К проблеме возникновения развитой иконографии «Спас благое молчание»

Тезисы доклада автора на одиннадцатой научной конференции Филевские чтения

Иконография «Спас Благое Молчание» известна, главным образом, по поздним старообрядческим памятникам, как живописи, так и медно-литой пластики. Тип юного Христа в белых одеждах со скрещенными на груди руками восходит к образам Христа-Ангела Великого совета в искусстве византийского мира. Причем, изображение Христа в виде ангела характерно для раннехристианского искусства и было запрещено постановлением Трульского собора [1] . Новый всплеск интереса к подобного типа изображениям наблюдался в конце XIII – XIV веке. Первое появление иконографического типа «Спас Благое молчание» в русском искусстве традиционно связывают с росписью алтарной преграды Успенского собора Московского Кремля [2] (1481/1513) [3] . Над входом в северный придел Успенского собора изображен юный Христос в белых одеждах с длинными власами, лежащими на плечах, скрещенными на груди руками, в окружении серафимов. Крылья и восьмиконечный нимб отсутствуют. Это начальный этап формирования данной иконографии на русской почве. К этому же типу относятся памятники XVI века (икона из собрания ГТГ[4] , шитая пелена 1598 г. из СПИХМЗ) [5].

В том же 1598 году были написаны фрески Смоленского собора Новодевичьего монастыря, где на западной стене над входом помещалось изображение  «Спаса Благое молчание». По мнению Л.С. Ретковской, которая датировала росписи 1525-1530 годами, эта композиция, заменила здесь «Страшный суд» с целью создания более праздничного настроения, не омраченного нотами скорби и страха [6]. Такая интерпретация выглядит странной, поскольку в отличие от традиционно крупного изображения «Страшного суда» образ «Спаса Благое Молчание» занимает лишь маленькую нишу. Характерно, что у Христа-Эммануила в белых одеждах здесь также отсутствуют крылья и «софийный» нимб.

Создатель любительского каталога икон «Спаса Благое молчание» в качестве первого русского изображения на этот сюжет, где Христос снабжен крылами, указывает на фрески Спасо-Преображенского собора в Ярославле 1563 года [7]. Однако, у изображения ангела в белых одеждах в этом памятнике нет ни крестчатого, ни «софийного» нимба, надпись стерта. Так что интерпретация этого образа как изображения Христа принята быть не может [8] .

К середине XVII века происходит качественный скачок в развитии иконографии. Первое известное нам изображение «Спаса Благое молчание» сочетающее такие иконографические признаки как софийный нимб, наличие крыльев и скрещенное положение рук, - это образ из ярославской церкви пророка Илии, созданный до 1651 года, вероятно, Иваном Дьяковым Духовским (младшим братом Стефана) [9]. На самой иконе имеется обширная надпись, к сожалению, не везде разборчивая. Правая часть надписи «Священное образъ…// кланяемы… господа спаса нашего исуса христа // еже есть… образ? … несть сеи // … скии.. аме//спасъ» позволяет думать, что она поясняет, как правильно называть этот образ, который представляет нечто одно, а не что-то иное.  Использование такой формы надписи, очевидно, было вызвано какой-то особой необходимостью: либо существованием образов, которые неверно понимались, либо, напротив, тем, что иконография была создана впервые и требовала подробной расшифровки.

Вторая часть надписи: «Святыя святеющу… // страшную и в… святее // ишему папе римскому …да влага…// …почитет вестию святаго покла // няемаго агнца сицева нерукотворе// нное … блажение виде», – говорит о том, что основное содержание образа состоит в том, чтобы представить Христа как жертву. То есть, интерпретация образа как близкого по содержанию тексту Исайи «И не открывал уст своих как овца веден была на заклание и как агнец перед стригущим его безгласен так он не отверзал уст своих» (53,7), – верна [10] . Важно, что в документе того же 1651 года «Книге церковного строения» он назван иконой «Иисуса Христа Благое Молчание», что свидетельствует о сложившейся, продуманной и осознанной иконографии [11].

Вскоре подобный образ появляется во фресках 1652-1653  годов в церкви Троицы в Никитниках [12].

В дальнейшем иконография получает широкое распространение во фресковых циклах Ростово-Ярославского круга. Не позднее 80-х годов XVII столетия происходит заимствование из иконографии «Софии премудрости Божией» «огневидного» лика. В таком виде изображение «Спаса Благое молчание» входит, например, в росписи церкви Иоанна Богослова в Ростове [13].

