пресса

события

фотогалерея

российские новости

зарубежные новости

библиотека

рассылка новостей

обратная связь

archi.ru
События События Пресса Пресса Пресса
 

Архитектура московского метро: история и современность в мировом контексте

лекция Архитектура
  дата: 28.01.2020 - 14.04.2020
  город: Москва
  адрес: Государственный научно-исследовательский музей архитектуры им. А. В. Щусева (ГНИМА)
Улица Воздвиженка, д. 5/25
  ссылки: muar.ru>>>
  Цикл лекций в Музее архитектуры.
 
связанные события:
  11.04.2020
лекция

Архитектура Польши и Чехии
  29.10.2020
лекция

Стиль Ар деко
  25.03.2020
лекция

В объективе: Архитектура. Вехи истории архитектурной фотографии
  20.03.2020
лекция

Архитектура русского иконостаса
  17.12.2019
лекция

Московский романтик «кирпичного стиля»
  19.12.2019
лекция

Закрома Родины
  26.11.2019
лекция

Мечты об идеальном городе. Из истории градостроительства
  21.12.2019
лекция

Архитектурный ликбез
  08.11.2019
лекция

Современная архитектура России
  18.12.2019
лекция

Европейский Ренессанс
пресс-релиз:
В год 85-летия Московского метрополитена в Музее архитектуры пройдет цикл лекций, посвященных не только архитектуре главного транспортного объекта столицы, но и феномену подземного городского транспорта. В центре внимания окажутся не только станционные залы и вестибюли, но и другие сооружения, связанные с работой метро. Мы проследим, как от дореволюционных предложений идея пришла к воплощению и развилась от ярких «дворцов для народа» через утилитарные «сороконожки» к «золотой середине», когда индивидуальный облик начал сочетаться с типовой конструкцией. Архитектура московского метро будет рассмотрена в широком контексте: история и современность, влияние иностранного опыта и влияние московского метро на «подземки» других городов бывшего СССР.

Лекторы: Дмитрий Сергеевич Гончарук — краевед, историк архитектуры, специалист по истории общественного транспорта Москвы в XX веке, соавтор проекта «Ещё раз про метро», обозреватель «Парламентской газеты», автор ряда публикаций на тему московского градостроительства и архитектуры.

Александр Александрович Змеул – кандидат исторических наук, специалист по архитектуре метро, соавтор проекта «Ещё раз про метро», главный редактор интернет-издания arch:speech, соавтор книги «Скрытый урбанизм. Архитектура и дизайн московского метро 1935-2015», член жюри Международного конкурса на разработку архитектурного облика станций Московского метрополитена.


28 января 2020, вторник, 19:00
Что такое метрополитен?


Что вообще такое внеуличный городской транспорт, откуда он взялся и как устроен? Первая в мире лондонская подземка заработала в 1863 году, то есть более чем за 70 лет до открытия московского метро. За этот период в мире было создано почти два десятка систем, некоторые из них значительно повлияли на создание московского метро - это метрополитены Берлина, Парижа, Лондона. Что из иностранного опыта заимствовали, а что отвергли советские инженеры и архитекторы?

4 февраля 2020, вторник, 19:00
Начало. Проекты московского метро


Первые проекты создания внеуличной городской железной дороги в Москве относятся к концу XIX века. Их появление явилось закономерным следствием стремительного развития города в промышленную эпоху. Транспортная инфраструктура Москвы начала развиваться вслед за строительством железнодорожных линий и вокзалов, на рубеже XIX-XX веков к ним прибавились трамваи и малое кольцо железной дороги, решавшие не только транспортные задачи, но и украсившие город прекрасными сооружениями. Резкий прирост населения Москвы после Октябрьской революции грозил настоящим транспортным коллапсом. Однако проекты метро, которые разрабатывались отечественными и иностранными специалистами, так и оставались на бумаге. О том, почему это происходило и какие решения предлагали инженеры и архитекторы, и пойдёт речь на лекции.

11 февраля 2020, вторник, 19:00
1935. Первая линия московского метро


Пусковой участок московского метрополитена построили в рекордные сроки - за четыре года. А архитектурный образ 13 первых станций и вовсе был сформирован за год. К созданию станционных залов и входных павильонов привлекли архитекторов разных поколений и школ. Среди них были: Дмитрий Чечулин, Николай Ладовский, Иван Фомин, Алексей Душкин, Георгий Крутиков, Иван Таранов и Надежда Быкова. Удивительное стилевое разнообразие тринадцати станций первой очереди объяснялось и поисками архитектурного образа метро, и начавшимся поворотом советской архитектуры к «освоению классического наследия».

18 февраля 2020, вторник, 19:00
«Самое красивое в мире». Архитектура московского метро сталинской эпохи


Сталинскую эпоху – 1930 - 1950-ые годы принято считать «золотым веком» в архитектуре московского метро. При этом понимание «дворцовости» эволюционировало и формировалось на протяжении 20 лет. После довольно сдержанных станций первой очереди, которые проектировались в переходный момент советского искусства от авангарда к соцреализму, на второй произошла вспышка ар деко, пространство станционных залов перестало восприниматься как единое целое из-за обилия декоративных деталей. А уже на станциях, открытых в годы Великой Отечественной войны, безоговорочно воцарилась монументальная торжественность. Её апофеозом оказалась Кольцевая линии, на станциях которой архитекторы словно соревновались, чей проект роскошнее.

25 февраля 2020, вторник, 19:00
Ленинград: Альтернативный проект


В 1955 году, спустя 20 лет после открытия московского метрополитена, своя подземная транспортная система появилась и в Ленинграде. Непростые гидрогеологические условия определили особенности второго в Советском Союзе метро. С самого начала ленинградские архитекторы постарались выработать особый, отличный от московского, строгий стиль - и это у них получилось. Не отставали и инженеры, разработавшие новые типы станций – «горизонтальный лифт» и «ленинградский односвод».

