Концепция реконструкции Красноярского государственного театра оперы и балета им. Д.А. Хворостовского
информация:
-
статус
проект -
даты
12.2022 — 04.2023Театр был построен в 1966-1978 гг. по проекту архитектора И. Михалева, вместе с площадью он формировал градостроительный ансамбль и важный городской центр. Главный театр Красноярска, как и многие советские театры, был построен как музыкальный и позже приспособлен для оперы и балета. В связи с этим у театра изначально не было достаточно гримерных и репетиционных залов, а сейчас он еще острее в них нуждается. Более того, в настоящее время театру необходима полная трансформация, которая позволит пересмотреть его роль в городской жизни. -
место
Красноярск
в границах улиц Вейнбаума – Бограда – Перенсона и створа улицы Урицкого -
координаты
56.008670, 92.868919 -
функция
Культурный / Театр -
теги
send.project -
общая площадь
20 650 м2 -
высота
30,6 -
этажность
6 -
строительный объем
174 300 м3 - 2-уровневый паркинг под площадью 530 м/м
Дмитрий Ликин
Dmitry Likin / РоссияОлег Шапиро
Oleg Shapiro / РоссияWOWHAUS
WOWHAUS / Россияавторский коллектив
Руководители бюро: Олег Шапиро, Дмитрий Ликин
Руководитель проектной группы: Татьяна Старченко
Ведущий архитектор: Антон Губанов
Архитекторы: Мария Лепина, Елена Лопаткина, Аминат Ибрагимова, Андрей Севостьянов, Дана Шибзухова, Мария Савельева
Ландшафтный архитектор: Виталий Бубнов
Менеджер проекта: Дарья Николаева
Руководитель проектной группы: Татьяна Старченко
Ведущий архитектор: Антон Губанов
Архитекторы: Мария Лепина, Елена Лопаткина, Аминат Ибрагимова, Андрей Севостьянов, Дана Шибзухова, Мария Савельева
Ландшафтный архитектор: Виталий Бубнов
Менеджер проекта: Дарья Николаева
партнеры, заказчики, смежники
Проект сценического оборудования: «SISTEMA»
Заказчик: Красноярское государственное автономное учреждение культуры Красноярский государственный театр оперы и балета имени Д.А. Хворостовского (по инициативе губернатора Александра Усса при поддержке компании «Норникель»)
Заказчик: Красноярское государственное автономное учреждение культуры Красноярский государственный театр оперы и балета имени Д.А. Хворостовского (по инициативе губернатора Александра Усса при поддержке компании «Норникель»)
награды:
- Победитель Открытого архитектурного конкурса на разработку архитектурно- градостроительной концепции реконструкции здания Краевого государственного автономного учреждения культуры Красноярского государственного театра оперы и балета им. Д.А. Хворостовского
Архи.ру об этом объекте:
28.06.2023
Юлия Тарабарина. Опровержение и сравнение: конкурс красноярского театра
Начали писать опровержение – ошиблись, при рассказе о проекте Wowhaus, который занял 1 место, с оценкой объема сохраняемых конструкций, из-за недостатка презентационных материалов – а к опровержению добавилось сравнение с другими призерами, и другие проекты большинства финалистов. Так что получился обзор всего конкурса. Тут, помимо разбора сохраняемых разными авторами частей, можно рассмотреть проекты бюро ASADOV, ПИ «Арена» и «Четвертого измерения». Два последних старое здание не сохраняют.
Я ошиблась. Рассказывая о проекте победителя конкурса на реконструкцию Красноярского театра оперы и балета, бюро Wowhaus, я сообщила, что театр будет снесен полностью, помимо сохраняемых скульптур девушек-муз и воспроизводимого звездчатого витража фо... читать дальшедругие тексты Архи.ру:
09.06.2023
Юлия Тарабарина. Черная сопка
описание:
Wowhaus предложили решение проблемы, которое полностью изменит театр и театральную площадь. В новом здании театра сохранится модернистский дух его предшественника, но при этом будут задействованы новейшие сценические технологии. Более того, мировые тренды последних лет предполагают, что современный театр не ограничивается зрительным залом. Красноярский театр оперы и балета станет универсальным пространством, где действие разворачивается не только в помещениях, но и за пределами здания. Новая театральная площадь станет активным сценическим и общественным пространством, которое вернет себе роль городского центра и укрепит городские связи.
«Новый, но знакомый». Внешняя особенность театра – в его подобии. Несмотря на то, что здание будет полностью перестроено, оно убережет свои узнаваемые черты. Новый театр сохранит ту же высоту и унаследует у своего предшественника форму, габариты главного зала, крестообразные мраморные решетки на фасаде и колоннаду по бокам здания. Скульптурная группа («музы», девушки с музыкальными инструментами) будет перенесена к колоннаде.
