Мануал специалиста

Объяснение различий между разными видами бетона: конструктивным, лицевым, архитектурным, фактурным и прочим – и расшифровка технических особенностей и требований к современному бетону. Подробности в тексте.

mainImg
Конструктивный 
Бетон, предназначенный для изготовления несущих строительных конструкций. К таким конструкциям предъявляются лишь требования, связанные с несущей способностью, однако это не означает, что они не могут использоваться в интерьере. Присутствие такого бетона в необработанном виде вполне допустимо, но для архитектора это, конечно, неизбежно станет дополнительным художественным вызовом – ему предстоит придумать, как именно поверхности такого рода можно сделать неотъемлемой частью обитаемого интерьера (офисного или рабочего).
Стадион в Цюйчжоу
Фотография CreatAR Images © MAD Architects

  • zooming
    1 / 3
    Посетительский центр Геологического парка Бухайс
    Фото © Tim Sheridan
  • zooming
    2 / 3
    Площадь Элефтерия. Реконструкция
    Фото © K.Arkatites
  • zooming
    3 / 3
    Харбинский центр дизайна
    Фото © Xu Yiwen
Лицевой
Бетон, к конструкциям из которого предъявляются требования не только по несущей способности, но и по классу поверхности. Соответственно, это бетон с высоким качеством поверхности, которое делает возможным его использование в помещениях любого назначения без какой-либо дополнительной отделки.
  • zooming
    Галерея Джеймса Симона
    Фото © Ute Zscharnt for David Chipperfield Architects
  • zooming
    Кантональный музей изящных искусств в Лозанне
    Фото © Simon Menges
Архитектурный
Бетон, который помимо высокого качества поверхности также может похвастаться заданным рисунком и цветом. Иными словами, это бетон, отлитый во имя эстетики под чутким наблюдением архитектора, который определяет оттенок в соответствии с концепцией проекта, а также вручную режиссирует шаг шпилек и рисунок швов.

В глоссариях тематических сайтов и переводных изданий также можно встретить такие определения, как декоративный, скульптурный или архбетон, но они, скорее, указывают на типологию реализованных из данного материала объектов, чем на сам тип – по большому счету, это тот же архитектурный бетон, использованный для реализации различных художественных замыслов.

Основные типы поверхности архитектурного бетона

Естественный
Бетон, имеющий ровную невскрытую бездефектную поверхность и приготовленный без использования красителей, в основном белого или различных оттенков серого пигмента. Из такого типа бетона изготавливается подавляющее большинство несущих конструкций.
Фактурный
Поверхность, имеющая фактуру, то есть выступающие или вдавленные формы различной конфигурации.
Штаб-квартира ST International и арт-пространство SONGEUN
Фото © Jihyun Jung. All rights reserved
Обработанный
Бетон, имеющий колотую или специальным образом обработанную поверхность со вскрытыми заполнителями. Это отшлифованные, отпескоструенные, протравленные или обработанные различными другими способами поверхности.
Цветной
Бетон, залитый из смеси с содержанием минеральных или органических красителей.
  • zooming
    1 / 3
    Датский неврологический центр
    © BIG
  • zooming
    2 / 3
    Центр инноваций INES
    © Pezo von Ellrichshausen
  • zooming
    3 / 3
    Центр инноваций INES
    © Pezo von Ellrichshausen

