|
пресс-релиз:
Цикл лекций приурочен к 85-летию фотографической коллекции Музея архитектуры и посвящен истории отечественной архитектурной фотографии, охватывающей столетний период с 1860-х годов до 1960-х годов. Особенности развития этого вида искусства в России, яркие работы профессионалов и любителей, путешествия, неутомимые поиски художественного стиля – вот главные темы пяти лекций цикла. Основными источниками для рассказа станут работы мастеров светописи, хранящиеся в фотографическом собрании Музея. Фотоколлекция, формирование которой началось вместе с основанием музея в далёком 1934 году, является крупнейшей в стране и насчитывает более миллиона предметов. Богатое наследие, бережно хранимое Музеем, станет проводником в мир истории русской архитектурной фотографии.
Лекторы: Мария Анатольевна Обухова – культуролог, старший научный сотрудник научного отдела хранения негативов Музея архитектуры, хранитель фонда негативов Музея архитектуры, Нина Витальевна Пименова-Ромашова - искусствовед, старший научный сотрудник научного отдела хранения уникальных фотографий Музея архитектуры, специалист по архитектурной фотографии, специалист по дореволюционной фотографии архитектуры Крыма и Кавказа, творчеству ялтинского фотографа Ф.П. Орлова и тифлисского фотографа Д.И. Ермакова, деятельности МАО, реставрационных экспедиций 1920-х-1940-х гг. в Крыму и Ср. Азии.
26 февраля 2020, среда, 19:00
Поиски жанра. От развлечения к пользе
Одна из самых ярких страниц в истории архитектурной фотографии - период её зарождения. Неутомимые поиски художественного языка нового искусства вдохновляли мастеров ранней фотографии использовать не только уже освоенные техники и приемы съёмки, но и изобретать новые. Первые опыты в архитектурной фотографии неотрывно связаны с возникновением интереса к истории средневековой Руси и её архитектурному наследию. Во время своих многочисленных путешествий по городам России фотографы создавали художественные снимки, открывая для всех интересующихся мир памятников давно ушедших эпох.
4 марта 2020, среда, 19:00
Фотографы «видов» и «древностей» - любители и профессионалы
Девятнадцатое столетие было богато на открытия. Помимо изобретения фотографии этот век знаменателен развитием археологии и началом массовой культуры путешествий. О том, как эти два разных явления оказались связаны с фотографией, и пойдет речь на лекции. Вы увидите фотографии Д. Ермакова, И. Барщевского, Д. Машукова, Ф. Орлова и других известных мастеров своего времени.
11 марта 2020, среда, 19:00
Городской пейзаж. Архитектура и жизнь
Жанр городского пейзажа – «ведуты» - существовал в России еще до появления фотографии. Это были графические или живописные виды архитектурных ансамблей и перспективы главных улиц городов Российской империи. Технические свойства вновь изобретенной светописи, при общем сохранении традиционных ракурсов, позволили по-новому взглянуть на этот жанр: запечатлеть не только архитектуру, но и городскую жизнь своего времени.
18 марта 2020, среда, 19:00
«Советская» и «антисоветская» архитектурная фотография
В годы Советской эпохи фотография была объявлена одним из главных видов искусств. Она должна была пропагандировать жизнь прогрессивного советского гражданина. Профессиональные фотографы занимались фиксаций достижений современной архитектуры – многочисленных строящихся объектов социального назначения. Такие мастера фотографии как Сергей Шиманский, Наум Грановский, Алексей Александров создавали яркие образы масштабного строительства советского государства. Наряду с этим фотография отражала и борьбу архитекторов за сохранение памятников, поставленных под угрозу сноса.
25 марта 2020, среда, 19:00
Сохраняя прошлое: фотографы неактуальной архитектуры
Сухарева башня, Красные ворота, стена Китай-города... Все эти и многие-многие другие архитектурные памятники царской России в 1920-е годы тщательно изучались, фотографировались и реставрировались, хотя и не служили строительству социализма. В 1930-е годы многие из них были уничтожены. Отчасти судьбу этих памятников разделили и снимавшие их фотографы Центральных государственных реставрационных мастерских. Созданное после войны Главное управление по охране памятников вновь собрало фотографов для санкционированной фотофиксации уцелевших памятников архитектуры прошлого.
|