Больше и насыщеннее. За внешним подобием скрывается новый мир: театр расширен в габаритах, теперь там будет целых восемь уровней. Углубление здания позволит разместить ниже уровня улицы фойе, ресторан и театральный музей, о котором уже давно мечтали администрация театра и его труппа.
У посетителей появится возможность выбраться на крышу театра: там будет летняя площадка с экраном для кинопоказов и онлайн-трансляций спектаклей. С крыши откроется вид на город и геологическую знаменитость окрестностей Красноярска – Черную сопку.
Черная сопка (главный зал). Черная сопка – потухший вулкан и главная вершина Красноярского края. Ее образ обыгран и в интерьере главного зрительного зала. Основной зал театра решен в темных тонах, панели на стенах повторяют неровную структуру горного камня. Круглая люстра напоминает жерло вулкана, таким образом зритель и сценическое действие как будто находятся в его центре.
Сцена главного зала легко трансформируется. Подъемные механизмы позволяют быстро перемещать декорации, а также поднимать и опускать оркестровую яму на уровень зрительного зала, планшета сцены, трюма. Особое внимание авторы проекта уделили работе со светом: архитекторы вместе с профессионалами в области сценического оборудования «SISTEMA» продумали множество сценариев освещения (вплоть до обратной проекции).
Театральная машина. Многофункционален не только главный зал: все пространства в здании и на площади имеют разные конфигурации и трансформируются в зависимости от художественной задачи. У постановщиков будет широкий спектр возможностей для творчества.
Уровнем ниже главного зала разместится универсальный зал – это полностью трансформируемое пространство, в котором можно будет провести как камерный спектакль, так и выставку, конференцию или частное мероприятие.
Теперь в театре будет достаточно репетиционных залов для всех участников сценического действия: для оркестра, хора, артистов балета. Дубль-сцена предназначена не только для генеральных репетиций, там можно также проводить камерные спектакли, выступления хора.
На трех этажах здания появятся гримерные, которых так не хватает театру сейчас. В отдельном зале разместится детская театральная студия.
Новый городской центр. В 60-е театр и площадь задумывались как цельный ансамбль и центр городской жизни. Архитекторам Wowhaus было важно восстановить эту связь и вернуть театральной площади ее значимость.
На площади появятся павильоны с кафе, кассами и туристическим центром. Крыши павильонов будут выполнены в виде озелененных амфитеатров, плавно вырастающих из земли. Еще один амфитеатр появится у входа в театр, на его площадке можно проводить летние спектакли и другие городские события. На центральной аллее площади смогут разместиться террасы кафе. Фонтаны будут реорганизованы: теперь на площади будет сухой фонтан, а также водные поверхности около боковых галерей.
Помимо летних вариантов досуга, для площади крупнейшего города Сибири продуман и зимний сценарий. Зимой на театральной площади появится каток, а между павильонами могут разместиться ярмарочные киоски.
Архитекторы стремились сохранить связь площади с набережной и расширить пешеходную зону: для этого машинам перекроют доступ на территорию, паркинг займет два подземных этажа под площадью.
«Новый, но знакомый». Внешняя особенность театра – в его подобии. Несмотря на то, что здание будет полностью перестроено, оно убережет свои узнаваемые черты. Новый театр сохранит ту же высоту и унаследует у своего предшественника форму, габариты главного зала, крестообразные мраморные решетки на фасаде и колоннаду по бокам здания. Скульптурная группа («музы», девушки с музыкальными инструментами) будет перенесена к колоннаде.
Больше и насыщеннее. За внешним подобием скрывается новый мир: театр расширен в габаритах, теперь там будет целых восемь уровней. Углубление здания позволит разместить ниже уровня улицы фойе, ресторан и театральный музей, о котором уже давно мечтали администрация театра и его труппа.
У посетителей появится возможность выбраться на крышу театра: там будет летняя площадка с экраном для кинопоказов и онлайн-трансляций спектаклей. С крыши откроется вид на город и геологическую знаменитость окрестностей Красноярска – Черную сопку.
Черная сопка (главный зал). Черная сопка – потухший вулкан и главная вершина Красноярского края. Ее образ обыгран и в интерьере главного зрительного зала. Основной зал театра решен в темных тонах, панели на стенах повторяют неровную структуру горного камня. Круглая люстра напоминает жерло вулкана, таким образом зритель и сценическое действие как будто находятся в его центре.
