Размышления о концептуальном дизайне

Реклама
Компaния:
Bricsys
Работа над любым проектом начинается с эскиза. А среди инструментов самым творческим и интуитивным остаются карандаш и бумага. Стремление, а точнее, необходимость уйти за рамки карандаша и бумаги уже ни у кого не вызывает сомнений. Но при этом остается желание сохранить гибкость и простоту ручного эскизирования.

Программы, ориентированные на концептуальную прорисовку проекта, как правило, обладают минимальным набором инструментов и предоставляют ограниченные возможности создания моделей, применение которых, в большинстве случаев, ограничивается презентацией будущего проекта потенциальному заказчику. Внесение изменений в такую модель – достаточно сложная процедура, особенно в случае моделирования на уровне поверхностей и сетей.

Прямо противоположный подход – использование для этих целей полноценных систем 3D моделирования и визуализации, или даже профессиональных САПР, рассчитанных на обеспечение полного цикла проектных работ. Этот подход может показаться более грамотным, т.к. усилия, затраченные на этапе проработки концепции, не пропадут зря и созданная Вами эскизная модель будет положена в основу будущей BIM-модели. Однако и недостатки такого подхода весьма очевидны – для проработки эскизов с использованием профессиональной САПР потребуется гораздо больше времени, чем при выполнении той же работы с помощью программы, предназначенной для концептуального проектирования.

В качестве компромиссного решения может быть использован программный продукт SketchUp, который за последнее время занял, по сути, позицию лидера, сочетая в себе простоту, интуитивность и удобство. Быстрая установка, обширные библиотеки, доступ к видеоурокам – все это позволило завоевать SketchUp завидную популярность. Однако и здесь не обошлось без некоторых существенных недостатков. Предлагаемая бесплатная версия SketchUp работает с поверхностями и сетями, но абсолютно не предоставляет возможностей твердотельного 3D моделирования.

В то же время, поддержка твердотельного моделирования имеет большое значение. Это связано, прежде всего, с тем, что твердотельное моделирование обеспечивает высокую математическую точность. Кроме того, твердые тела могут многократно редактироваться без потери целостности, и число таких изменений практически не ограничено. Вы можете радикально изменить твердотельную модель, и она корректно воспримет все эти изменения, включая скульптурную деформацию, которая применяется для создания художественных элементов. Именно такой подход, сочетающий интуитивность, простоту и возможности твердотельного моделирования, был заложен в основу нового инновационного продукта от компании Bricsys, который получил название BricsCAD Shape.

Что же представляет собой BricsCAD Shape?

BricsCAD Shape – это бесплатное приложение для концептуального 3D моделирования. Это компактный и быстрый продукт, использующий стандартный формат DWG 2018. Стоит обратить внимание на последний момент, который является очень важным. Использование классического формата DWG не только обеспечивает точность на уровне профессиональных систем проектирования, но и позволяет передать созданную в BricsCAD Shape модель в любую САПР или BIM-систему, и продолжить работу с ней, вместо того чтобы начинать всю разработку модели заново.
zooming
zooming

Как видно из приведенного выше скриншота, BricsCAD Shape имеет очень простой интерфейс. Программа изначально создавалась, как средство концептуального проектирования и адресована архитекторам и дизайнерам, поэтому в ее интерфейсе нет ничего лишнего. Кстати, чувство юмора разработчиков удачно гармонирует с уважением к профессионалам своего дела. Один из мужчин, изображенных в поле чертежа – французский архитектор Жан Нувель. В библиотеке персонажей встречаются также Заха Хадид, Тадао Андо, Ле Корбюзье́ и многие другие выдающиеся архитекторы прошлого и настоящего.