Известно, что наибольшее распространение эта иконография получает в XVIII-XIX веках в среде старообрядцев. В это же время появляется множество иконографических вариантов этого образа: варьируется не только цвет лика и крыльев, но и цвет одежд, и наличие или отсутствие дополнительных атрибутов. Так для невьянских икон, например, характерно появление свитка с надписью «Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушенных сердцем» (Ис. 61.1.); а также дополнение образа изображением орудий страстей и ключом [14] . Часто на одеждах Христа в поздних иконах изображаются херувимы, которые в стенописях располагались по сторонам от него.

В некоторых регионах появляется изображение архиерейской митры [15] , епитрахили, перекинутой через руку, очевидно, почерпнутой из иконографии «Софии премудрости Божией». При этом в образе «Христа Благое молчание» меняются акценты, и на фоне жертвенной темы ярче выступает тема «Христа – Великого Архиерея».

Интересно, что, несмотря на обилие памятников медно-литой пластики на данный сюжет [16] , такого иконографического разнообразия как в поздней иконописи в них не наблюдается.



[1] Попова О.С. Образ Христа в Византийском искусстве // София Премудрость Божия. Выставка русской иконописи XIII-XIX веков из собраний музеев России. М., 2000. С. 18.
[2] Толстая Т.В. Спас Благое Молчание // София Премудрость Божия. Выставка русской иконописи XIII-XIX веков из собраний музеев России. М., 2000. Кат. 16. С. 78-79.
[3] Зонова О.В. О ранних алтарных фресках Успенского собора  // Успенский собор Московского Кремля.  Материалы и исследования. М., 1985. С. 69-86. С. 80. Ил. 26; Орлова М.А. О времени создания живописной декорации Успенского собора Московского Кремля // Древнерусское искусство. Русское искусство позднего Средневековья: XVI век / отв.ред. А.Л. Баталов. Т.23. СПб., 2003. С. 212-221.
[4] Антонова В. И., Мнева Н. Е.Каталог древнерусской живописи XI — начала XVIII в.в. Опыт историко-художественной классификации. М., 1963. Т. 2. С. 137. Кат. 525. Ил. 36.
[5] Манушина Т.Н. Художественное шитье древней Руси в собрании Загорского музея. М., 1983. С. 95
[6] Ретковская Л.С. Смоленский собор Новодевичьего монастыря. М., 1954. С. 23.
[7] Синкевич В.А. Молчание и пустота. СПБ., 2008 г. С. 115. Кат. 49.
[8] Публикаторы памятника это изображение никак не комментируют. См.: Анкудинова Е.А., Мельник А.Г.  Спасо-Преображенский собор в Ярославле. М., 2002. Таб. VIII.  С. 100.
[9] Иконы Ярославля XIII – середины XVII века. Т. 2.  М., 2009. С. 166. Кат 139.
[10] Онаш К., Шнипер А. Иконы. Чудо духовного преображения. М., 2001. С 138-139; см. также Покровский Н.В. Церковно-Археологический музей. Санкт-Петербургской духовной академии. 1879-1909. СПБ., 1909. С. 95-100. Кат 13.
[11] Казакевич Т.Е. 1980. Иконостас Церкви Илии Пророка и его мастера //  Памятники русской архитектуры и монументального искусства. М., 1980.  С. 15-16, 23 прим. 40.
[12] Овчинников Е.С. Церковь Троицы в Никитниках. М,. 1970. С. 132-133
[13] Никитина Т.Л. Церковь Иоанна Богослова в Ростове Великом. М., 2002. С. 34. Илл. 23.
[14] Музей «Невьянская икона». Екатеринбург, 2005. С. 122. Ил. 83.
[15] См. Возвращенное достояние. Каталог. М., 2008. С. 245-247. Кат. 88 (описание И.А. Шалиной); Все остается людям /авт.-сост. Н.И. Комашко. М., 2010. Кат. 99.  С. 222-223.
[16] См., например: Гнутова С.В., Зотова Е.Я. Кресты. Иконы. Складни. Медное художественное литью XI – начала XX века из собрания Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. М., 2000. Кат. 98.