Сцена главного зала легко трансформируется. Подъемные механизмы позволяют быстро перемещать декорации, а также поднимать и опускать оркестровую яму на уровень зрительного зала, планшета сцены, трюма. Особое внимание авторы проекта уделили работе со светом: архитекторы вместе с профессионалами в области сценического оборудования «SISTEMA» продумали множество сценариев освещения (вплоть до обратной проекции).
Театральная машина. Многофункционален не только главный зал: все пространства в здании и на площади имеют разные конфигурации и трансформируются в зависимости от художественной задачи. У постановщиков будет широкий спектр возможностей для творчества.
Уровнем ниже главного зала разместится универсальный зал – это полностью трансформируемое пространство, в котором можно будет провести как камерный спектакль, так и выставку, конференцию или частное мероприятие.
Теперь в театре будет достаточно репетиционных залов для всех участников сценического действия: для оркестра, хора, артистов балета. Дубль-сцена предназначена не только для генеральных репетиций, там можно также проводить камерные спектакли, выступления хора.
На трех этажах здания появятся гримерные, которых так не хватает театру сейчас. В отдельном зале разместится детская театральная студия.
Новый городской центр. В 60-е театр и площадь задумывались как цельный ансамбль и центр городской жизни. Архитекторам Wowhaus было важно восстановить эту связь и вернуть театральной площади ее значимость.
На площади появятся павильоны с кафе, кассами и туристическим центром. Крыши павильонов будут выполнены в виде озелененных амфитеатров, плавно вырастающих из земли. Еще один амфитеатр появится у входа в театр, на его площадке можно проводить летние спектакли и другие городские события. На центральной аллее площади смогут разместиться террасы кафе. Фонтаны будут реорганизованы: теперь на площади будет сухой фонтан, а также водные поверхности около боковых галерей.
Помимо летних вариантов досуга, для площади крупнейшего города Сибири продуман и зимний сценарий. Зимой на театральной площади появится каток, а между павильонами могут разместиться ярмарочные киоски.
Архитекторы стремились сохранить связь площади с набережной и расширить пешеходную зону: для этого машинам перекроют доступ на территорию, паркинг займет два подземных этажа под площадью.
Архитекторы – партнеры Архи.ру:
Проект из каталога (случайный выбор)
Постройки и проекты (новые записи):
Новости российской архитектуры:
07.05.2024
Сверток
Ольга Трейвас06.05.2024
Деревянная струна
Александр Цимайло, Николай Ляшенко06.05.2024
В ожидании гезамкунстверка
03.05.2024
Птицы и потоки
Наталья Сидорова, Даниил Лоренц, Константин Ходнев, Борис ВоскобойниковТехнологии:
07.05.2024
МЛА+, АО «Фирма «КИРИЛЛ»
Новая версия ар-деко
Жилой комплекс «GloraX Premium Белорусская» строится в Беговом районе Москвы, в нескольких шагах от главной улицы города. В ближайшем доступе – множество зданий в духе сталинского ампира. Соседство с застройкой середины прошлого века определило фасадное решение: облицовка выполнена из бежевого лицевого кирпича завода «КС Керамик» из Кирово-Чепецка. Цвет и текстура материала разработаны индивидуально, с участием архитекторов и заказчика.МЛА+, АО «Фирма «КИРИЛЛ»
02.05.2024
KERAMA MARAZZI
KERAMA MARAZZI презентовала коллекцию VENEZIA
Главным событием завершившейся выставки KERAMA MARAZZI EXPO стала презентация новой коллекции 2024 года. Это своеобразное признание в любви к несравненной Венеции, которая послужила вдохновением для новинок во всех ключевых направлениях ассортимента. Керамические материалы, решения для ванной комнаты, а также фирменные обои помогают создать интерьер мечты с венецианским настроением.KERAMA MARAZZI
02.05.2024
«Айра»
Российские модульные технологии для всесезонных детских игровых комплексов
Технопарк «Айра» представил проект крытых игровых комплексов на основе собственной разработки – универсальных модульных конструкций, которые позволяют сделать детские площадки комфортными в любой сезон. О том, как функционируют и из чего выполняются такие комплексы, рассказывает председатель совета директоров технопарка «Айра» Юрий Берестов.«Айра»
23.04.2024
Riverclack
Парк «Притяжение»: инновационные кровельные и фасадные решения на новых объектах в портфолио Riverclack
Riverclack
18.04.2024
Элит Фасад/Elit Fasad
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.Элит Фасад/Elit Fasad
18.04.2024
Dulux
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.Dulux