Идея, заложенная в интерфейс BricsCAD Shape, состоит в том, чтобы большую часть работы пользователь мог выполнить с помощью всего 18 кнопок, размещенных на одной панели. Некоторые из этих кнопок имеют выпадающие меню с дополнительным набором команд. При необходимости можно даже включить привычную для пользователей AutoCAD и BricsCAD командную строку, которая по умолчанию скрыта. Но попробуйте поработать без нее и использовать позаимствованное из BricsCAD интеллектуальное квадро-меню и Вы убедитесь, что этот элемент интерфейса значительно экономит время и уменьшает количество выполняемых операций. Секрет удобства BricsCAD Shape прост – большинство операций выполняются средствами прямого моделирования, и в какой-то момент создается впечатление, что у Вас в руках действительно карандаш и лист бумаги.

Использование формата DWG выглядит еще более логичным и оправданным, если взглянуть на всю линейку продуктов Bricsys. Флагманский продукт BricsCAD BIM использует этот же формат в качестве основы для реализации технологии информационного моделирования BIM. С точки зрения Bricsys, BricsCAD Shape – это только начало технологической цепочки. После прохождения процедуры согласования и успешного утверждения эскиза модель передается в BricsCAD BIM, где уже выполняется ее автоматическая параметризация, автоматическая же классификация элементов здания, пространственная привязка и насыщение модели IFC-совместимой информацией о назначении, материалах, производителе и других характеристиках составляющих ее элементов.

С учетом вышесказанного вполне очевидно, что в первую очередь программа BricsCAD Shape предназначена для рынка архитектурно-строительных приложений. Но ничто не мешает использовать ее и для других целей, например, для просмотра и редактирования .dwg файлов, или как инструмент для прототипирования.

Как получить программу? Скачать BricsCAD Shape можно с официального сайта. Здесь нет огромных файлов и многоэтапных процессов установки. Есть только обычная загрузка дистрибутива размером около 200 Мб. У меня время загрузки составило 2 мин 37 сек. На установку программы, включая ожидание моих ответов, потребовалось 38 сек. Первый запуск и регистрация были выполнены за 15 сек. После этого открылось окно «Начало работы». На открытие первого чертежа ушло еще 10 сек.

Таким образом, всего за 4 минуты я приступил к работе с Shape. Это даже меньше того времени, которое потребуется на чтение этого текста.

Ну и в довершение еще пара слов о том, что же еще, помимо интерфейса и технологий привлекает меня в этом продукте. Первое: он совершенно бесплатный, в том числе и для коммерческого использования. Второе: согласовав эскизный проект, я автоматически получаю достаточно детально проработанную BIM-модель. И третье, весьма важное обстоятельство: я использую Shape в офисе на Windows, дома на Ubuntu, и на MacBook на выездах. Такой гибкостью не может похвастать даже OpenOffice, не говоря уже о разного рода САПР.

В целом, на мой взгляд, продукт получился достаточно интересный и, как минимум, заслуживает того, чтобы установить его и попробовать набросать пару эскизных моделей. Как говорится, лучше один раз увидеть.

 

