Архитектура: ZUN Architecture and Design
Общая площадь: 450 кв.м (основной дом), 240 кв. м (гостевой дом), 60 кв. м (баня)
Строительство: 2019
На просторном участке площадью более гектара, расположенном прямо на берегу водохранилища, архитекторы разместили вместительный основной дом, гостевой дом, совмещенный с гаражом, теплицу, отдельную баню и пристань для катеров. Участок имеет заметный уклон с перепадом высот до семи метров, и эту особенность авторы проекта обыграли максимально зрелищно, создав подобие парадной лестницы, совмещенной с террасным садом.
Жилые объемы выполнены из обычного конструктивного бетона, снаружи утеплены минеральной ватой и сверху частично облицованы деревянными панелями, покрашенными в темный цвет, а частично закрыты столетней амбарной доской, которую специально заказали в США. Эти доски ничем не обработаны и создают очень активную и живую поверхность, красиво стареющую с течением времени, а на северных фасадах даже постепенно покрывающуюся мхом.
Основной дом размещен в самой высокой точке участка и ориентирован на воду. Вытянутый первый этаж вместил все жилые комнаты, которые выходят на единую просторную террасу, облицованную все той же амбарной доской, и кухню. Огромные сдвижные рамы остекления террасы позволили максимально раскрыть дом в сторону сада и берега. А поскольку терраса смотрит на север, жилые комнаты не перегреваются даже летом и не нуждаются в дополнительной системе кондиционирования. Верхний объем, из которого открывается прекрасный вид на водохранилище, получил заметно меньшую площадь, в нем разместили гостиную с камином и обеденной зоной. Южный же фасад, обращенный к въезду, наоборот, максимально закрыт и лишь прорезан хаотично расположенными прямоугольниками окон, создающими внутри прихотливую игру света.
И если в облике этого дома бетон играет, скорее, вспомогательную роль поверхности, оттеняющей фактуру деревянной облицовки, то в интерьерах именно он исполняет главную партию. Открытые потолки и фрагменты стен, сочетаются с оштукатуренными белыми плоскостями, создавая нейтральный и контрастный фон для авторской мебели и предметов коллекции современного искусства и скульптуры, принадлежащей заказчику. Гипсокартон позволил также спрятать электрику, светильники и другую необходимую инженерию.
Комментарий архитектора
Рустам Керимов, сооснователь архитектурного бюро ZUN, автор проекта.Для меня архитектура – это прежде всего объём, а не какой-то конкретный материал. В этом смысле я сторонник «честной» архитектуры, без украшательства и налепливания чего-либо сверху. Если получилось создать действительно хороший объём, пусть даже какая-то отдельная стена окажется не идеальной, не слишком красивой, в контексте всего объема она будет смотреться.
«Вилла-TX» для меня стала первым опытом работы с бетоном и, наверное поэтому, я во всем стремился достичь идеала. Мы долго экспериментировали с составом смеси, пытались варьировать фракцию щебня, разрабатывали отдельно чертежи опалубки, пытались брашировать доски в погоне за интересной фактурой для того, чтобы получить как можно более качественную поверхность. Но в результате выбрали самый обычный конструктивный бетон, самую обычную арматуру и самую обычную ламинированную фанеру. Открытые поверхности даже не шлифовали, только в некоторых местах, где это было необходимо, защитили прозрачным составом, который укрепляет материал, но никак не сказывается на его внешнем виде.