К проблеме возникновения развитой иконографии «Спас благое молчание»

10 Февраля 2013

Похожие статьи
Технологии и материалы
LVL брус – для реконструкций
Реконструкция объектов культурного наследия и старого фонда упирается в ряд ограничений: от весовых нагрузок на ветхие стены до запрета на изменение фасадов. LVL брус (клееный брус из шпона) предлагает архитекторам и конструкторам эффективное решение. Его высокая прочность при малом весе позволяет заменять перекрытия и стропильные системы, не усиливая фундамент, а монтаж возможен без применения кранов.
Гид архитектора по нормам пожаростойкого остекления
Проектировщики регулярно сталкиваются с замечаниями при согласовании светопрозрачных противопожарных конструкций и затянутыми в связи с этим сроками. RGC предлагает решение этой проблемы – закаленное противопожарное стекло PyroSafe с пределом огнестойкости E60, прошедшее полный цикл испытаний.
Конструктор фасадов
Показываем, как устроены фасады ЖК «Европейский берег» в Новосибирске – масштабном проекте комплексного развития территории на берегу Оби, реализуемом по мастер-плану голландского бюро KCAP. Универсальным приемом для создания индивидуальной архитектуры корпусов в микрорайоне стала система НВФ с АКВАПАНЕЛЬ.
Тихий офис – продуктивный офис
Тихий офис – ключ к продуктивности. Миллионы компаний тратят средства на эргономику и оборудование, игнорируя главного врага эффективности: шум. В офисах open space сотрудники теряют до 66% потенциала лишь из-за разговоров коллег, что напрямую влияет на прибыль и успех бизнеса.
​Крыша в цветах
ПВХ-мембраны – один из ключевых материалов для современной кровли, сочетающий высокую гидроизоляцию, долговечность и эстетическую гибкость. В отличие от традиционных рулонных покрытий, они легче, прочнее, а благодаря разнообразной палитре – позволяют реализовать полноценный «пятый фасад».
Четыре сценария игры
Летом 2025 года АБ «МЕСТО» совместно с префектурой района Строгино завершила комплексное благоустройство на Таллиннской улице. Были реализованы четыре уникальные игровые площадки общей площадью 1500 кв. м. – многослойная среда для развития и приключений, которая учит и вдохновляет.
Цифровая печать – для архитектурных задач
Цифровая печать на алюминиевых и стальных композитных панелях выводит концепцию современных фасадов на новый уровень, предлагая архитекторам инструмент для создания сложных визуальных эффектов – от точной аналогии с натуральными материалами до перфорации и создания 3D объема на плоской металлокомпозитной кассете.
Кирпич с душой
Российская керамика «Донские зори» обновила коллекции облицовочного кирпича, объединяющие традиционные технологии с современными производственными возможностями. Их особенность – в неоднородной фактуре с нюансами оттенков, характерными для ручной формовки.
Баварская кладка в Ижевске
ЖК «ARTNOVA» стал в Ижевске пилотным проектом комплексного развития территории и получил признание профессионального сообщества. Одним из ключевых факторов успеха является грамотное решение фасадных систем с использованием облицовочного кирпича.
Формула света
Как превратить мансардное пространство из технического чердака в полноценное помещение премиум-класса? Ключевой фактор – грамотное проектирование световой среды. Разбираемся, как оконные решения влияют на здоровье жильцов и какие технологии помогают создавать по-настоящему комфортные пространства под крышей.
Будущее за химически упрочненным стеклом
В архитектуре премиум-класса безупречный внешний вид остекления – ключевое требование. Однако традиционно используемое термоупрочненное стекло часто создает оптические искажения. Российская Стекольная Компания (РСК) представляет инновационное для российского рынка решение этой проблемы – переработку стекла методом химического упрочнения.
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Сейчас на главной
Крылья сложили палатки
По проекту ТМ/bureau в Самарской области завершилась первая очередь благоустройства Мастрюковской горы – место известно тем, что рядом проходит Грушинский фестиваль и ряд других мероприятий. Архитектурные решения направлены на сохранение особой атмосферы места, снижение антропогенной нагрузки на ландшафт, а также раскрытие потенциала места как одного из брендов области.
