эта ось уравновешена перпендикуляром второго бульвара, выходящего к новому пешеходному мосту, который архитекторы предлагают перебросить к Новодевичьему монастырю.
zooming
Проект авторского коллектива под руководством Павла Андреева (Моспроект-2)

Кстати, стоит отметить, что почти все проекты так или иначе решали проблему связи нового района с городом: одни команды за счет моста через Москва-реку, другие с помощью создания перехода через железнодорожные пути. Пожалуй, наиболее масштабно этот вопрос проработало «Архитектурное бюро Асадова», предложив свое излюбленное решение – накрыть часть железнодорожных путей обитаемой платформой, на которой могут разместиться деловые, выставочные и иные функции общей площадью до 1 млн. кв.м. Соседство с ТТК, в свою очередь, породило эффектно изгибающийся дом-стену: выполняя роль шумозащитного экрана, он одновременно обеспечит своим жильцам панорамный вид на Воробьевы горы. А необходимость защиты от прилегающей ТЭЦ сподвигло архитекторов спроектировать в восточной части участка развитый культурно-общественный центр. Таким образом, выставив «форпосты» со всех неблагоприятных сторон, команда Асадова получила комфортное внутреннее пространство, где основные жилые и общественные площади размещены вокруг озера в обширном парке.
Проект «Архитектурного бюро Асадова»
Проект «Архитектурного бюро Асадова»

Живописный парк с озером и развитой системой дорожек в основу генплана положил и архитектор Владимир Плоткин. Каплевидная форма участка подчеркнута с помощью зеленых насаждений и компоновки основных объемов: в «воронке», ближе всего к ТЭЦ, ТПО «Резерв» размещает общественно-деловые здания, формирующие почти сплошной фронт застройки, тогда как жилые дома, наоборот, подчеркнуто разнесены друг от друга и от водоема расходятся в разные стороны словно лучи солнца. В этом проекте предусмотрено сразу два пешеходных моста – и через реку, и через железную дорогу, к станции метро «Студенческая», – причем авторы и на них высаживают невысокие деревья.
Проект ТПО «Резерв»
Проект ТПО «Резерв»

Обитаемая зеленая платформа и линейные здания стали главной темой и проекта, разработанного командой Вадима Ленка. Зигзагообразные полностью остекленные здания динамично и где-то даже хаотично врезаются в рукотворный ландшафт, образуя сложную систему дворов и скверов. Многие объемы приподняты на опоры, что, по замыслу авторов, сделает территорию комплекса более доступной для горожан, а сама экспрессивность генплана, видимо, призвана подчеркнуть его современность и близость к Москва-сити.
Проект авторского коллектива под руководством Вадима Ленка (Моспроект-4).

Многоэтажный дом-экран, образующий в плане букву М, есть и в проекте бюро «АрхПроект-2». Правда, команда Алексея Шутикова трактовала таким образом не жилое, а офисное здание, зигзагообразные корпуса которого защищают территорию от шума железной дороги. От малоэтажной жилой застройки оно отделено бульваром, часть которого проложено прямо сквозь офисные корпуса. Под углом 45 градусов к нему проложена пешеходная торговая улица – образованный этими осями «створ» и должен стать эпицентром общественной активности нового района, а местом их пересечения служит площадь, сформированная 2-3-х этажными объемами сохраняемых исторических зданий, которые предполагается объединить стеклянным фасадом стилобата.
Проект бюро «АрхПроект-2»

Проект победителя конкурса бюро «Меганом» от всех представленных выше концепций, пожалуй, отличается только одним – его авторы не сосредотачивались на создании целостного архитектурного образа регенерируемой территории. Наоборот, понимая, что участвуют в конкурсе-консультации, они сделали ставку на стратегию постепенного перепрофилирования бывшей промзоны методом создания отдельных кластеров. Архитектурное решение зданий здесь, например, не проработано вообще: на визуализациях «Меганома» мы видим условные белые параллелепипеды, конусы и цилиндры. Суть проекта – в том, как именно эти объемы распределены по территории и какие пространства образуют внутри участка. Как нам рассказал руководитель авторского коллектива архитектор Юрий Григорян, в основу концепции преобразования положена преемственная сетка улиц и внутриквартальных проездов, которая позволит промзоне перевоплощаться постепенно. «Меганом» не настаивает на полном сносе существующих строений – наоборот, на первых этапах реализации проекта бюро предусматривает сохранение большинства объемов и их «осовременивание» с помощью объектов временной архитектуры. Новые пешеходные связи «Меганом» предлагает создать со «Студенческой», станцией МЖД и противоположной набережной.

Проект бюро «Меганом»

«Сейчас это относительно тихое и незаметное место в городе, но оно способно «активироваться» – и с помощью создания хотя бы одного пешеходного моста, и благодаря появлению внутри этой зоны пешеходной улицы», – поясняет Юрий Григорян. Логичным развитием территории в этом контексте выглядит и ее значительное озеленение – не усложняя проект ни насыпными холмами, ни озелененными кровлями, архитекторы тем не менее находят способ привести деревья в каждый переулок и каждый двор. «Работа «Меганома» была признана лучшей именно благодаря своему сбалансированному урбанистическому подходу, – комментирует Всеволод Степанов. – Этот проект показывает не только итог развития территории, но и сам процесс, дает, если можно так выразиться, промежуточные снимки, позволяющие инвестору видеть регенерацию в динамике и то, как новые строения приходят на смену сложившейся застройке, в определенные интервалы времени гармонично сосуществуя между собой».