3 марта 2020, вторник, 19:00
«Типовое - значит лучшее». Архитектура московского метро эпохи оттепели


Постановление о борьбе с излишествами в архитектуре 1955 года в значительной мере коснулось облика метрополитена. От проектирования подземных дворцов пришлось перейти к жесткой функциональной архитектуре, основанной на унификации. Сначала экономия отразилась на наземных вестибюлях, для которых использовали проект повторного применения, а затем выразилась в попытке строительства наземного метро.  Символом этого периода стала  эффектная станция
«Ленинские горы», а настоящей приметой времени - колонные станции мелкого заложения, прозванные «сороконожками».

10 марта 2020, вторник, 19:00
«Третий путь». Архитектура московского метро брежневский эпохи


В конце 1960-х- начале 1970-х был объявлен так называемый «третий путь» в проектировании московского метро. Его два постулата - индустриализация строительства и индивидуальный облик станций, остаются ключевыми и по сей день. Для центральных станций города архитекторы ищут новые репрезентативные образы, а на окраинах пытаются создать разнообразие при помощи двух конструкций - колонной и односводчатой. Период 1980-х годов - это еще большее стилистическое разнообразие, а в отдельных образах станций проявляются черты постмодернизма, робко и с запозданием проникшего в советскую архитектуру.

13 октября 2020, вторник, 19:00
Тринадцать. Метро в городах СССР


Вслед за Москвой и Ленинградом, с 1960-х годов метро появляется и в других городах союзных республик - Киеве, Тбилиси, Баку, Ереване, Харькове, Ташкенте, Минске. Приемы и традиции, заданные московским и отчасти ленинградским метрополитенами, пытались обогатить национальными мотивами. Системы, открытые в 1980-х - начале 90-х в Нижнем Новгороде, Новосибирске, Самаре и Екатеринбурге (а также Волгоградский метротрам), стали результатом поиска ответа на вопрос, каким образом должно выглядеть «нестоличное» метро, и в некоторой степени подводили итог поискам архитектурного образа советского метрополитена в целом.

27 октября 2020, вторник, 19:00
В зоне турбулентности: Архитектура московского метро в постсоветскую эпоху


Для российской архитектуры рубеж XX-XXI веков оказался временем сложных и противоречивых поисков ответов на разные вопросы, главный из которых - как совместить традиции и современность. Всё, что происходило в архитектуре московского метро, особенно во второй половине 1950-х - 1980-х годах - идеи, решения и приемы, в постсоветское время получило свежее прочтение и звучание.

3 ноября 2020, вторник, 19:00
Сегодня в мире. Современная архитектура зарубежного метро


Объекты метро и скоростного внеуличного транспорта по всему миру постепенно перестают быть сугубо утилитарными сооружениями - это тренд, который когда-то задал именно московский метрополитен. Зачастую яркая, иконическая архитектура метро, наряду со зданиями музеев, аэропортов, небоскребами, становятся элементом развития региональной идентичности и туристического потенциала. К проектированию метро привлекаются звезды современной архитектуры - Норман Фостер, Сантьяго Калатрава, Заха Хадид и многие другие.

7 апреля 2020, вторник, 19:00
Продолжение следует. Архитектура московского метро ближайшего будущего


Сегодня в Москве реализуется масштабная программа строительства метрополитена - продлеваются существующие линии, строятся новые, в том числе самая протяженная в мире кольцевая линия метро - Большая. В каком стиле строится сегодняшнее метро и что будет актуально завтра? Как новые технологии метростроения влияют на архитектуру? Кто сегодня проектирует столичное метро? Зачем и как проводятся архитектурные конкурсы? Ответы на эти вопросы и будут даны на лекции.

10 ноября 2020, вторник, 19:00
Выход в город. Взаимодействие метро с городским и природным ландшафтом


Метро - это не только транспортная система, но и важный элемент городского ландшафта. Наземные линии и станции, входные павильоны, технические сооружения, например, вентиляционные киоски или электроподстанции, депо - стали неотъемлемой частью архитектурного образа современного города. На лекции мы рассмотрим различные принципы взаимодействия метрополитена с городским ландшафтом, как урбанизированным, так и природным, проследим развитие этой темы в России и других странах мира.

17 ноября 2020, вторник, 19:00
Продолжение следует. Архитектура московского метро ближайшего будущего


Сегодня в Москве реализуется масштабная программа строительства метрополитена - продлеваются существующие линии, строятся новые, в том числе самая протяженная в мире кольцевая линия метро - Большая. В каком стиле строится сегодняшнее метро и что будет актуально завтра? Как новые технологии метростроения влияют на архитектуру? Кто сегодня проектирует столичное метро? Зачем и как проводятся архитектурные конкурсы? Ответы на эти вопросы и будут даны на лекции.
 

Лекции проходят в лектории Музея, а также доступны в онлайн-формате.

Стоимость билета на лекцию в лекционном зале музея: 400 руб.

Стоимость льготного билета на лекцию в лекционном зале музея: 200 руб.

Билеты можно приобрести непосредственно перед началом лекции в кассе музея.

Для обладателей абонементов, слушателей 65+, наших гостей из других городов и всех желающих будет организована оnline-трансляция лекции в режиме реального времени. Трансляция будет проходить на платформе Zoom.

Стоимость билета на онлайн-трансляцию лекции - 200 руб.


Рейтинг@Mail.ru

Copyright archi.ru

Правила использования материалов Архи.ру
Правовая информация
архи.ру®, archi.ru® зарегистрированные торговые марки