Поставщики, технологии

Bricsys

05 Декабря 2018

Технологии и материалы
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Сейчас на главной
Четыре угла
Мастерская Юрия Ширяева предложила концепцию реновации псковского квартала, расположенного недалеко от центра города, но в стороне от туристических потоков. Комплекс кирпичных зданий восстановит фронт улиц и насытит функциями квартал, внутри которого спрячется сад с искусственным водоемом.
Парадокс острога
Вокруг омского аэропорта в этом году собралось немало любопытных пластических идей. Проект KPLN апеллирует к истории Омска как острога, но трансформирует мысль о крепости до почти полной неузнаваемости: «срезает» конические завершения бревен, увеличивает и переворачивает. Получается гипостиль – лес конических колонн на опорах-точках, со световыми фонарями вверху.
Источник знаний
Новое здание средней школы в Марселе по проекту Panorama Architecture удачно трактует на первый взгляд очевидный образ раскрытой книги.
Преображение Анны
Для петербургской Анненкирхе Сергей Кузнецов и бюро Kamen подготовили проект, который опирается на принципы Венецианской хартии: здание не восстанавливается на определенную дату, исторические наслоения сохраняются, а современные элементы не мимикрируют под подлинные. Рассказываем подробнее о решениях.
Парадокс временного
Концепция павильона России для EXPO 2025 в Осаке, предложенная архитекторами Wowhaus – последняя из собранных нами шести предложений конкурса 2022 года. Результаты которого, напомним, не были подведены в силу отмены участия страны. Заметим, что Wowhaus сделали для конкурса три варианта, а показывают один, и нельзя сказать, что очень проработанный, а сделанный в духе клаузуры. Тем не менее в проекте интересна парадоксальность: архитекторы сделали акцент на временности павильона, а в пузырчатых формах стремились отразить парадоксы пространства и времени.
Крепость у реки
Бюро МАКЕТ объединило формат японской идзакаи с сибирской географией: ресторан открылся в одном из зданий Омской крепости, декор и мебель отсылают к рекам Омь и Иртыш, а старый кирпич дополняют амбарные доски и сухие ветки.
Форум времени
Конкурсный проект павильона России для EXPO 2025 в Осаке от Алексея Орлова и ПИ «Арена» состоит из конусов и конических воронок, соединенных в нетривиальную композицию, в которой чувствуется рука архитекторов, много работающих со стадионами. В ее логику, структурно выстроенную на теме часов: и песочных, и циферблатов, и даже солнечных, интересно вникать. Кроме того авторы превратили павильон в целую череду амфитеатров, сопряженных в объеме, – что тоже более чем актуально для всемирных выставок. Напомним, результаты конкурса не были подведены.
Зеркала повсюду
Проект Сергея Неботова, Анастасии Грицковой и бюро «Новое» был сделан для российского павильона EXPO 2025, но в рамках другого конкурса, который, как нам стало известно, был проведен раньше, в 2021 году. Тогда темой были «цифровые двойники», а времени на работу минимум, так что проект, по словам самого автора, – скорее клаузура. Тем не менее он интересен планом на грани сходства с проектами барокко и эмблемой выставки, также как и разнообразной, всесторонней зеркальностью.
Корабль
Следующий проект из череды предложений конкурса на павильон России на EXPO 2025 в Осаке, – напомним, результаты конкурса не были подведены – авторства ПИО МАРХИ и АМ «Архимед», решен в образе корабля, и вполне буквально. Его абрис плавно расширяется кверху, у него есть трап, палубы, а сбоку – стапеля, с которых, метафорически, сходит этот корабль.
«Судьбоносный» музей
В шотландском Перте завершилась реконструкция городского зала собраний по проекту нидерландского бюро Mecanoo: в обновленном историческом здании открылся музей.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке с АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти в архитектурным интересом.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Города Ленобласти: часть II
Продолжаем рассказ о проектах, реализованных при поддержке Центра компетенций Ленинградской области. В этом выпуске – новые общественные пространства для городов Луга и Коммунар, а также поселков Вознесенье, Сяськелево и Будогощь.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
Сахарная вата
Новый ресторан петербургской сети «Забыли сахар» открылся в комплексе One Trinity Place. В интерьере Марат Мазур интерпретировал «фирменные» элементы в минималистичной манере: облако угадывается в скульптурном потолке из негорючего пенопласта, а рафинад – в мраморных кубиках пола.
Образ хранилища, метафора исследования
Смотрим сразу на выставку «Архитектура 1.0» и изданную к ней книгу A-Book. В них довольно много всякой свежести, особенно в тех случаях, когда привлечены грамотные кураторы и авторы. Но есть и «дыры», рыхлости и удивительности. Выставка местами очень приятная, но удивительно, что она думает о себе как об исследовании. Вот метафора исследования – в самый раз. Это как когда смотришь кино про археологов.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Связь поколений
Еще одна современная усадьба, спроектированная мастерской Романа Леонидова, располагается в Подмосковье и объединяет под одной крышей три поколения одной семьи. Чтобы уместиться на узком участке и никого не обделить личным пространством, архитекторы обратились к плану-зигзагу. Главный объем в структуре дома при этом акцентирован мезонинами с обратным скатом кровли и открытыми балками перекрытия.