Проект бюро «Меганом»

Впрочем, победа «Меганома» в конкурсе-консультации еще не означает, что регенерация промзоны на Бережковской набережной будет реализована по сценарию, предложенному этим бюро. Подведя итоги состязания, компания LIRAL намерена подробно исследовать все полученные концепции, уже с учетом экономической и маркетинговой составляющих, а также консультаций с Москомархитектуры, и объединить наиболее интересные и эффективные решения в итоговом проекте, который должен быть разработан к середине 2014 года. 

03 Апреля 2013

Итоги 2017
Рассматриваем события прошедшего года: как главные, обещающие много суеты в будущем, так и просто интересные.
Технологии и материалы
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Сейчас на главной
Pro forma
Появились фотографии реализованной в Черняховске вискикурни архитекторов TOTEMENT / PAPER – объекта, продолжающего их же Музей коньяка. Из простого, в общем-то, технически промышленного, объема и пространства, архитекторы сделали целый театр, насыщенный впечатлениями. Смотрим. Всем советуем экскурсию на вроде бы завод, а на самом деле – эксперимент по театрализации темы приготовления крепких напитков. И не только ее, а и «чистого искусства», способного развиваться где угодно.
Исток, гнездо и колос
В конце прошлого года бюро ASADOV подвело итоги конкурса на лучший семейный клуб, который проводило при поддержке Союза архитекторов России. Принять участие в нем могли молодые архитекторы и студенты профильных вузов. С запозданием, но знакомим с победителями конкурса.
Жизнь в замке
Амалия Тавелла и ее бюро превратили замок среди виноградников Прованса в выставочное пространство, дополненное дюжиной гостиничных номеров.
Вишневая фабрика
Мастерская PROJECTLIFE разработала проект реконструкции дома культуры в городе Уварово для размещения производства энергосберегающих полиуретановых изделий. Смену функции архитекторы маркируют более динамичной композицией, соответствующей технологии перепланировкой, а также кирпичной облицовкой. Также проект предполагает использование принципов устойчивого строительства.
Крути педали
Первый участок ВЕЛО1 – маршрута между Москвой и Петербургом – соединяет города Дубна и Яхрома. Благоустройством трассы занималось бюро EASYBUREAU совместно с АНО «Вело1»: с помощью ландшафтного дизайна дорожка вписана в разнообразные пейзажи, а по пути следования появились деревянные настилы, площадки для отдыха, пункты проката и ремонта.
MADA 2025: итоги премии MosBuild для молодых архитекторов...
В начале апреля на выставке MosBuild 2025 подвели итоги премии для молодых архитекторов и дизайнеров MosBuild Architecture & Design Awards. Номинаций в этом году было семь: шесть традиционных и одна новая – от бизнес-сообщества MosBuild Connect. Рассказываем о победителях.
Славянский мотив
По проекту бюро «Лепо» в Старом Осколе открылась пекарня, которая оживила советский микрорайон: за стенами обычного торгового павильона скрывается интерьер с декоративными подзорами, мозаичными стенами и сочным терракотовым цветом.
Сечение по Краснодару
Стали известны лауреаты смотра-конкурса «Золотое сечение 2025». Гран-при достался тренировочной базе футбольного клуба «Краснодар» Максима Рымаря. Публикуем полный список награжденных.
Арт-мельница
Историческая автоматическая мельница в чешском Пардубице претерпела сложную, многосоставную реставрацию усилиями бюро TRANSAT и Prokš Přikryl, став в итоге важным художественным центром.
Приморская волна
Градсовет Петербурга рассмотрел проект санаторного комплекса в Солнечном, представленный руководителем бюро «А.Лен» Сергеем Орешкиным. Экспертам понравилась архитектура, но большие сомнения вызвала среда, которая намекает на вероятность апартаментов: дисперсная застройка, небольшое количество парковочных мест и отсутствие крытого бассейна плохо сочетаются с типологией комплекса.
Арка и треугольник
Новый бизнес-центр Stone Мневники от Kleinewelt Architekten, для того же заказчика, что и на Ходынке, в чем-то перекликается с проектами для нее. Но не во всем. В Мневниках больше углов, и сами авторы говорят, что проект построен на контрасте. Действительно, если в первой очереди присутствуют намеки на классику, хотя и очень легкие – ну, хотя бы те же арки, и просто, и перевернутые, то есть ее прообразом можно считать восьмидесятые; то во второй очереди в роли отдаленного прообраза модернизм семидесятых. Их объединяет калейдоскоп не лишенного дерзости благоустройства из лучей и треугольников.
Вторая итерация
Градсовет Петербурга повторно рассмотрел проект дома, который повлияет на панорамы Большой Невки. Бюро «А2» прислушлось к рекомендациям и поработало с ритмом, торцами и верхним террасированным уровнем. Эксперты поддержали улучшения и признали проект удачным.
Парящие ступени