Основные технологические факторы, влияющие на качество поверхности бетона

Качество опалубки
Бесспорно, наиболее значимый фактор – это качество опалубки, то есть специальной вспомогательной конструкции, которая в процессе заливки служит для придания монолиту желаемых параметров, в первую очередь таких как геометрия и структура поверхности, а по окончании работ удаляется.
Смазка поверхности опалубки
Не менее важный по значению фактор – это смазка поверхности опалубки. Она необходима для того, чтобы облегчить отделение опалубки от бетона, обладающего адгезией к поверхности любого оборудования. Смазку необходимо наносить тонким слоем по всей поверхности опалубки – и только после возведения арматурного каркаса. Перед применением бетонно-отделяющих средств обязательно нужно использовать его на тестовых образцах, чтобы понять, как он взаимодействует с конкретной бетонной смесью.
Технология укладки и уплотнения бетонных смесей
Разрабатывается на стадии анализа рабочих чертежей и приводится в проекте производства работ или в специальном технологическом регламенте. Здесь одинаково важны и направление подачи бетонной смеси (должна производиться соосно с осью конструкции), и степень ее уплотнения. В частности, если направление подачи бетонной смеси будет находиться под углом к оси конструкции, то часть содержащегося в смеси щебня может, отскакивая от арматуры и опалубки, сосредотачиваться в защитном слое бетона – это неизбежно приведет к щебенистости на поверхности. Что же касается уплотнения, то даже высокоподвижные бетонные смеси необходимо уплотнять в опалубке слоями толщиной не более 50 см – в противном случае воздух будет выгоняться и оставаться на опалубке, что, опять же, скажется на качестве финальной поверхности самым плачевым образом.
Толщина защитного слоя
Позволяет избежать проявления арматурного каркаса на бетонной поверхности. В отечественных нормах толщина защитного слоя продиктована несущей способностью бетона, а также соображениями защиты от коррозии и, к сожалению, никак не связана с эстетикой. В тех случаях, когда высокое качество финальной поверхности критически важно для архитектуры объекта, строители советуют увеличивать защитный слой – со стандартных 50 мм до 70 или даже 80 мм. Однако при слишком большой величине защитного слоя возникают свои риски – например, повышается вероятность появления усадочных трещин.
Соблюдение сроков выдерживания бетона в конструкции и корректная распалубка
При оценке качества бетонной поверхности важно помнить о том, что сразу после распалубливания на бетонной поверхности могут быть желтые подтеки, которые оставляет бетонноотделяющее средство. Природа бетона такова, что все эти проявления выветриваются со временем, а подтеки, соответственно, устраняются.
График поставки смесей на площадку
Если объем смесей будет приходить на стройплощадку неравномерно, то в конструкции будут образовываться холодные швы, что непосредственным образом отразится на качестве поверхности. Важно помнить о том, что даже если в массиве конструкции смесь с помощью вибраторов будет усреднена, в защитном слое, куда вибрация достигает в меньшей степени, технологические швы будут видны.
Транспортирование бетонных смесей
Обычно для смеси архитектурного бетона строители рекомендуют использовать отдельный узел приготовления бетона и отдельный парк транспортных средств. Это связано с тем, что в любом бетоносмесителе, бетоновозе и бетононасосе остаются фрагменты предыдущих смесей – остатки будут перемешиваться с новой смесью и неизбежно «проступят» на поверхности конструкции.

Влияние климата на проектирование и реализацию конструкций

Основная особенность работы с архитектурным бетоном в России связана с климатом нашей страны. В отличие от многих «бетонных» держав, у нас каждый год бывают холодные зимы, а значит, любой фасад здания, предназначенного для долгосрочного пребывания людей, требует утепления. В каком-то смысле это противоречит самой идее архитектурного бетона, то есть поверхности, которая не требует никакой дальнейшей отделки. Но выход, конечно, есть – и заключается он в реализации трехслойных конструкций, то есть внешней и внутренней стен, между которыми размещается теплоизоляционный слой.

При условии, что обе стены отливаются из бетона, мы и получаем здание, которое демонстрирует красоту естественной поверхности бетона как снаружи, так и изнутри.

Конечно, по такой технологии здание возводится дольше, чем его «одностенный» аналог в теплом климате, однако у объектов, построенных именно таким образом, есть ряд неоспоримых преимуществ. Это, прежде всего, повышенная звукоизоляция всех внутренних пространств и их в прямом смысле надежность – такой дом является очень крепким, устойчивым и, как следствие, долговечным.

Вопрос сезонности строительных работ возникает у любого, кто связан с архитектурным бетоном. Заливать бетон при отрицательных температурах нежелательно – это может непредсказуемо повлиять на цвет итоговой поверхности (это особенно не рекомендуется делать, если соседняя стена заливалась при более теплой погоде – когда бетон наберет прочность, он, скорее всего, приобретет другой оттенок), а также способствовать появлению дополнительных усадочных трещин. Вывод: для того, чтобы не останавливать стройку зимой, необходим защитный тепловой контур, а при сильных морозах работы в любом случае придется прервать.

