RTDA – Research Territory Development Architecture
АрхИнж
Архитекторы Гикало Купцов
Горпроект
Авторский коллектив:
АрхИнж
Архитектор: Ким Ен Гир
Премия International Architecture Award подвела итоги: как и в прошлом году, отмечено семь проектов от российских архитекторов. Коротко рассказываем о победителях номинаций и работах, удостоенных почетного упоминания.
Чикагский музей архитектуры и дизайна «Атенеум» совместно с Европейским центром архитектуры, искусства, дизайна и городских исследований, а также издательством Metropolitan Arts Press, Ltd. проводит премию International Architecture Awards с 2004 года, чтобы отметить значимые проекты со всего мира. Ее цель – предоставить сообществу срез актуальных эстетических направлений в современной архитектуре. Список жюри определяет международная комиссия, в которую входят представители Союза архитекторов России. Текущая премия оценивала проекты и постройки 2023 и 2024 годов.
Число лауреатов из России такое же, как в прошлом году, только соотношение другое: три победителя номинаций и четыре почетных упоминания. Коротко рассказываем обо всех.
Подать заявку на участие в следующей премии можно до 1 декабря, подробности здесь.
Высотный жилой комплекс спроектирован для территории бывшего завода на берегу Москвы-реки. Пять башен высотой по 180 метров объединены стилобатом с развитой инфраструктурой, которую дополняет озелененное и эксплуатируемое пространство кровель. Башни полностью выполнены из светопрозрачных конструкций. Жесткая сетка нижних этажей к центру сменяется пластикой, напоминающей рябь на воде – эффект достигается за счет консольного выноса эркеров на глубину до 2,5 метров. Верхний ярус отличается плавными линиями, постепенным сужением и расположением окон по подобию чешуек.
Жилой комплекс, как подчеркивают авторы, может похвастаться самым большим в России фасадом в стиле ар-деко – он простирается на целых 250 метров. Корпуса высотой от 21 до 28 этажей венчают шесть «корон» и 173 башни, динамичность которых усиливают 13 ризалитов, 77 пилястр и 10 венецианских стрельчатых арок. Фасады украшают декоративные элементы из эмалированного стекла, стеклофибробетона, стеклокомпозита и металла. В отделочных материалах использован кирпич разных оттенков, керамогранит и натуральный черногорский известняк. Вестибюли, лестницы, а также подземные парковки и ландшафтное решение двора пронизаны духом ар-деко.
Проект вдохновлен храмом Успения Пресвятой Богородицы в Кондопоге, который был утрачен в 2018 году из-за пожара. Пропорции, элементы и дерево как основной материал характерны для традиционных шатровых церквей, но стекло и ламели преображают привычный образ, обнажая скрытую структуру здания. Большая площадь остекления наполняет храм светом, создает проницаемое пространство, а также позволяет наблюдать за северным сиянием, усиливая духовный опыт.
Музей компании «Океанрыбфлот» открылся в Петропавловске-Камчатком в здании ресторана 1970-х годов. Модернистская «стекляшка» получила новый многослойный фасад: перфорация с изображением кораблей и морских обитателей на белых алюминиевых панелях в дневное время хорошо видна за счет «подложки» из черного керамогранита, а вечером – за счет подсветки, напоминающей Млечный путь. Черно-белый контраст, который продолжается и в интерьере музея, дополняет фирменный синий цвет компании.
Бизнес-центр, расположенный недалеко от Савеловского вокзала, играет роль доминанты на пересечении крупных магистралей. Офисы занимают семь этажей, каждый из которых представляет собой четко акцентированный ярус в общей композиции нисходящей пирамиды. Первые два этажа отведены под ритейл, а на крыше и стилобате предусмотрены озелененные террасы, с которых открывается вид на центр Москвы. В здании установлена центральная система кондиционирования, которая самостоятельно поддерживает оптимальную температуру и влажность воздуха, а также мощная система вентиляции, двухступенчатая система очистки воды и скоростные бесшумные лифты.
Проект вдохновлен явлениями природы: метаморфоз, симбиоз и фрактальность выражены через форму, пропорции, материалы и технологии. Надежности и силе нижней часть здания, покрытой натуральным камнем, противопоставлены легкие стеклянные конструкции. Между ними – фасадная сетка, напоминающая экзоскелет или сменяемую оболочку, которая символизирует развитие живого организма.
Решения мастер-плана определила история Воркуты, суровые климатические условия Крайнего Севера, а также необходимость улучшить социальные условия и общую привлекательность города для жизни и работы. Все предложения учитывают ветровые нагрузки, а для развития зеленого каркаса была проведена кропотливая работа по подбору растений, способных адаптироваться к сложному климату и при этом не разрушить уже сформировавшуюся экосистему. Соучаствующее проектирование помогло найти контакт с жителями и определить приоритетные направления в улучшении городской среды. Особое внимание в мастер-плане уделяется развитию объектов образования и культуры.