Новооткрытые иконы мастеров Оружейной палаты

Тезисы доклада автора на одиннадцатой научной конференции Филевские чтения

Сообщение посвящено открытым за последний год иконам ведущих мастеров Оружейной палаты – Симона Ушакова, Кирилла Уланова и, предположительно, Тихона Филатьева, которые находятся в российских частных собраниях.  
 
Симон Ушаков – ключевая и наиболее значительная фигура в русской иконописи XVII века. Он оставил богатое художественное наследие, которое позволяет проследить творческую эволюцию мастера на протяжении всей его жизни. Значимость личности художника настолько велика, что нахождение каждого нового его подписного произведения является событиемв науке. Недавно его автограф была обнаружен во время реставрационного раскрытия на  иконе «Архангел Михаил». Это довольно большой образ (размеры 125,5 × 88,5 см), предназначавшийся для установки в иконостас. Сохранность авторской живописи достаточно хорошая, прежде всего в личном письме. Серьезно пострадало только изображение доспеха, на котором при реставрации были оставлены поновительские прописи. Слева на поземе находится выполненная белилами надпись: «[ЗРПВ] (7182/1674) год пи[с]ал сиi о[б]раз [Симо]н Ушаков соучеником». По особенностям почерка она совпадает с другими известными автографами мастера.
Иконография образа повторяет образцы XVI столетия.  Поскольку художник в своем творчестве часто воспроизводил древние чтимые иконы, придавая им новую стилистическую живоподобную редакцию, можно предполагать, что этот образ также был списком с какого-то утраченного чтимого изображения архангела. Не исключено, что определенное воздействие на мастера оказала икона 1560-х годов «Архангел Михаил, с деяниями» из Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря, для которого Симон Ушаков неоднократно писал иконы с 1671 года.

Широко известна другая, небольшого размера икона Симона Ушакова, изображающая архангела Михаила, попирающего дьявола (ГТГ). Она написана в 1676 году, т.е. позднее рассматриваемой, и относится к совершенно иному иконографическому варианту, который, по всей вероятности, был разработан самим художником с учетом западноевропейских образцов. На ней он использовал ставший потом популярным у мастеров Оружейной палаты прием – изображение не ровного, а круглящегося позема. На представленной иконе позем также представлен в виде сферы. Таким образом, можно говорить,    что   подобная   деталь   появилась   в    творчестве   Симона  Ушакова  уже   в  1674 году,       которым датировано данное произведение.

По характеру образа, серьезному и глубокому, по особенностям типажа лика архангела, по трактовке отдельных деталей икона хорошо вписывается в творчество Симона Ушакова 1670-х годов. Сложное технологическое исполнение лика, написанного по авторской многослойной системе вохрений, также полностью соответствует известным подлинным работам Симона Ушакова.

 На рубеже XVII-XVIII веков в иконописной мастерской Оружейной палаты ведущее значение перешло к иконописцам Кириллу Уланову и Тихону Филатьеву. Жизненный путь Кирилла Уланова не типичен для мастера Оружейной палаты: на пике своей придворной карьеры он покинул Москву и принял монашеский постриг в бедном провинциальном Кривоезерском монастыре близ Юрьевца-Повольского. Поздний период его творчества очень интересен, но представлен довольно фрагментарно, поскольку написанные им в провинции иконы сильнее пострадали в период борьбы с религией.