И, конечно, очень важен уход за бетоном после заливки. Бетон – это единственный строительный материал, который со временем улучшает свои свойства. Если за ним не ухаживать, если не следить за тем, как будут осуществляться температурные отвердения бетона, то в нем могут возникнуть необратимые дефекты, особенно вероятные зимой, в период резкого скачка температур.

Проектирование конструкций из архитектурного бетона

Существующие нормативные документы фактически никак не учитывают интересы ценителей архитектурного бетона. Иными словами, стандарты качества поверхности не удовлетворяют тем высоким критериям эстетики, которые являются синонимами данной разновидности бетона. Для преодоления этой коллизии необходимы конструкторы, понимающие суть архбетона и умеющие проектировать конструкции с учетом предъявляемых к нему требований.

Прежде всего, анализируя проект, подготовленный архитектором, конструктор сможет выявить наиболее сложные с точки зрения качества финишной поверхности элементы и узлы. К числу таких относятся стены протяженностью более 20 метров, консоли сложной формы, острые углы, слишком значительные проемы или перепады сечений перекрытий и опор.

Проанализировав проект и проговорив с архитектором наиболее рискованные моменты, конструктор приступает к разработке своего раздела, в который входят развертки стен с коммуникациями, решения по конструктиву и узлам примыкания стен и перекрытий. Отдельная задача в работе с архитектурным бетоном – это проектирование арматуры. Здесь важно найти оптимальное соотношение диаметра самой арматуры и толщины защитного слоя бетона.

Как правило, для конструкций из архитектурного бетона применяется арматура намного меньшего диаметра, чем для стандартных ЖБИ. Однако применение диаметров 18, 14 и тем более 12 мм диктует меньший шаг между элементами каркаса, а также нередко и введение дополнительных сеток. Важно подчеркнуть, что речь в данном случае идет не об усилении несущей способности финальной конструкции, а именно об эстетике получаемой поверхности – тщательный расчет арматуры и сокращение ее диаметров позволяет избежать даже минимальных трещин (допустимых в бетонных поверхностях низких классов). Сильно ли это увеличивает стоимость строительства? Скорее, делает его более трудоемким, поскольку предписывает большее количество стыков и операций по вязке арматуры.

Важно помнить и о том, что от объема арматуры зависит подвижность бетонных смесей. Если ваша конструкция насыщена арматурой, то уложить туда бетонную смесь низкой подвижности практически невозможно без дефектов, поскольку провибрировать защитный слой в этом случае очень сложно. Строители рекомендуют: в такой ситуации лучшим выбором являются самоуплотняющиеся смеси.

Еще одна зона ответственности конструктора – расположение технологических швов, то есть стыков между различными участками монолита. Для того, чтобы гарантировать долговечность объекта и защитить его от разрушения при длительной эксплуатации, эти швы должны всегда приходиться на зоны минимальных усилий.

Отдельным вызовом для конструкторов становятся консоли. Стандартные нормы допускают довольно сильный прогиб этого типа конструкций, но этот подход не удовлетворяет требований ни по остеклению, ни по использованию архитектурного бетона как финишного материала. Поэтому конструкторы ужесточают требования: вместо стандартного прогиба в 2 см они закладывают в проект максимум 1–2 мм – это позволяет сохранить качество поверхности. Ограничивает ли это габариты самой консоли? Совсем нет – при грамотных расчетах, а также специально предусмотренных мерах (дополнительные несущие конструкции, увеличение сечений узлов примыкания и т. д.) может быть реализована практически любая фантазия архитектора.

Нередко при проектировании объектов из архитектурного бетона к конструкторам обращаются и с запросом об уменьшении нагрузки на перекрытия. Мол, бетон – это по определению очень тяжелый материал. Чисто теоретически уменьшить вес бетонной стены можно, спроектировав в ней пустоты, но это неизбежно скажется на стоимости арматуры и производства строительных работ, а также на их сроках. Поэтому конструкторы, работающие с архбетоном, как правило, советуют ограничиться усилением фундамента и не усложнять конструкцию стен в целях уменьшения их веса.

Тестовый образец

Проекты с лицевым архитектурным бетоном по своей сложности кардинально отличаются от любых других монолитов. Реализуя такой проект, очень важно, во-первых, подобрать команду профессионалов-единомышленников, а во-вторых, на самом раннем этапе найти соотношение цвета и фактуры поверхности, которая будет устраивать всех участников процесса.

