Испытание пространством и временем

Цифровая эпоха приучает к быстрым переменам. То, что еще вчера находилось в авангарде технологического прогресса, сегодня может безнадежно устареть. Множество продуктов создается под сиюминутные потребности, потому, что завтрашний день открывает новые горизонты возможностей. И в этом смысле архитектура остается неким символом здорового консерватизма

Технологии Реклама
mainImg
Конечно же инновационный бум не оставил в стороне архитектуру и смежные с ней отрасли. Просто жизненный цикл продуктов, разрабатываемых архитекторами, намного длиннее, чем у гаджетов, телевизоров или автомобилей. И это мы еще не говорим о так называемой иконической архитектуре, благодаря которой появляются здания, способные создавать контекст. Они являются ключевым элементом для реновации или формирования новых общественных пространств,  распространяя  свою ценность на ту площадь, улицу, квартал или даже город, где они находятся. Многие приезжают в Бильбао просто так, но многие, чтобы увидеть музей Гуггенхайма.
 

Экологические парадоксы

Но и для средовых зданий, не имеющих музейной ценности, срок жизни отпущен немалый. Их фасады должны быть устойчивыми к воздействию окружающей среды (ультрафиолет, осадки, перепады температур и пр.), удобными и недорогими в регламентном обслуживании, надежными и долговечными. Не случайно  архитекторы столь скрупулезно выбирают фасадные материалы и технологии. И не случайно предпочтение зачастую отдается проверенным временем традиционным материалам – керамическим блокам и камню. Такие фасады прослужат долго, стареть будут предсказуемо и благородно. Главным аргументом против традиционных продуктов выступают, как это ни показалось бы странным, экологические стандарты, ужесточающиеся с каждым годом.

Казалось бы, что может быть наиболее экологически безопасным в эксплуатации, чем кирпич, фиброцемент или натуральный камень? Все так, сравнение выдержать сложно. Однако экологическая безопасность – только один из комплекса критериев оценки «зеленой» архитектуры. Мы живем в эпоху перехода к пятому технологическому укладу, главной особенностью которого резкое сокращение затрат на транспортировку энергоресурсов, а в идеале, – локализация их производства на месте потребления. Это значит, использование возобновляемых источников энергии для эксплуатации энергопассивных домов. Конечно, построить такой дом на Канарских островах с их ровным, умеренно теплым климатом, намного легче, чем в Воркуте, но стремиться к этому будут в любом географическом поясе.  Это стремление уже сейчас отражено в интересных проектах по всему миру, и, как правило, в них использованы, инновационные, а не традиционные фасадные материалы. Рассмотрим некоторые из них на примерах с использование продукции компании EQUITONE.

По внешнему виду Института геоинформатики Вестфальского университета, спроектированного agn Niederberghaus & Partner GmbH в немецком городе Мюнстер трудно представить, что здание «питается» в основном за счет возобновляемых источников энергии. Для ее выработки используются солнечные батареи, для нагрева воды – бойлеры. Вентилируемый фасад – комбинация фиброцементных панелей  EQUITONE и теплоизолирующих материалов – сохраняет комфортные условия и зимой, и летом настолько эффективно, что резервные источники питания, работающие на ископаемом топливе, используются только в крайних случаях.
zooming
Институт геоинформатики Вестфальского университета, Мюнстер
Фотография предоставлена EQUITONE

Другим убедительным примером преимущества инновационных материалов может послужить масштабный проект реконструкции жилого комплекса GlacièreDaviel в Париже, осуществленный в рамках Климатического плана Парижа по улучшению качества жизни, сокращению выбросов парниковых газов и адаптации городской среды к изменению климата. Благодаря реконструкции технологически и морально устаревший GlacièreDaviel, типичный пример социального жилья 1960х, превратился в современный жилой комплекс, внешне изящный и легкий. Система наружного утепления существенно улучшила показатели энергоэффективности, а белые облицовочные панели EQUITONE [tectiva] на фасаде создали простой и лаконичный объем, объединив отдельные здания в архитектурный ансамбль.
zooming
ЖК Glacière-Daviel, Париж
Фотография предоставлена EQUITONE

Высокую энергоэффективность демонстрирует и новый кондоминиум Vista North Pearl, спроектированный Bora Architects, и построенный на территории некогда промышленного кластера в Портленде.  Этот новый комплекс состоит из пятиэтажного основания и 21этажной центральной башни. Для облицовки здания использованы панели EQUITONE [tectiva] и [linea], которые отсылают к индустриальному прошлому района. Тема «зеленой» архитектуры поддерживается идеей эксплуатируемой кровли с газоном и овощными грядками.
zooming
Кондоминимум Vista North Pearl
Фотография предоставлена EQUITONE

«Зеленая» декларация

Стремление EQUITONE минимизировать воздействие на окружающую среду получило документальное подтверждение после интеграции в международную систему EPD (Environmental Product Declaration) или DEP (déclaration environnementale de produit) во франкоязычном варианте.  Эта экологическая декларация продукта дает комплексную оценку воздействия строительного материала на окружающую среду. Учитывается все: технологии добычи сырья  и технологии производства, затраты на логистику и ее специфика,  технологии монтажа и сопутствующие факторы во время строительства, эксплуатационные расходы, утилизация и возможность переработки материала. То есть, рассматривается весь жизненный цикл продукта. Важно, что анализ проводится, а его результаты регистрируются независимыми экспертами.