Недавно была обнаружена относящаяся к позднему периоду мастера большая подписная икона «Богоматерь Казанская» (116,9 × 88,9 см). Икона была раскрыта из под записей, авторская живопись на ней довольно сильно потерта и имеет утраты. На нижнем поле находятся остатки наполовину утраченной авторской подписи, выполненной белилами: «[…К]орнилiй оу[ланов]ъ. Поwбҍщанiю прихоцкихъ людей».На выполненном в ультра-фиолетовых лучах снимке автографа видна левая, утраченная часть надписи: «АѰК[..]го.Писалъигуменъ» За буквойК (20) в боковом свете виден след еще одной буквы, возможно Е (5). Таким образом, икона была выполнена в 1720-х годах (1725 ?), и относится к числу самых поздних известных произведений Кирилла Уланова, последнее из которых датировано 1728 годом.
Художник переводил композицию с небольшого снятого образца (прориси), увеличивая ее соответственно размерам доски, на что указывает хорошо видная в утратах красочного слоя и золота разграфленная по левкасу крупная сетка. Такой прием впервые отмечается у Кирилла Уланова, в творчестве которого обращение к образу Казанской Богоматери можно считать уникальным. Не известно более ни одной его иконы на этот сюжет ни по сохранившимся памятникам, ни по упоминаниям в документах. Возможно, художник переводил рисунок, а не просто назнаменил его на иконе именно потому, что практически не обращался к этой иконографии и боялся ошибиться. Может быть также, что этот факт говорит о уже достаточно преклонном возрасте мастера, который писал это произведение уже в последние годы своей профессиональной деятельности.

Живописи иконы присущи все характерные особенности индивидуальной творческой манеры Уланова. Лики выполнены чрезвычайно мягко, с помощью тонких переходов от зеленоватогосанкиря к золотистым вохрениям. Хотя верхние слои живописи ликов сохранились плохо, тем не менее, в их письме присутствует прием, характерный именно для позднего творчества мастера –  тонкие мелкие графичные белильные оживки, проложенные в местах наиболее сильных высветлений (на шее и в углах глаз Богоматери, лбу, подбородке и над верхней губой и у уголков глаз Младенца). Эта интересная особенность, которая присуща традиционной доживоподобной манере иконного письма, среди мастеров Оружейной палаты встречается только у Кирилла Уланова в его позднем, поволжском этапе творчества.
Икона была написана, судя по формулировке автографа, для некоего приходского храма. Сведений о жизни и иконописной деятельности Кирилла (Корнилия) Уланова в 1720-х годах очень мало, что затрудняет предположения о возможном происхождении памятника. С осени 1719 по 1723 год мастер жил в Нижнем Новгороде, где проживал при Архиерейском доме и по указу архиепископа Питирима свидетельствовал иконописцев нижегородской епархии. Известны факты и его иконописной деятельности за это время. Затем точное место пребывания иконописца устанавливается пунктирно. В 1726 году он вместе с братом Василием и учениками работал в Троицком Белбажском монастыре, где писал много икон для соборного храма (Казанская в их перечне не упоминается). Скорее всего, в это время художник вновь  проживал в Кривоезерской обители близ Юрьевца «на покое», так как его последние подписные произведения 1727-1728 годов происходят из юрьевецких храмов.

Скорее всего, икона создана для одного из приходских храмов Юрьевца Повольского. Им могла быть несохранившаяся Казанская церковь, стоявшая на правом берегу Волги  напротив Кривоезерского монастыря и бывшая в начале XVIII века деревянной.

 Вторая подписная икона Кирилла Уланова – «Деисус с избранными святыми» – относится к московскому периоду жизни мастера. Долгое время она находилась в частном собрании на западе, где была опубликована в каталоге одной из антикварных галерей. Недавно она вернулась в Россию, что дало возможность ее более серьезного изучения. На поземе имеется выполненный белилами автограф: «АѰА. писал ц(а)рев зограѳ, московской, кїрилъ улановъ». Размеры иконы 114 × 91 см.

На иконе изображен Деисус типа Седмицы. По сторонам сидящего на престоле Христа в верхнем ряду изображены апостолы Петр и Павел, а так же четыре евангелиста. Ниже архангелы Михаил и Гавриил, Богоматерь и Иоанн Предтеча. Внизу коленопреклоненные мученики Димитрий и Георгий. Обычные для иконографии Седмицы изображения святителей отсутствуют. Сохранность авторской живописи на иконе в целом хорошая, хотя есть многочисленные довольно грубые антикварные прописи по уратам, в частности, на нимбах. По стилю письма икона соответствует произведениям мастера рубежа XVII-XVIII веков. Очень близкую композиционную и стилистическую аналогию ей представляет образ «Богоматерь на престоле, с избранными святыми», созданный Улановым в 1698 году для местного ряда иконостаса Похвальского придела Успенского собора Московского Кремля.