И поскольку ни цвет, ни фактуру бетона невозможно заранее предсказать на 100 процентов (это сильно зависит и от помола цемента, и от качества заполнителя, и даже от расстояния от завода до участка), начинать строительство рекомендуется с изготовления тестового образца – так называемого мокапа. Обычно это или колонна, или фрагмент стены, демонстрирующий цвет и тип конструкции. После того, как архитектор и заказчик одобрили образец и согласились, что на данном объекте архитектурный бетон будет соответствовать именно таким характеристикам, начинается процесс собственно заливки.

24 Апреля 2024

Технологии и материалы
«Лазалия»: Новый взгляд на детскую игровую среду
Игровой комплекс «Лазалия» от компании «Новые Горизонты» сочетает в себе передовые технологии и индивидуальный подход, что делает его популярным решением для городских парков, жилых комплексов и других общественных пространств.
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
​И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК...
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
​За фасадом: особенности применения кирпича в современных...
Навесные фасадные системы (НФС) с кирпичом – популярное решение в современной архитектуре, позволяющие любоваться эстетикой традиционного материала даже на высотных зданиях. Разбираемся в преимуществах кирпичной облицовки в «пироге» вентилируемого фасада.
Силиконо-акрилатная штукатурка: секрет долговечности
Компания LAB Industries (ТМ Церезит) представила на рынке новый продукт – силиконо-акрилатную штукатурку Церезит CT 76 для фасадных работ. Она подходит для выполнения тонкослойных декоративных покрытий интенсивных цветов, в том числе самых темных, гарантируя прочность и устойчивость к внешним воздействиям.
Свет и материя
​В новой коллекция светильников Центрсвет натуральные материалы – алебастр, латунь и кожа – создают вдохновляющие сюжеты для дизайнеров. Минимализм формы подчеркивается благородством материала и скрывает за собой самую современную технологию.
Teplowin: новое имя, проверенный опыт в фасадном строительстве
Один из крупнейших производителей светопрозрачных конструкций на российском строительном рынке – «ТД Окна» – объявил о ребрендинге: теперь это бренд Teplowin, комплексный строительный подрядчик по фасадам, осуществляющий весь спектр услуг по производству и установке фасадных систем, включая алюминиевые и ПВХ конструкции, а также навесные вентилируемые фасады.
Архитектурная подсветка фасадов ЖК и освещение придомовой...
Уютно должно быть не только внутри жилого комплекса, но и рядом с ним. В этой статье мы рассмотрим популярные осветительные решения, которые придают ЖК респектабельности и обеспечивают безопасную среду вокруг дома.
Облицовочный кирпич: какой выбрать?
Классический керамический, клинкерный или кирпич ручной формовки? Каждый из видов облицовочного кирпича обладает уникальным набором технических и эстетических характеристик. На примере продукции ГК «Керма» разбираемся в тонкостях и возможностях материала для современных проектов.
Sydney Prime: «Ласточкин хвост» из кирпича
Жилой комплекс Sydney Prime является новой достопримечательностью речного фронта Большого Сити и подчеркивает свою роль эффектным решением фасадов. Авторский подход к использованию уникальной палитры кирпича в навесных фасадных системах раскрывает его богатый потенциал для современной архитектуры.
Возрождение лесной обители. Как восстанавливали старинный...
Во Владимирской области возрожден из руин памятник церковного зодчества начала XIX века – Смоленская церковь на Веретьевском погосте. Реставрационные работы на каменном храме проводились с использованием материалов компании Baumit.
Урбанистика здоровья: спорт в проектах благоустройства
Уличные спортивные зоны являются неотъемлемой частью современной урбанистической среды и призваны, как и благоустройство в целом, стимулировать жителей больше времени проводить на улице и вести здоровый образ жизни. Компания «Новалур» предлагает комплексные решения в области уличного спорта и также является производителем линейки уличных тренажеров с регулируемой нагрузкой, подходящих максимально широкому кругу пользователей.
​Архитектура света: решения для медиафасадов в...