В поместье в горах на юге Китая появились два павильона по проекту бюро DoDesign: они вдохновлены типичными для этой местности огромными камнями.
Солнечный дуплекс
Небольшой отель в Солнечногорске, рассчитанный на автономное размещение двух компаний, построен по проекту DO buro. В сценарий здания заложена как возможность уединения, так и совместного времяпрепровождения: у каждого жилого модуля свой двор и гостиная с панорамным окном, а объединяет их терраса, которую можно использовать в качестве дополнительной площадки для отдыха.
Домашняя триада
Дом по проекту Neogenesis+Studi0261 в Сурате на западе Индии состоит из трех почти одинаковых и независимых секций: здесь с удобством разместились несколько поколений одной семьи.
Тень от франжипани
Ресторан, построенный по проекту бюро Максима Цыбина Overhead на острове Бали, простыми и крупными формами подсвечивает колоритный контекст: на фоне белых и бетонных поверхностей ярче проступает разнообразие растительности, самобытность придомовых храмов и детали окружающих зданий.
Убежище архитектора
Собственный дом архитекторов студии Quatrobase в Московской области изобретателен и включает множество нестандартных решений: двусветную гостиную при каркасной технологии строительства, темный фасад и контрастные окна, а также целый ряд интерьерных и технических находок.
Фабрика здоровья
Работая над проектом оздоровительно-туристического комплекса на берегу Енисея, архитекторы ПТАМ Виссарионова поставили перед собой задачу создать оздоровительные пространства, усиливающие пользу воздействия природы и медицинских процедур на тело и душу. Объемно-пространственные нацелены стимулировать взаимодействие гостей с ландшафтом и друг с другом.
Рыночный куб
MVRDV предложили для тайваньского города Чжубэй новую, максимально гибкую типологию рыночной постройки, применив свой излюбленный прием штабелирования этажей и функций.
Дом над соснами
Дом на юго-западе Франции по проекту Maud Caubet Architectes приподнят над землей, чтобы владельцы могли любоваться кронами сосен.
Механика цветения стеклянного леса
Комплекс апартаментов Саввинская 27 от Level, строительство которого сейчас уже подходит к концу на вытянутом вдоль реки протяженном участке рядом с Новодевичьим монастырем, – обладает очень смелой для Москвы пластикой. Визуально он похож на результат работы стеклодува в соавторстве со скульптором, этакие стеклянно-бетонные джунгли, ритмизованные, но растущие энергично и живописно. Воплотить такую идею – не так-то просто. Рассказываем о концепции ODA и о методах, использованных архитекторами компании АПЕКС для ее реализации. Показываем узлы.
Третья пространственная
Профессор МАРХИ Максим Полещук написал книгу об инновациях. Она выйдет в свет в мае 2025, а пока показываем расширенную авторскую аннотацию. Там сказано, что книге есть разгадка освобождения архитектуры от «плена традиционных институтов: заказчик – подрядчик, проектировщик – строитель, чиновник – девелопер».
Античность и недвижимость
Бюро OMA выиграло конкурс на проект реконструкции футбольного стадиона «Сельман Стермаси» в Тиране: вокруг модернизированной арены появятся жилье, офисы и гостиница.
Между действительным и виртуальным
Интерьер бутика Nude Story на Кузнецком Мосту, реализованный по проекту Романа Гуляева и Марии Цахариас, может показаться очень уж модным: очищенный кирпич, обилие медиа-экранов. Но он освежает и даже завораживает парадоксами, начиная от обилия медиа-экранов в историческом интерьере и заканчивая «фрагментами» каннелированных колонн травянистого цвета.
Благоустройство глазами студентов
В начале марта в Минстрое России подвели итоги Национального студенческого конкурса «Благоустрой!» Были определены победители в шести номинациях, а также обладатель гран-при конкурса в миллион рублей. Рассказываем о проектах-победителях.
Вент-фасад: беда или мелочь?
Еще один памятник модернизма под угрозой: Донскую публичную библиотеку в Ростове-на-Дону архитектора Яна Заниса планируется ремонтировать «с максимальным сохранением внешнего облика» – с переоблицовкой камнем, но на подсистеме, и заменой туфа в кинозале на что-то акустическое. Это пример паллиативного подхода к обновлению модернизма: искажения не касаются «буквы», но затрагивают «дух» и материальную уникальность. Рассказываем, размышляем. Проект прошел экспертизу, открыт тендер на генподрядчика, так что надежды особенной нет. Но почему же нельзя разработать, наконец, методику работы со зданиями семидесятых?
Песнь песней
В Европейском университете в Санкт-Петербурге открылась персональная выставка Сергея Мишина «Проект проекта». По его собственному определению, на ней представлена руда, из которой добывается вещество архитектуры: графика, блокноты, заметки и осколки, предшествующие рабочим чертежам. Кроме графики есть и тексты Сергея Мишина и о нем – выдающиеся примеры того, как можно говорить об архитектуре.