|
пресс-релиз:
Цикл лекций Кирилла Постернака посвящен тысячелетней истории русского иконостаса – от скромных алтарных преград XI века, возводившихся по византийским образцам, до масштабных композиций XXI столетия.
Лектор - Кирилл Владимирович Постернак - научный сотрудник Музея архитектуры, заведующий сектором Биографического словаря архитекторов, специалист по русской архитектуре XVIII века.
16 января 2020, четверг, 19:00
Темплон и тябло
На первой лекции будет рассмотрена история возникновения и развития алтарной преграды в первом тысячелетии после Рождества Христова., а также начальный этап истории русского иконостаса. Появившись как функциональная стенка, отграничивающая пространство алтаря от основной части храма, алтарная преграда со временем превращается в развитое архитектурное сооружение — каменный парапет с колоннадой, увенчанной архитравом. Такая форма преграды получила в Византии именование «темплон». Первые русские алтарные преграды XI—XIII веков выполнялись именно образцу византийского темплона, но уже в конце XIV века русские мастера создают свой, революционный тип высокого сплошного многоярусного иконостаса, который не был известен в Византии. Примечательно, что слово «темплон» сохранилось в русском языке: в искаженной форме «тябло» оно стало использоваться для обозначения горизонтальных брусьев иконостаса. Эпоха тябловых иконостасов продлилась до середины XVII столетия.
23 января 2020, четверг, 19:00
«Флемская резь»
Следующий этап в истории иконостаса связан с деятельностью западнорусских мастеров. В начале XVII века украинскими и белорусскими мастерами на территории Речи Посполитой был создан новый тип ордерного архитектурного иконостаса и разработан стиль пышной иконостасной резьбы, получившей позднее именование «флемской» - то есть, «фламандской». В середине XVII православные выходцы из Речи Посполитой принесли тип «флемского» иконостаса в Москву, где он активно развивался русскими мастерами, создавшими целый ряд выдающихся памятников. Этот необычный стиль еще нельзя охарактеризовать, как подлинное барокко. Создателями «флемских» иконостасов были не архитекторы, а иконописцы и резчики, вдохновлявшиеся западными архитектурными гравюрами.
30 января 2020, четверг, 19:00
Великолепие барокко
В царствование Петра I проектирование иконостасов для наиболее значительных церквей и соборов начали поручать профессиональным архитекторам, как правило, иностранцам. Поощряемые царём, западные мастера и их русские последователи создавали масштабные барочные композиции, не имевшие аналогов в отечественном искусстве. После смерти Петра западный натиск в области церковных искусств несколько ослабел. В середине XVIII века, в эпоху царствования императрицы Елизаветы Петровны, сложилась парадоксальная ситуация: столичные петербургские иконостасы были гораздо традиционнее и строже, чем иконостасы, создававшиеся в Москве и провинции. О том, почему это произошло, и пойдет речь на лекции.
6 февраля 2020, четверг, 19:00
Строгость классицизма
В конце XVIII века, в царствование Екатерины II, в русской церковной архитектуре получил распространение оригинальный тип иконостаса, объединявший в одном сооружении открытую алтарную преграду в виде триумфальной арки и надпрестольную сень на колоннах (или, в ряде случаев, колоннаду вокруг стены алтаря). Вопреки сложившемуся мнению, такой иконостас не являлся заимствованием из католической или протестантской практики, а был итогом вдумчивых исторических изысканий, основанных на обращении к раннехристианским памятникам. К началу XIX века этот тип иконостаса стал господствующим в России. Лишь самые консервативные заказчики — старообрядцы и единоверцы — продолжали заказывать для своих храмов высокие многоярусные алтарные преграды.
13 февраля 2020, четверг, 19:00
В поисках национального стиля
Начало XIX века в России ознаменовалось подъемом интереса к собственной культуре, собственному национальному искусству. Романтические настроенные зодчие искали вдохновения в памятниках русской старины. Впрочем, власть быстро поставила новое направление под свой контроль. Официальным стилем храмовой архитектуры был провозглашен казённый «русско-византийский» стиль Константина Тона. Иконостасы этого времени, еще классицистические по своей структуре, обильно уснащались деталями «русской» архитектуры: кокошниками, столбиками с «дыньками» и т. д. Незначительно развиваясь, данное направление благополучно просуществовало до 1917 года. Конкуренцию ему составил так называемый «неорусский стиль» рубежа XIX—XX веков. Деятели этого направления, отказавшись от точного цитирования деталей, стремились воссоздать дух русской старины в общих формах иконостасов. В начале XX столетия это направление вошло в русло национально-романтического модерна.
20 февраля 2020, четверг, 19:00
Век XX: иконостасы Русского Зарубежья... и Советского Союза
Развитие русской церковной архитектуры было пресечено в 1917 году. Долгие десятилетия строительство новых православных храмов было возможно только за границей, в крупных центрах русской диаспоры. Архитекторы-эмигранты пытались продолжать линию «неорусского стиля» начала XX века, хотя были сильно стеснены в средствах - что неминуемо отразилось в упрощенных формах иконостасов. В Советском Союзе лишь начало Великой Отечественной войны заставило государство отказаться от агрессивной антирелигиозной политики и искать поддержки у Православной церкви. В 1940-е—1950-е годы в СССР были открыты сотни новых приходов. В большинстве случаев это требовало капитального ремонта церковных зданий и установки новых иконостасов. В отличие от иконостасов Зарубежья, «советские» иконостасы принадлежали преимущественно «русско-византийскому» стилю, также сильно упрощённому.
27 февраля 2020, четверг, 19:00
Современные русские иконостасы
С 1988 по 2018 годы на территории России было открыто около 30 000 новых православных приходов. Вопреки распространенному мнению, эти цифры не отражают реальных масштабов храмового строительства — в подавляющем большинстве случаев приходы открывались в старых храмах дореволюционной постройки. В то же время, эти цифры очень точно отражают число вновь созданных иконостасов. Мало где в закрытых храмах сохранились прежние алтарные преграды - обычно их приходилось создавать заново. Думается, никогда ещё в истории мировой художественной культуры не реализовывались столь масштабные проекты. На лекции будет дан обзор основным направлениям в архитектуре современного русского иконостаса.
5 марта 2020, четверг, 19:00
Особый случай: походные иконостасы
На первый взгляд, переносные иконостасы походных церквей нельзя отнести к произведениям архитектуры. В то же время, многие походные иконостасы XV—XIX веков имитировали облик стационарных алтарных преград. На их фасадах художественными средствами воспроизводилась сложная архитектурная декорация, имитировалась резьба и даже скульптура. Более того, многие походные иконостасы со временем находили свое место в интерьерах каменных храмов. Некогда они были весьма многочисленными, сейчас же число сохранившихся экземпляров исчисляется единицами. Этому практически забытому эпизоду в истории русского церковного искусства посвящена завершающая лекция цикла «Архитектура русского иконостаса».
|