Медиафасады – это инновационное направление, объединяющее традиционные архитектурные формы с цифровыми технологиями. Они позволяют создавать интерактивные здания, реагирующие на окружающую среду, движение пешеходов или даже социальные медиа. Российская компания RGC представляет технологию, интегрирующую медиа непосредственно в стеклопакеты.
Как уменьшить запотолочное пространство для коммуникаций?
Повысить уровень потолка за счет сокращения запотолочного пространства – вполне законное желание девелопера, архитектора и дизайнера. Но этому активно сопротивляются инженеры. Сегодня мы расскажем о красивом и нестандартном решении этой проблемы.
Холст из стекла
Открытие нового корпуса Третьяковской галереи на Кадашевской набережной в мае 2024 года ознаменовало не только расширение знаменитого музея, но и знаковое событие в области использования архитектурного стекла с применением технологии печати. О том, как инновационное остекление расширило границы музейной архитектуры – в нашем материале.
От эскиза до «Дракона»: творческая кухня «Новых Горизонтов»
Компания «Новые Горизонты», отметившая в 2024 году свое 25-летие, прошла путь от дистрибьютора известного финского производителя Lappset до разработчика собственных линеек детского игрового оборудования. За четверть века они эволюционировали от импортера до инновационного проектировщика и производителя, способного воплощать самые смелые идеи в реальность.
​Палитра вашего путешествия
Конкурс авторских палитр для интерьера «Время, место и цвет» в самом разгаре. Его проводит дизайнер, декоратор и преподаватель Виктория Малышева в партнерстве с брендом красок Dulux. Виктория рассказала об идее конкурса и собственных палитрах.
От плоскости к объему: революция в остеклении с помощью...
Моллирование стекла – технология, расширяющая границы архитектурного проектирования и позволяющая создавать сложные геометрические формы в остеклении зданий. Этот метод обработки стекла открывает новые возможности для реализации нестандартных архитектурных решений, сочетая эстетику и функциональность.
Сейчас на главной
Плач, затмение и городище
Якорный объект экопарка «Каялов бор» в городе Россошь – маршрут длиной в 3,5 километров, который знакомит посетителей с событиями, описанными в «Слове о полку Игореве». Архитекторы воронежского бюро TOU ARCHITECTS дополняют тематические объекты, которые обеспечивают разнообразный досуг, спортивными трассами и событийной площадью.
Зодчество 2024: семеро
Как уже говорилось, в этом году главные награды «Зодчества» не присуждены. Рассуждаем, почему так, фантазируем на тему возможных форматов судейства – как бы было хорошо, как бы было здорово… Вместо двух наград получилось семь: их состав тоже интересен. Публикуем полный список лауреатов XXIII фестиваля.
Балкон над долиной
Вилла на севере Ливана по проекту местного бюро BLANKPAGE Architects раскрывается над зеленой приморской долиной как панорамная терраса.
Золотая коронка
Концепцию стоматологической клиники в Екатеринбурге бюро CNTR обозначило как mouth full of gold: белоснежные стены из керамогранита оттеняют матовые латунные детали. Чтобы отсылка не стала слишком прямолинейной, архитекторы сосредоточились на пропорциях здания, лавируя между инсоляционными и пожарными ограничениями.
Собор для туристов
Трехнефный вокзал для линии скоростной железной дороги по проекту gmp в Наньчане облегчит путь на работу жителям, а туристам – доступ к ключевым достопримечательностям региона.
Спелый апельсин
Учебный центр Edu Expo построен в центральной части Ташкента по проекту местного бюро Parallel architects. Относительно простая планировочная структура – аудитории и конференц-залы, сосредоточенные вокруг центрального холла – проявлена на фасаде панелями с паттерном штрих-кода. Однако вставки ярко-оранжевых балконов и ниш полностью меняют восприятие.
Гибкость и интеграция
Не так давно мы рассказывали о проекте 4 очереди ЖК ÁLIA, спроектированной компанией APEX. Теперь нам показали варианты разработанных ими же ограждений пространств приватных дворов, с интегрированными в них разнообразными общественными функциями. Участие архитекторов комплекса в работе над такой деталью, как ограды, – считаем показательным.
Сады и узоры