Наличие EPD вовсе не означает, что продукт, заявленный производителем, является более экологически чистым, чем его альтернативы. В конце концов, экологическая декларация – дело добровольное. Но это свидетельство открытости помогает заказчику, вопервых, сделать компетентный выбор, а, вовторых, –  облегчить процедуру сертификации по LEAD, BREEAM или HQE. Предоставление EPD для материалов, использованных в строительстве, служит дополнительным аргументом при подаче заявки.

Также оба завода EQUITONE – в Бельгии и в Германии – сертифицированы по ISO 14001. Получение стандарта является независимым признанием заинтересованности компании в сокращении своего воздействия на окружающую среду. ISO 14001 индивидуален, адаптирован для каждой компании, общим условием является требование следовать системе экологического менеджмента (EMS) и неуклонно, шаг за шагом снижать свое воздействие на окружающую среду. 

Этика часто идет рука об руку с экономикой. Вот и для EQUITONE стремление воплотить в своих продуктах идею «зеленого» строительства приносит дополнительные возможности. В портфеле компании очень много проектов, в которых экологический аудит особенно строг. Это здания с функцией общественных центров, например, удивляющий и восхищающий посетителей выставочный зал на Балатоне «The Zam!» по проекту Studio A4; медицинские и научноисследовательские учреждения, такие как Институт кинезиотерапии в Виши по проекту Philippe Hebras – Agence CHM; детские сады и школы. В ряде случаев экологическая безопасность панелей  EQUITONE подтверждается их применением в интерьере. Так, бюро ARKit выбрало панели EQUITONE [tectiva] и для внешней, и для внутренней облицовки стен очень необычной школы – Beaumaris North Primary School. Панели EQUITONE [natura] использованы во внутреннем пространстве библиотеки университета Марбурга.  
  • zooming
    1 / 4
    Выставочный зал на Балатоне «The Zam!»
    Фотография предоставлена EQUITONE
  • zooming
    2 / 4
    Институт кинезиотерапии в Виши
    Фотография предоставлена EQUITONE
  • zooming
    3 / 4
    Beaumaris North Primary School
    Фотография предоставлена EQUITONE
  • zooming
    4 / 4
    Библиотека университета Марбурга
    Фотография предоставлена EQUITONE

Все гениальное просто

Со времен  изобретения фиброцемента Людвигом Хачеком прошло более ста двадцати лет, но суть процесса осталась неизменной. Основные природные элементы – минералы, вода, воздух – смешиваются при нагревании до состояния суспензии, а затем разделяются на отдельные листы заданного размера, которые прессуются и сушатся. Однако понадобились годы и годы технологической эволюции, чтобы воплощение этой простой идеи привело к результату, благодаря которому продукция EQUITONE в плане надежности и долговечности может создать достойную альтернативу традиционными материалам. При этом фиброцментный экран за счет своей легкости дает минимальную нагрузку на фундамент и стены, его можно монтировать круглый год, а его регламентное обслуживание технологично и не потребует больших затрат. 

Заявленный срок службы фасадов облицованных панелями EQUITONE составляет 50 лет. И очень важно, что климатический фактор критично не влияет на эту заявку. Средняя школа Bel Air  построена на границе пустыни, высотка18 Robinson  в дождливом Сингапуре. Фасад Фестивального зала в Эрле  успешно противостоит резким колебаниям температуры в течение суток. Фасады, облицованные EQUITONE, напротив, сглаживают влияние неблагоприятного климата, создавая комфортное пространство для жизни без избыточных энергозатрат.  
  • zooming
    1 / 3
    Средняя школа Bel Air
    Фотография предоставлена EQUITONE
  • zooming
    2 / 3
    18 Robinson
    Фотография предоставлена EQUITONE
  • zooming
    3 / 3
    Фасад Фестивального зала в Эрле
    Фотография предоставлена EQUITONE

