|
пресс-релиз:
Лекционный курс знакомит с историей архитектуры и искусства эпохи Возрождения в Италии и за ее пределами, начиная с истоков гуманистического мышления и рождения идеи «подражания древним» в итальянском средневековье. Его задача – показать общность эстетических ценностей архитектуры и изящных искусств на разных этапах развития ренессансной культуры, родство интересов живописцев, скульпторов и архитекторов, проследить как общий процесс развития ренессансного искусства и его наиболее характерных форм, так и судьбу его наиболее ярких мастеров и заказчиков, определивших облик того или иного художественного центра Италии. Вторая половина курса посвящена кристаллизации форм ренессансного искусства в европейских странах вне Италии, чье появление было связано как с прямым заимствованием итальянской моды, так и с перерождением национального средневекового наследия.
Лектор – Марина Александровна Лопухова, кандидат искусствоведения, старший преподаватель кафедры всеобщей истории искусств исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, специалист по искусству эпохи Возрождения.
25 сентября 2019, среда, 19:00
Непреходящая античность: Проторенессанс в Италии
Лекция посвящена введению в искусство итальянского Возрождения: роли, которую сыграло в его становлении наследие античности и его изучение, тому, как классическая традиция преломилась в средневековой итальянской архитектуре, пластике и живописи, и проблеме Проторенессанса – всплеску интереса к классической древности, который предшествовал «большому» Возрождению XV- XVI веков. В центре внимания окажутся романская архитектура и скульптура Тосканы, особенности итальянской готики и творчество главных мастеров XIII-XIV веков – Николы и Джованни Пизано, Джотто, Симоне Мартини. Отдельно будут рассмотрены принципы градостроительства в средневековой Италии и городской ансамбль Флоренции, каким он сформировался к концу XIV века.
2 октября 2019, среда, 19:00
Колыбель Возрождения: Флоренция первой половины XV века
Лекция посвящена культуре и искусству Флоренции – города, ставшего в первые десятилетия XV века родиной итальянского Возрождения. В ней будут рассмотрены политические и социальные предпосылки, сделавшие Флоренцию центром новой философии и нового искусства, этические и художественные принципы, сформировавшие культуру Ренессанса, и отражение гуманистических увлечений во флорентийской архитектуре и искусстве. В центре внимания окажутся две концепции «классической» архитектуры, предложенные Филиппо Брунеллески и Леоном Баттистой Альберти, ключевые памятники флорентийской архитектуры этого времени (Воспитательный дом, ансамбль церкви Сан Лоренцо, флорентийские палаццо), поиски равновесия между классическим идеалом и живой действительностью в творчестве Лоренцо Гиберти, Донателло и Мазаччо.
9 октября 2019, среда, 19:00
В поисках идеального города: синьории Северной Италии
Лекция посвящена теоретическому наследию Леона Баттисты Альберти и его влиянию на архитектурную практику в нескольких художественных центрах Италии: Римини, Мантуе, Урбино, Ферраре. Речь пойдет о ренессансной концепции «идеального города» и о том, как она была воплощена в городском ансамбле Пиенцы, архитектурном комплексе Палаццо Дукале в Урбино, при обновлении средневековой Мантуи и строительстве новых кварталов Феррары при Эрколе I д‘Эсте, о специфике строительной традиции в Северной Италии и ее взаимодействии с ренессансными веяниями. Героями лекции станут также Пьеро делла Франческа и Андреа Мантенья – крупнейшие живописцы середины-второй половины XV века.