С проектом креативного кластера в Саудовской Аравии бюро IND взяло премию WAF в номинации «Проекты», в категории «Культура». Архитекторы предложили жесткую ортогональную структуру, но интегрировали в нее систему камерных пространств с тенью, садами и водоемами. Отсылки к традиционной культуре, такие как трамбованная земля или имитация узоров на ткани, соединяются с вертикальным озеленением и структурным остеклением.
Начало новой жизни
ЦСИ Винзавод объявляет о начале переосмысления архива, собранного за время его работы на протяжении 17 лет. Архив и библиотека будут доступны для исследователей, обещан сайт и ежегодные выставки. Первая открылась сейчас в Зале красного: интерьер уподоблен лаборатории будущего анализа, но базируется это высказывание на христианской и дионисической теме умирания / оплакивания / возрождения, тесно связанной с вином. Прямо таки пара «Архитектуре духа».
И свет, и тень
Сегодня последний день работы выставки «Открытого города» в Руине Музея архитектуры. Там атмосферная экспозиция кураторов: Александра Цимайло и Николая Ляшенко, – почти как это бывает в иерархии многих церквей – подчинила себе информацию о проектах воркшопов. Но получилось красиво, этакий храм новой реальности понимания духа. И много – 13 участников. Такая, знаете ли, особенная дюжина.
Древнеримский порядок
Учебный корпус CuBo Римского биомедицинского университета по проекту бюро Labics соединяет в себе открытость и ориентированность на коммуникацию с жесткой матрицей древнеримского градостроительства.
Лес у моря
В рамках архитектурной экспедиции «Русский Север», организованной СПбГАСУ, студентам удалось посетить труднодоступное село Ворзогоры. Сложную дорогу окупает увиденное: песчаный берег Белого моря, старинные деревянные церкви, нетронутый пейзаж. В своих работах команды искали способы привлечения туристов, которые не нарушат уклад места, но помогут его сохранить.
Вызов технический и туристический
Смотровые платформы над рекой Нуцзянь в Тибете по проекту бюро Archermit задуманы как вызов для путешествующих по западу Китая туристов, но экстремальные условия Сычуаньских Альп потребовали максимальных усилий и от архитекторов, конструкторов и строителей.
WAF 2024: малые награды
Завершаем наш обзор финалистов Всемирного фестиваля архитектуры специальными номинациями. В этом году отмечены выдающие работы с цветом, естественным светом, камнем, а также экологичными решениями. Приз за лучший малый объект вновь ушел в Японию.
Сказки Нёноксы
Архитектурная экспедиция «Русский Север», организованная СПбГАСУ, посвящена исследованию туристического потенциала двух арктических сёл. В этой публикации рассказываем о поморском поселении Нёнокса, сохранившем пятишатровую церковь и другие характерные деревянные постройки. Пять студенческих команд из разных городов на месте изучали архитектурное наследие и дух места, а затем предложили концепции развития с модным «избингом» и экотропами, а также поработали над брендом и событийной программой.
Шаг вперед
Жилой комплекс HIDE стал для архитекторов ADM, Андрея Романова и Екатерины Кузнецовой, существенным рубежом в поиске новой пластики высотных башен: гибкой и дискретной, позволяющей оживлять объем и силуэт, моделировать форму. За последние годы подход стал «фирменной фишкой» ADM, а его в становлении ключевую роль сыграла, в частности, золотистая башня HIDE. Рассказываем историю, рассматриваем подробности построения комплекса, находим его стержень.
Роль фактуры
Активная поверхность бетона на фасадах и в интерьерах – основа архитектурного образа виллы в пригороде Бразилиа по проекту Studio Bruno Porto.
WAF Inside 2024: голодный город
Жюри Всемирного фестиваля архитектуры признало лучшим интерьерным проектом года пекинскую лапшичную. Новозеландское бюро Office AIO сумело найти оптимальные планировочные решения для гибридной концепции обслуживания, а также, оставаясь в рамках минимализма, предложило яркие решения, которые притягивают посетителей и располагают к общению. Рассказываем подробнее об этом проекте и показываем победителей других категорий.
Зодчество 2024: шесть причин зайти на фестиваль
Сегодня в 32 раз стартует фестиваль Союза архитекторов «Зодчество». Он продлится 3 дня: Гостиный двор будет заполнен экспозициями, программа же заполнена мероприятиями. Мы посмотрели на анонсы и сделали свою выборку, чтобы помочь вам сориентироваться. Дедала – вручают в четверг вечером.