Заказать бесплатный образец можно на официальном сайте EQUITONE >>>

17 Ноября 2021

Технологии и материалы
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Сейчас на главной
Четыре угла
Мастерская Юрия Ширяева предложила концепцию реновации псковского квартала, расположенного недалеко от центра города, но в стороне от туристических потоков. Комплекс кирпичных зданий восстановит фронт улиц и насытит функциями квартал, внутри которого спрячется сад с искусственным водоемом.
Парадокс острога
Вокруг омского аэропорта в этом году собралось немало любопытных пластических идей. Проект KPLN апеллирует к истории Омска как острога, но трансформирует мысль о крепости до почти полной неузнаваемости: «срезает» конические завершения бревен, увеличивает и переворачивает. Получается гипостиль – лес конических колонн на опорах-точках, со световыми фонарями вверху.
Источник знаний
Новое здание средней школы в Марселе по проекту Panorama Architecture удачно трактует на первый взгляд очевидный образ раскрытой книги.
Преображение Анны
Для петербургской Анненкирхе Сергей Кузнецов и бюро Kamen подготовили проект, который опирается на принципы Венецианской хартии: здание не восстанавливается на определенную дату, исторические наслоения сохраняются, а современные элементы не мимикрируют под подлинные. Рассказываем подробнее о решениях.
Парадокс временного
Концепция павильона России для EXPO 2025 в Осаке, предложенная архитекторами Wowhaus – последняя из собранных нами шести предложений конкурса 2022 года. Результаты которого, напомним, не были подведены в силу отмены участия страны. Заметим, что Wowhaus сделали для конкурса три варианта, а показывают один, и нельзя сказать, что очень проработанный, а сделанный в духе клаузуры. Тем не менее в проекте интересна парадоксальность: архитекторы сделали акцент на временности павильона, а в пузырчатых формах стремились отразить парадоксы пространства и времени.
Крепость у реки
Бюро МАКЕТ объединило формат японской идзакаи с сибирской географией: ресторан открылся в одном из зданий Омской крепости, декор и мебель отсылают к рекам Омь и Иртыш, а старый кирпич дополняют амбарные доски и сухие ветки.
Форум времени
Конкурсный проект павильона России для EXPO 2025 в Осаке от Алексея Орлова и ПИ «Арена» состоит из конусов и конических воронок, соединенных в нетривиальную композицию, в которой чувствуется рука архитекторов, много работающих со стадионами. В ее логику, структурно выстроенную на теме часов: и песочных, и циферблатов, и даже солнечных, интересно вникать. Кроме того авторы превратили павильон в целую череду амфитеатров, сопряженных в объеме, – что тоже более чем актуально для всемирных выставок. Напомним, результаты конкурса не были подведены.
Зеркала повсюду
Проект Сергея Неботова, Анастасии Грицковой и бюро «Новое» был сделан для российского павильона EXPO 2025, но в рамках другого конкурса, который, как нам стало известно, был проведен раньше, в 2021 году. Тогда темой были «цифровые двойники», а времени на работу минимум, так что проект, по словам самого автора, – скорее клаузура. Тем не менее он интересен планом на грани сходства с проектами барокко и эмблемой выставки, также как и разнообразной, всесторонней зеркальностью.
Корабль
Следующий проект из череды предложений конкурса на павильон России на EXPO 2025 в Осаке, – напомним, результаты конкурса не были подведены – авторства ПИО МАРХИ и АМ «Архимед», решен в образе корабля, и вполне буквально. Его абрис плавно расширяется кверху, у него есть трап, палубы, а сбоку – стапеля, с которых, метафорически, сходит этот корабль.
«Судьбоносный» музей
В шотландском Перте завершилась реконструкция городского зала собраний по проекту нидерландского бюро Mecanoo: в обновленном историческом здании открылся музей.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке с АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти в архитектурным интересом.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Города Ленобласти: часть II
Продолжаем рассказ о проектах, реализованных при поддержке Центра компетенций Ленинградской области. В этом выпуске – новые общественные пространства для городов Луга и Коммунар, а также поселков Вознесенье, Сяськелево и Будогощь.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
Сахарная вата
Новый ресторан петербургской сети «Забыли сахар» открылся в комплексе One Trinity Place. В интерьере Марат Мазур интерпретировал «фирменные» элементы в минималистичной манере: облако угадывается в скульптурном потолке из негорючего пенопласта, а рафинад – в мраморных кубиках пола.
Образ хранилища, метафора исследования
Смотрим сразу на выставку «Архитектура 1.0» и изданную к ней книгу A-Book. В них довольно много всякой свежести, особенно в тех случаях, когда привлечены грамотные кураторы и авторы. Но есть и «дыры», рыхлости и удивительности. Выставка местами очень приятная, но удивительно, что она думает о себе как об исследовании. Вот метафора исследования – в самый раз. Это как когда смотришь кино про археологов.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».