16 октября 2019, среда, 19:00
«Новые Афины»: Флоренция и Милан во второй половине XV века
Лекция посвящена двум разноликим, но тесно связанным между собой художественным центрам Раннего Возрождения – Флоренции времен Лоренцо Великолепного и Милану под властью Сфорца. Главный ее сюжет – архитектурные эксперименты второй половины столетия и развитие типологии ренессансной архитектуры. Слушатели узнают, как менялась объемно-пространственная композиция церковных зданий, облик флорентийских дворцов и вилл. Отдельное внимание будет уделено мифу о «золотом веке» Флоренции эпохи Лоренцо Великолепного: творчеству Боттичелли, молодого Леонардо да Винчи, юного Микеланджело. Во второй половине лекции пойдет речь о «флорентийской моде» в Милане XV столетия, соперничестве готики и Ренессанса, выразившемся в конфликте семьи архитекторов Солари и флорентийца Филарете, а также миланскому периоду творчества Донато Браманте и Леонардо.
23 октября 2019, среда, 19:00
Сны об античности: Венеция второй половины XV века
Развитие художественной культуры Венеции происходило под влиянием византийской традиции, арабского Востока, европейского средневекового наследия, прежде всего, готического. Ввиду своеобразной географической и культурной ситуации венецианское зодчество обрело уникальную конструктивную и образную специфику, которая отразилась в церковной и светской архитектуре. Классические формы, напротив, усваивались ею медленно, и ренессансное направление в венецианской архитектуре вызрело лишь ко второй половине XV века и выразилось в новых принципах организации дворцового и церковного фасада (Ка Дарио, палаццо Корнер-Спинелли, палаццо Вендрамин-Калерджи, церкви Санта Мария деи Мираколи, Сан Микеле ин Изола, Сан Дзакария; Скуола Гранде ди Сан Марко). Так же и венецианская живопись со второй половины XV-го к первой четверти XVI века проходит путь от поздней готики (семья Виварини) к раннему (Джованни Беллини, Витторе Карпаччо) и Высокому Возрождению (Джорджоне).
30 октября 2019, среда, 19:00
Дух порядка: Рим первой трети XVI века
Лекция посвящена сложению эстетики и художественного языка Высокого Возрождения: творчеству Рафаэля, Микеланджело – и римскому периоду творчества Донато Браманте, предопределившего облик и основные задачи всей итальянской архитектуры XVI века. Главным художественным центром Высокого Возрождения становится папский Рим, Вечный город, вновь обретший былую славу и размах. Именно здесь появляются первые памятники зрелого Ренессанса: Темпьетто и Двор Бельведер Браманте, начинает строиться собор св. Петра – своеобразный итог развития идеи центрического храма в период Раннего Возрождения, фрески Сикстинской капеллы и папских апартаментов в Ватикане и ансамбли аристократических вилл, где возрождается монументальная декорация в античном вкусе.
13 ноября 2019, среда, 19:00
Мощь и прихоть: маньеризм в архитектуре и искусстве Центральной Италии
Лекция посвящена итальянскому искусству середины–второй половины XVI века и господствовавшему в это время художественному течению – маньеризму. Особняком здесь стоит фигура Микеланджело, универсального гения, оставшегося верным идейным принципам Ренессанса. Единство его пластического мышления проявилось, в том числе, и в его архитектурном творчестве – на службе Медичи во Флоренции и в поздние годы в Риме. Именно благодаря его участию в строительстве Капитолийской площади и в завершении собора св. Петра во многом сложился облик Нового Рима. Вслед за работами Микеланджело будут рассмотрены памятники маньеризма: его истоки в римском искусстве первой трети XVI века, работы Джулио Романо в Мантуе, архитектура и садово-парковое искусство Флоренции и Рима зрелого чинквеченто, а также его примеры в живописи и скульптуре.
20 ноября 2019, среда, 19:00
Предел гармонии: Андреа Палладио и искусство Венеции XVI в.
Лекция посвящена культуре и интеллектуальной жизни Венеции XVI столетия, развитию архитектуры в области Венето и венецианской школы живописи. Представление о классической архитектуре появляется здесь благодаря постройкам Якопо Сансовино и Микеле Санмикели; они же повлияют на становление Андреа Палладио – крупнейшей фигуры в истории европейской архитектуры. Его архитектурному методу и знаменитым постройкам: базилике и городским дворцам в Виченце, виллам Террафермы, их основным элементам и вариантам композиционного решения, церковным постройкам в Венеции и театру Олимпико в Виченце, послужившему прообразом многих европейских театров, – будет уделено особое внимание. В свою очередь, три главных венецианских живописца Чинквеченто: Тициан, Паоло Веронезе и Тинторетто – стоят у истоков современного понимания живописности и колоризма, как Палладио – у истоков европейской классической архитектуры.