Не имеет авторской подписи, но, несомненно, принадлежит кисти одного из наиболее значительных изографов Оружейной палаты икона «Троица (Гостеприимство Авраама)» рубежа XVII-XVIII веков (размеры 108 × 85,5 см). Скорее всего, она имела авторскую подпись, которая была со временем утрачена, поскольку в XIX веке на иконе были выполнены новые лепные позолоченные поля, удаленные при последней реставрации памятника. Деталями композиции этот образ перекликается с древней иконой из Успенского собора, полностью переписанной в 1700 году Тихоном Филатьевым, хотя в целом его иконография более традиционна для своего времени. Другая близкая аналогия рассматриваемому произведению – икона «Троица» 1707 года из Троицкой церкви Ново-Голутвина монастыря в Коломне, также написанная Тихоном Филатьевым. Хотя в ней отсутствует изображение Гостеприимства Авраама, основное ядро композиции также отличается архаичными чертами, идущими от иконы Успенского собора. Не исключено, что и вновь выявленная икона может быть связана с Тихоном Филатьевым.

«Архангел Михаил»
«Богоматерь Казанская»
«Деисус с избранными святыми»
«Троица (Гостеприимство Авраама)»

12 Февраля 2013

Похожие статьи
Технологии и материалы
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Сейчас на главной
Сергей Кузнецов: «Мы не стремимся к единому стилю...
Некоторое время назад мы попросили у главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова комментарий по Архитектурной премии мэра Москвы: от схемы принятия решений до того, каким образом выбор премии отражает архитектурную политику. Публикуем полученные ответы, читайте.
Белый берег
По проекту бюро ISAEV Architects в небольшом башкирском городе Агидель благоустроен городской пляж на реке Белая. Площадь со сценой, инфраструктура для отдыха на свежем воздухе и безбарьерная среда сделали место точкой притяжения, которая предлагает разнообразный досуг – от мангала до вейкборда.
Лина Бо Барди и «ГЭС-2»: реконструкция
В Доме культуры «ГЭС-2» с 11 июля по 19 октября работает первая в России масштабная выставка, посвященная Лине Бо Барди (1914-1992) – бразильскому архитектору итальянского происхождения. «Если бы стены стали водой» – не столько ретроспектива, сколько попытка оживить дух Бо Барди на московской сцене, где ее идеи об общем для всех горожан пространстве и гибкости архитектурных решений звучат особенно актуально.
WAF 2025: кто в коротком списке
Всемирный фестиваль архитектуры объявил шорт-листы всех номинаций. В списки попали постройки и проекты бюро ATRIUM, TCHOBAN VOSS Architekten и Kerimov Architects – предлагаем их краткий обзор.
Средство от стресса
На волгоградской набережной появилось еще одно стильное место для комфортного времяпрепровождения с видом на реку Волгу, олицетворяющую собой течение времени и множество других зыбких понятий. Бюро Rogojnikov & Sorokin создало кальян-бар Redwood Asia, интерьер которого преисполнен чувства собственного достоинства – с небольшой толикой архитектурной иронии.
Дина Боровик: хрущёвки попадают в Рай
Молодая художница из Челябинска Дина Боровик показывает в ЦСИ Винзавод выставку, где сопоставляет пятиэтажки, «паутинки» и прочие приметы немудрящей постсоветской жизни с динозаврами. И хотя кое-где ее хрущевки напоминают инсталляцию Бродского на венецианской биеннале, страшно сказать, 2006 года, лиричность подкупает.
Верхом на холме
Вилла «Сидоний» в предместье Праги, в популярном месте отдыха и хайкинга, задумана архитекторами Stempel & Tesar как конструктивный и технологический эксперимент.
Ремикс архитектурной «классики»
Бюро E Plus Design и URBANUS/LXD Studio радикально обновили торговый комплекс в Гуанчжоу в виде старого европейского города через новое колористическое решение, устройство водных сооружений и озеленение.
Петербург Георгия Траугота