Многоликие транзиты
Воркшоп Открытого города «Городские транзиты» под руководством бюро ASADOV – кажется, поставил целью раскрыть тему с максимального количества сторон. Шутка ли: 5 задач, 5 решений, 10 проектов. Показываем все.
Премьера театра
ПИ «Гипрокоммундортранс» подготовил проект реконструкции Театра оперы и балета в Воронеже. Исторический облик здания и интерьеры сохранят, дополнив современными театральными технологиями, которые позволят увеличить сцену, количество мест в зрительном зале и общий комфорт для посетителей и сотрудников.
Шорт-лист WAF Interiors: Hotels
Новая подборка интерьеров из шорт-листа конкурса WAF Interiors представляет разнообразные гостиничные форматы, среди которых преобладают разные этнические и экзотические образцы, что не столько говорит о тенденциях в дизайне, сколько о зонах активного развития туристического рынка.
За звуковую осознанность
Вторым спецупоминанием жюри Открытого города был отмечен воркшоп «Звуковой ландшафт города», который курировало бюро Ильи Мочалова. На выставке авторы показывали записи шумов Садового кольца, но в из манифесте другое – звук как искусство, звук как ресурс будущего, новая экология слуха. Публикуем манифест.
WAF 2025: умом и сердцем
Всемирный фестиваль архитектуры, впервые приехавший в США, подвел итоги. Главный приз получила церковь на Тенерифе, которая воздействует на посетителя с помощью массы, света и акустики. Проектом года стал аэропорт Гелепху, поражающий воображение сочетанием инженерных достижений с ремесленными техниками. Лучший ландшафтный – в Китае, где архитекторы превращают разрушительные паводки в объект созерцания.
Самокат-кузнечик
Красивое решение для самокатов предложил воркшоп под руководством Института Генплана Москвы: легкий, не очень скоростной и рассчитанный прежде всего на то, чтобы добраться до метро и от метро.
Мост мосту рознь
В портфолио архитекторов ATRIUM – не один футуристичный мост; так что неудивительно, что для воркшопа по теме транспорта они выбрали эту важную для связности города тему. Получилось типологическое исследование и три проекта мостов. Нам особенно нравится сквозной скаймост через Сити. Показываем проекты воркшопа. Все мосты, в той или иной мере, «обитаемые».
Летали, летаем и будем летать
Разнообразные версии переосмысления идей авангарда и модернизма предложили участники воркшопа «Легче Воздуха» под руководством архитекторов DO buro. Все – фантастика, все про аэростаты. Не зря он отмечен специальным упоминанием жюри. В общем-то, нормально: одни награжденные приземляются, другие летают.
Приземляемся везде
Landing Everywhere – воркшоп под руководством бюро Archinform и sintez.space – получил высшую оценку жюри Открытого города 2025. Он посвящен изменению взгляда на мобильность и меняет его достаточно радикально, обращаясь к роботам-доставщикам и цифровым технологиям самых новых поколений. Показываем проекты с комментариями кураторов.
Защитный «паркипелаг»
Бюро BIG создает на набережной Ист-Ривер в Нью-Йорке систему парков и спортивных площадок, которые одновременно защищают манхэттенский район Нижний Ист-Сайд от наводнений.
Нейронка архитектора
Кто только не говорит об искусственном интеллекте. Наконец-то он вошел в нашу жизнь, и уже год, или два как архбюро используют возможности ИИ. Иначе отстанешь. И обсуждают его, обсуждают. Публикуем небольшой отчет от круглом столе, посвященном ИИ. Он был организован на фестивале Зодчество архитекторами KPLN.
Исцеление красотой
«Рецепты для разбитых сердец» – так называется первая Международная биеннале современного искусства в Бухаре, которая проходит прямо сейчас. Она длилась 10 недель и завершится 23 ноября. Если у вас есть возможность сесть в самолет и провести пару дней в красивейшем городе, атмосфера которого дополнена художественными интервенциями – успевайте. Совершенно целительная история. Из Москвы и Санкт-Петербурга – прямые рейсы.
Игра реальности и воображения
Фестиваль «Открытый город» устоялся в своих форматах и приобрел черты повторяемости. Но изучить там есть что, да и для образования он, надо думать, полезен. Не фестиваль ли стал «драйвером» для многочисленных студенческих летних практикумов, все более распространенных? Показываем, как оформлены результаты воркшопов.