27 ноября 2019, среда, 19:00
Придворный Ренессанс: архитектура французского Возрождения
Лекция посвящена архитектуре и искусству эпохи Возрождения во Франции. Начавшись на рубеже XV–XVI веков с превращения средневекового замка во дворец, французское Возрождение подарило миру уникальную резиденцию Франциска I в Фонтенбло и одноименное художественное течение – школе Фонтенбло. Особое внимание будет уделено работам итальянских художников и теоретиков архитектуры при французском дворе: Россо Фиорентино, Франческо Приматиччо и Себастьяно Серлио, влиянию итальянского маньеризма на развитие французского искусства. Во второй части лекции речь пойдет о становлении национальной школы архитектуры и скльптуры, о работах таких мастеров зрелого Возрождения как Пьер Леско, Жан Бюллан, Филибер Делорм, Жак Андруэ Дюсерсо-старший, Жан Гужон и Жермен Пилон.
4 декабря 2019, среда, 19:00
По ту сторону Альп: Возрождение в Восточной Европе, Германии и Нидерландах
Лекция посвящена проникновению ренессансных художественных форм в «северные» регионы Европы. Первым на нее откликнулось Венгерское королевство, поддерживавшее тесные связи с Флоренцией и Северной Италией, а оттуда «итальянская мода» перешла в Польшу. Особое внимание будет уделено нидерландскому и немецкому искусству XV–XVI веков, так называемому Северному Возрождению, более последовательно проявившему себя в живописи. Тем не менее, удастся поговорить и о ренессансной архитектурной моде в Германии, о взаимодействии итальянской традиции со зрелой немецкой готикой, и об основных чертах ренессансного стиля в постройках Брюсселя, Антверпена, Льежа, Брюгге и других городов, а также об архитектурной теории и «фантастической архитектуре» в Нидерландах XVI века.
11 декабря 2019, среда, 19:00
Поиски национального стиля: Ренессанс в Испании
Лекция посвящена путям и особенностям распространения итальянской традиции за пределы Италии. Окончание Реконкисты повлекло за собой попытки сформировать новый национальный стиль в испанской и португальской архитектуре на рубеже XV–XVI веков, который складывался под влиянием мавританского наследия Пиренейского полуострова, мощнейшей готической традиции и бургундского стиля. Причудливая и декоративная архитектура платереско сосуществовала с увлечением чисто итальянскими художественными формами. Применяя отдельные элементы или планиметрические решения, принятые в итальянской практике, в архитектуре замков, госпиталей и городских дворцов, испанская архитектура постепенно приходит к таким грандиозным комплексам как дворец Карла V в Гранаде и ансамбль монастыря-резиденции Эскориал.
18 декабря 2019, среда, 19:00
Тюдоровский Ренессанс в Англии
Лекция посвящена особенностям национального архитектурного вкуса в Британии. Вы узнаете, что такое «перпендикулярный стиль» в английской готической архитектуре и о работе итальянских скульпторов на службе первых Тюдоров. Мы увидим первые ренессансные резиденции Генриха VIII – замки Хэмптон-корт и Нансач, проследим за сменой художественных ориентиров после английской Реформации, полюбуемся великолепной архитектурой елизаветинского времени и увидим, как происходило сложение классического типа аристократического загородного дома – так называемого «prodigy house». Вслед за классическими работами Роберта Смитсона и Джона Торпа будут рассмотрены архитектура якобинского стиля и истоки английского палладианства, которые лежат в творчестве Иниго Джонса, в таких его постройках, как Квинс-Хаус в Гринвиче и Банкетный зал в Уайтхолле.
|