С 29 мая по 17 августа 2025 года в московском пространстве Ile Theleme проходит персональная выставка ленинградского художника Георгия Траугота. Более ста работ мастера представляют все грани творчества этого самобытного автора. Петербург Траугота – в эссе Екатерины Алиповой.
Цветок озера
Прообраз здания «театра Камала» в Казани – ледяной цветок: редкое и хрупкое природное явление озера Кабан «застыло» в крупных летящих контурах стеклянных экранов, ограждающих основной объем, формируя его силуэт и защищая витражи от солнца. Проект консорциума под руководством Wowhaus, включавшего «звезду» мировой архитектуры Kengo Kuma, победил в конкурсе 2021/2022 года, был реализован близко к исходному замыслу в короткие, очень короткие сроки. Театр открыт в начале 2025. Кэнго Кума предложил образ ледяного цветка и контрапост холодного снаружи – теплого внутри. В течение 2022–2024 Wowhaus сделали все для его воплощения, буквально-таки ночуя на площадке. Рассматриваем знаковое здание и увлекательную историю.
На берегу Лососинки
Жилой комплекс «Речка», который формируется в Петрозаводске по проекту архитектурной мастерской Евгения Таева, реагирует на соседство с речкой Лососинка и парком Ямка точечной застройкой, которая делает среду проницаемой и интегрированной в зеленый массив. Кирпич на фасадах отсылает к заводским корпусам Александровского Завода, основанного в XVIII веке.
Керамический ажур
По проекту OMA завершено строительство штаб-квартиры компании JOMOO в Сямыне на юго-восточном побережье Китая.
Энергия юности
Архитектурное бюро Better с помощью простых и бюджетных приемов предлагает концепцию обновления популярного у молодежи Новой Усмани здания 1950-х годов. Молодежный центр приобретает узнаваемый облик, дополнительные пространства для встреч и общения, а также становится потенциальной точкой преобразования городской среды.
Дюрер и бабочки
Рассматриваем одну из работ выставки «Границы видимости», которая еще открыта на Винзаводе, поближе. Объект называется актуальным для современности образом: «Сакральная геометрия», сделан из лотков для коммуникаций, которые нередко встречаются в открытом виде под потолком, с вкраплениями фрагментов гравюры Дюрера, «чтобы сбить зрителя с толку».
Башня переехала
В Выксе собрали на новом месте, на территории будущего Шухов-Парка за плотиной пруда, большую часть водонапорной «башни Шухова». Закончить обещают к осени, но подсветку уже включали. Техническое сооружение завода обещает стать одним из главных акцентов парка. Да и уже им является. За башней, размышления о судьбе которой шли с 2005 года, наблюдала Марина Игнатушко.
Модули из глины и древесины
Модульное офисное здание HORTUS по проекту Herzog & de Meuron возведено под Базелем из возобновляемых и вторично используемых материалов, а также должно за 31 год «окупить» с помощью фотоэлектрических панелей всю затраченную при строительстве энергию.
Палитра дерева
По проекту бюро Kub House на участке в поселке Николино построено несколько зданий с применением CLT-технологии. Архитекторы рассказывают о дополнительных решениях: шиндель и еловый планкен на фасадах, самоклеящаяся алюминиевая пароизоляция для герметичности здания, звукоизоляционные конструкции.
Угадай мелодию
Архитектурная премия мэра Москвы позиционирует себя как представляющая «главные проекты года». Это большая ответственность – так что и мы взяли на себя смелость разобраться в структуре побед и не-побед 2025 года на примере трех самых объемных номинаций: офисов, жилья, образования. Обнаружился ряд мелких нестыковок вроде не названных авторов – и один крупный парадокс в базисе эмотеха. Разбираемся с базисом и надстройкой, формулируем основной вопрос, строим гипотезы.
Связь прошлого и настоящего
