В Петербурге начала работу IX Биеннале архитектуры – одна из крупнейших профессиональных выставок города, организатором которой выступает Объединение архитектурных мастерских. Этот обзор не охватывает обширную деловую программу, сосредотачиваясь лишь на ощущениях от визуальной части экспозиции – ее объем и содержание говорит о возможности будущих трансформаций.
За два года, прошедших с последней Биеннале, архитектурная среда Петербурга изменилась существенно, и в то же время не очень. Продолжая тему, затронутую в предыдущем обзоре, который был воспринят весьма остро, отметим: то, что истеблишмент всё же разделился на две части, чувствуется. Хотя на открытии Олег Харченко вновь подчеркнул, что участие в биеннале открытое, приглашены все желающие.
И это, наверное, не хорошо и не плохо, просто исторически сложившаяся особенность нашего города. Впрочем, конкуренция всегда заставляет развиваться и быть лучше. Теперь у нас есть две большие профессиональные выставки – и Биеннале архитектуры, и перезапущенный в 2023 году Архитектон. Выглядят они совершенно по-разному, что создает объем, ракурсы и повод для дискуссии – чем плохо.
За два года новое поколение архитекторов стало получать заказы покрупнее и чувствовать себя увереннее: в градсовете веско высказывается Георгий Снежкин, Олег Манов сотрудничает с Сергеем Чобаном, Валентин Коган и Андрей Кораблев проектируют крупные жилые кварталы. Новые имена появляются, другие теперь печатают в черной рамке – мы попрощались с Анатолием Столярчуком и Юрием Земцовым – светлая им память.
Самые же главные изменения, вероятно, связаны с разворотом на Восток и поиском самостного пути – архитекторы открывают для себя не только новые страны, но и российские регионы. Как ни парадоксально, Петербург в этом участвует не то чтобы активно – каких-либо крупных событий, помимо разве что реконструкции Левашовского хлебозавода и открытия печально построенной СКА-Арены, не вспоминается. За это время прошел только один крупный конкурс, да и тот не был завершен.
Всё перечисленное так или иначе нашло отражение в экспозиции и отобранных для нее проектах.
Несмотря на анонсированные новшества, едва ли можно утверждать, что по своей форме биеннале претерпела существенные изменения. Однако теперь, когда есть альтернативная выставка, это воспринимается не как проявление ригидности, а скорее как жест самоопределения. ОАМ – статусная организация, ее члены работают с крупнейшими девелоперами, проектируют в исторической части Петербурга и значительно влияют на то, как выглядит его современная часть, при этом чтят традиции ленинградской школы архитекторов. Это люди, которым ничего не нужно доказывать – за них говорят реализованные проекты.
Из этого самоощущения, как нам кажется, проистекает многолетняя приверженность очень торжественному Мраморному залу, который недавно оценила и киноиндустрия: одна из ключевых сцен последней версии «Мастера и Маргариты» снималась именно здесь.
Однако при всей своей красоте зал как выставочная площадка не прост – очевидно, что его историческая и материальная ценность накладывает большие ограничения. Три предыдущие биеннале осваивали пространство, выстраивая из планшетов комнаты, коридоры и улицы. В этот раз дизайном занимался Ингмар Витвицкий – и планшеты воспарили, удерживаемые грузом бетонных столбиков с кольцом арматуры. Получилось воздушно и проницаемо. Чуть подпортила картину система из тросов, которые пришлось крепить к колоннам.
В этот раз «картотеку» проектов унифицировали и перемешали. Все планшеты выполнены в едином дизайне, что упрощает восприятие большого количества информации. Развеска – в шахматном порядке, ребром к главному входу, вперемежку. Такой подход уравнивает всех в правах и дает мозаичную картину – совсем как в городе, где здание одного архитектора может быть соседом другого. Также это порождает необычные сочетания – конь Тулпар TOBE встречается с зооморфным зданием Intercolumnium – выглядит здорово, правда, планшет Евгения Подгорнова случайно задвоился. Наконец есть щепотка иронии: на оборотной стороне московской высотки Alcon Tower от Евгения Герасимова – проект-шутка Валентина Когана, надувной мавзолей, коллапсирующий улицы.
Выбранный прием вносит и долю хаоса: нужно потратить изрядное количество времени и внимания, чтобы охватить всю картину целиком, обнаружить тенденцию или составить впечатление о работах того или иного бюро. Эффектный гольф-клуб Futura Architects, например, разделили на две половинки и разнесли их в разные части зала – каждый ли соединит этот пазл?
К планшетам можно относиться по-разному – автору этого текста, например, они кажутся слегка скучными, у архитекторов должны быть в арсенале средства куда более выразительные. В конце концов, чем отличается набор планшетов от каталога? С другой стороны, они наиболее информативны и емки, а если рассматривать биеннале как площадку для диалога, встреч и обсуждений – то, возможно, это самый целесообразный вариант. Деловая и культурная программа, надо сказать, очень хорошо удается организаторам.
Если суммировать все вышесказанное, становится понятным: Мраморный зал для растущего ОАМ уже маловат – представителей и проектов много, хочется всё показать и упомянуть, и это оказывается возможным только через емкую плоскость планшета. В этом году даже задействовано несколько смежных помещений для графики и макетной комнаты – но вписать их в архитектуру музея оказалось еще сложнее.