WAF 2024: инклюзия
Всемирный фестиваль архитектуры подвел итоги. Главный приз забрала школа, тесно связанная с сообществом аборигенов Австралии, проектом года стал религиозный центр алевитов в Турции, а в лучшем ландшафтном проекте используются традиционные архитектурные мотивы китайского субэтноса хакка. И даже работа российского бюро в этом году попала в список финалистов – при соблюдении условия, что сделана она для другой страны. Рассказываем о победителях и финалистах.
Черное кимоно
Бюро IDEOLOGIST подготовило проект реконструкции позднесоветской базы отдыха, расположенной на скале у Черного моря, недалеко от Геленджика. Концепция выдержана в японском духе, что с одной стороны соответствует вектору развития курорта, с другой – логично соотносится с созерцательными пейзажами субтропического пояса.
Золото в песках
В Дубае открылся офис трансконтинентальной компании, связанной с добычей и обработкой ресурсов. Его интерьер реализован по проекту T+T Architects, а они мастера своего дела, умеют организовать пространство современно, разнообразно, гибко и оригинально. В данном случае на представительском этаже «царит» гигантская, облицованная золотистой латунью, перегородка, а контекстуально обоснованный фон дает слоистая фактура прессованной земли.
Новые проекты в малых городах
Показываем отчет о паблик-токе «Большие амбиции малых городов», предоставленный его организаторами. Среди проектов – два для Палеха, по одному для Наро-Фоминска и Зеленоградска
Пресса: Это Валентин Коган (бюро SLOI) — пожалуй, самый востребованный...
Основателя бюро SLOI Валентина Когана можно назвать самым успешным молодым архитектором Петербурга — по его проектам строят сразу несколько больших объектов, в том числе протестантскую церковь в Парголово и жилой комплекс и гостиницу рядом с Островом фортов в Кронштадте. Как успевать за глобальными профессиональными трендами, что общего у придуманного им деревянного храма с айфоном и какие КОНКРЕТНЫЕ (да, капсом!) меры помогут сделать архитектуру Петербурга лучше, специально для отдела «Петербург будущего» Собака.ru архитектурный критик Мария Элькина узнала у Валентина Когана.
«Открытый город 2024»: Алтари неизведанного. Стихийное...
Знакомим еще с одним воркшопом фестиваля «Открытый город» – «Алтари неизведанного. Стихийное сакральное» под руководством MARKS GROUP. Основная цель воркшопа – провести самостоятельное исследование и получить практические навыки, которые студенты могли бы применить в дальнейшей работе. Объектом исследования была предложена гора Воттоваара в западной Карелии.
Культурный треугольник
Еще один проект мастерской «Арканика» для Альметьевска – трехэтажная художественная галерея, которая расположится у Каскада прудов в пешей доступности от штаб-квартиры «Татнефти». Главными аттракторами послужат подсвеченные фасады и кровля-амфитеатр, ориентированная на мечеть, а также функциональная программа, продуманная компанией «Новая земля».
Архитектура будущего глазами сегодняшних выпускников
В Паркинг Галерее парка «Зарядье» проходит выставка дипломных работ выпускников художественных вузов ВЫПУСК’24. Специальный раздел выставки посвящен архитектурным проектам, о которых мы расскажем. Среди них досуговый комплекс в Ярославской области, городской рынок в Суздале, университет в Сочи, музей в Калуге, научно-исследовательский кластер в Сколково и целый город Николоград.
Временно белоснежный дракон
В китайском Уси после реконструкции по проекту бюро Wutopia Lab открылся парковый павильон Emerald Screen Pergola: эта белоснежная эфемерная конструкция скоро действительно станет изумрудно-зеленой.
«Открытый город 2024»: Дом Евангелия в Санкт-Петербурге
Цикл публикаций о воркшопах проекта «Открытый город» в этом году начинаем с рассказа о проекте «Дом Евангелия: функционализм vs сакраментализм» в Санкт-Петербурге. Проект реализован под руководством бюро «СИВИЛ» и призван обратить внимание на проблему сохранения исторической архитектуры и включения ее в современный городской контекст. Реконструкция Дома Евангелия – это реальный проект бюро, в ходе которого будут реализованы идеи участников воркшопа.
информационный проект