Реконструкции исторических зданий под современный офис редко бывают деликатными по отношению к наследию. Но в проекте редевелопмента исторического здания Телеграфа в Санкт-Петербурге под офис российской IT-компания «ЭР-Телеком» архитекторы UNK corporate interiors смогли найти способ сохранить и бережно инсталлировать в новое пространство оригинальные детали интерьера. Конечно, характер пространства радикально поменялся, но сосуществование с аутентичными элементами, фактурами и материалами создает особую атмосферу, материализуя идею связи времен.
Торнадо миграции
В Роттердаме открылся музей миграции Fenix по проекту звездного китайского бюро MAD. Его архитектура и экспозиция посвящены самым острым проблемам современности и воспевают саму идею перманентного движения.
Отель в швейной мастерской
Концепция APRELarchitects по ревитализации двух объектов культурного наследия в центре Воронежа предполагает приспособление здания швейной мастерской и колокольни Пятницкой церкви под гостиничный комплекс с музеем, спа-комплексом и оживленным двориком. Контуры утраченной колокольни предполагается восстановить с помощью легкой световой инсталляции.
Память города
Комплекс сооружений в промзоне Даляня на северо-востоке Китая превращен по проекту Neri&Hu в многофункциональный центр с культурной составляющей.
МиRная интеграция
ЖК МИRA, расположенный над высоким склоном Яузы и Проспекта Мира, оправдывает свое название не только технически, но и визуально и по смыслу. Будучи современным и технологичным, высотным и стеклянным, он реагирует и на классику Жолтовского, и на модернизм «Дома на ножках». Вбирает в себя особенности соседей и «мирит» их внутри себя на общей основе современности фасада. Изучаем, каким именно образом.
В позитивном свете
Современные общественные пространства все чаще сочетают несколько функций, и на первый план выходит их планировочная гибкость и продуманность зонирования. В новом мультипространстве LOOK UP & UPSKILL, разработанном Pergaev Bureau, объединены кафе, ресторан, библиотека, университет и даже магазин шоколада, решенные в едином стиле, создающем спокойную и одновременно вдохновляющую атмосферу.
Школа как доминанта
Бюро арх.15 актуализировало типовой проект общеобразовательной школы на 1100 мест в Хостинском районе. Функциональные блоки отличаются фасадными решениями, задействована кровля, а для оформления учебных и рекреационных пространств формальный подход отвергнут в пользу адаптивного.
МАРШоу: разложено по полочкам
Новая выставка МАРШоу превзошла все предыдущие. Она поэтична, материальна, насыщенна, разнообразна – но еще и структурирована, в буквальном смысле многослойна и красива. Сами авторы признают, что вряд ли еще лучше получится когда-нибудь. Мы же с оптимизмом смотрим в будущее и изучаем выставку.
Ворота в геопарк
Бюро «КБ-11» разработало концепцию этнографического комплекса для геопарка «Янган-Тау», расположенного в Республике Башкортостан. Природные объекты и ландшафты этой территории имеют международное геологическое значение и включены в список ЮНЕСКО, не менее значительны расположенные здесь памятники истории и культуры. Комплекс должен сделать место более привлекательным для туристов, местного населения и ученых.
Термы за Волгой
Как в нашей стране строят бани? Обычно из лакированных бревен, иногда добавляя розовую штукатурку... А Григорий Дайнов и DK Architects предложили для Тверицких бань на левом берегу Волги в Ярославле – берег заброшенный и депрессивный, но бани, говорят, культовые, – 1. сохранение здания 1950-х, кирпичного, крашеного красной краской; 2. термы из травертина. Ну что тут сказать, идеи Цумтора забрались на азиатский берег. Рассматриваем.
Респектабельная неформальность
Как скомбинировать шоурум и рабочее пространство? Как объединить гедонизм и нонконформизмом? Как превратить меньше 200 м2 в целый мир фешн-индустрии? Архитекторы студии MNdesign справились с этими непростыми задачами, создав интерьер офиса компании Albione и MezzaTorre.