На тему клуба
В МАРХИ состоялась защита проектов студентов лаборатории Kleinewelt – на тему небольшого общественного здания клуба. Задача была максимально погрузиться в деталь, чтобы через нее осмыслить городское пространство. Так появились клуб-скалодром, клуб-труба, граффити-лабиринт и другие свежие идеи для Басманного района.
Архитектурный рисунок в эпоху ИИ
Объявлены победители The Architecture Drawing Prize 2025. Это 15 авторов, чьи работы отражают главные векторы развития архитектурной мысли сегодня: память места, экологическую ответственность и критику цифровой культуры.
Бетонный мяч
MVRDV выиграли конкурс на проект спортивной арены с жильем и гостиницей для Тираны в форме сферы с диаметром более 100 м.
Шорт-лист WAF Interiors: Retail
Продолжаем серию обзоров интерьеров, вышедших в финал конкурса WAF Interiors, и представляем пять объектов из номинации Retail, в которой развернулась битва между огромным моллом и небольшими магазинами, высокотехнологичными и уютными пространствами, где сам процесс покупки должен быть в радость.
Летний мираж
В этом году петербургский музыкальный фестиваль и поп-ап проект К-30 устраивал вечеринки на бывшей ткацкой фабрике на Синопской набережной. Временный павильон спроектировало бюро ХВОЯ: четыре грузовых контейнера вместили необходимые функции и излишества вроде сада камней, а за атмосферу отвечала невесомая консольная крыша, которая меняла настроение пространства за счет подсветки.
Белые ступени
Бюро .dpt спроектировало для Юрьевца лестницу с функцией смотровой площадки. Она соединяет верхнюю и нижнюю части города, открывает вид на Волгу и Богоявленскую церковь, не разрушая сложившийся контекст: марши следуют рельефу и огибают деревья, а сквозь металлическую решетку прорастает трава.
Пики Осетии
В Северной Осетии с нуля строится новый всесезонный туристско-рекреационный кластер «Мамисон» – уже запущен первый отрезок канатной дороги и горнолыжных трасс. Проект комплексного развития этой территории подготовил Институт Генплана Москвы: в будущем здесь появятся две туристические деревни, разнообразные по сложности трассы, санаторные комплексы, а также маршруты, которые позволят лучше узнать историко-культурное наследие региона.
Шорт-лист WAF Interiors: Education
Продолжаем серию обзоров интерьеров, вышедших в финал конкурса WAF Interiors, и представляем пять объектов из номинации Education, каждый из которых демонстрирует различные подходы к образовательным пространствам для детей и взрослых.
Шорт-лист WAF Interiors: Public Buildings
В преддверии фестиваля WAF начинаем публикацию серии обзоров интерьеров, вышедших в финал конкурса WAF Interiors, и предлагаем читателям ARCHI.RU попробовать свои силы в оценке мировых интерьерных тенденций и выбрать своего победителя в каждой номинации, чтобы потом сравнить результаты с оценкой жюри.
Глубокие корни архитектурного авангарда
Выставка «...Веснины. Начало» в Музее архитектуры дает совершенно нетривиальный взгляд на историю трех братьев-авангардистов. Стартуя от города Юрьевца, где они родились, выставка показывает, преимущественно, первую, раннюю часть их работ. О которой многие не знают, а кто-то не думает. Поэтому интересно.
Кода для кода
В Стэнфордском университете в Калифорнии открылся СоDa – новый корпус вычислительных технологий и обработки данных. Проект разработан бюро LMN Architects.
​Фехтовальный жест
Белая кираса и защитная маска из перфорированного металла – в проекте Центра фехтования в Уфе эти метафоры воплотились в особенностях фасадной оболочки. Но, чтобы сосем развеять сомнения, что внутри, авторы поставили главный козырек на две перекрещенные шпаги.
Хай-Лайн деревянщика
Проект бюро Totan и Saga предполагает превращение московского монорельса – а один километр из пяти, ближе к улице Эйзенштейна, там уже разбирают – в парк на высоте 6 метров с панорамными видами и разнообразными павильонами, которые используют и сохраняют конструкции станций.
Серебряный пёс Петербург
Павильон, представлявший на Зодчестве 2025 город Санкт-Петербург, вчера отметили золотым знаком фестиваля, и совершенно справедливо. Его авторы – Сергей Падалко и архитекторы бюро «Витрувий и сыновья».