пресса

события

фотогалерея

российские новости

зарубежные новости

библиотека

рассылка новостей

обратная связь

Пресса Пресса События События Иностранцы в России Библиотека Библиотека
  история искусства

Иконостас храма Святителя Николая Чудотворца, что на Щепах
Иконостас храма Святителя Николая Чудотворца, что на Щепах

Послыхалина М.В.
Иконостас храма Святителя Николая Чудотворца, что на Щепах
в книге:
XI Филевские чтения. Материалы научной конференции , 2012
выходные данные
стр. 65-66
Тезисы доклада автора на одиннадцатой научной конференции Филевские чтения
В собрании МГОМЗ хранится обширный комплекс памятников, происходящих из храма Святителя Николая Чудотворца, что на Щепах, поступивший в 1930- годы. Запись в Книге Поступления музея: «Иконостас деревянный резной, состоит из колонн витых с виноградными гроздьями, картушей с резьбой и позолотой и разных икон. XVII век».

О времени основания храма Святителя Николая на Щепах сведений не сохранилось, но можно предположить, что оно совпадает со временем учреждения плотничьей слободы в начале XVII века. Впервые храм упоминается в окладных книгах. Первая деревянная церковь была построена в 1649 году; позднее, в 1668 году, перестроена. Здание, выстроенное около дворцового Дровяного двора по благословенной грамоте Патриарха Иоакима от 22 апреля 1686 года, сохранилось до наших дней с крупными перестройками. При трапезной храма был придел Феодосия Киновиарха, в 1813 году переосвященный в честь апостолов Петра и Павла. В начале 1773 года в той же трапезной устроен придел Симеона и Анны; в 1884 году придел был перенесен в пристройку с юга храма. Невысокая четырехугольная колокольня со шпилем была поставлена в 1813, а сама церковь обновлена в 1888 году.

Иконостас церкви Святителя Николы на Щепах – высокий, пятиярусный датируемый концом XVII века, предположительно, в начале XVIII веке был дополнен шестым – страстным чином.

В первой половине ХIX века все иконы иконостаса были покрыты сложной записью, представляющей собой имитацию тисненого золотого оклада, выполненную с использованием речного песка, закрепленного на поверхности иконы. Песком моделировался узор с невысоким рельефом, покрытый в свою очередь позолотой. Этот импровизированный «оклад» покрывал не только свободный фон икон, но и большую часть изображения архитектурного стаффажа, оставляя видимыми только фигуры персонажей. В течение последних нескольких лет была раскрыта авторская живопись икон праздничного и страстного чинов.




Рейтинг@Mail.ru
Copyright www.archi.ru
Правила использования материалов Архи.ру
Правовая информация
архи.ру®, archi.ru® зарегистрированные торговые марки
Система Orphus
Нашли опечатку Orphus: Ctrl+Enter