|
пресс-релиз:
В год 85-летия Московского метрополитена в Музее архитектуры пройдет цикл лекций, посвященных не только архитектуре главного транспортного объекта столицы, но и феномену подземного городского транспорта. В центре внимания окажутся не только станционные залы и вестибюли, но и другие сооружения, связанные с работой метро. Мы проследим, как от дореволюционных предложений идея пришла к воплощению и развилась от ярких «дворцов для народа» через утилитарные «сороконожки» к «золотой середине», когда индивидуальный облик начал сочетаться с типовой конструкцией. Архитектура московского метро будет рассмотрена в широком контексте: история и современность, влияние иностранного опыта и влияние московского метро на «подземки» других городов бывшего СССР.
Лекторы: Дмитрий Сергеевич Гончарук — краевед, историк архитектуры, специалист по истории общественного транспорта Москвы в XX веке, соавтор проекта «Ещё раз про метро», обозреватель «Парламентской газеты», автор ряда публикаций на тему московского градостроительства и архитектуры.
Александр Александрович Змеул – кандидат исторических наук, специалист по архитектуре метро, соавтор проекта «Ещё раз про метро», главный редактор интернет-издания arch:speech, соавтор книги «Скрытый урбанизм. Архитектура и дизайн московского метро 1935-2015», член жюри Международного конкурса на разработку архитектурного облика станций Московского метрополитена.
28 января 2020, вторник, 19:00
Что такое метрополитен?
Что вообще такое внеуличный городской транспорт, откуда он взялся и как устроен? Первая в мире лондонская подземка заработала в 1863 году, то есть более чем за 70 лет до открытия московского метро. За этот период в мире было создано почти два десятка систем, некоторые из них значительно повлияли на создание московского метро - это метрополитены Берлина, Парижа, Лондона. Что из иностранного опыта заимствовали, а что отвергли советские инженеры и архитекторы?
4 февраля 2020, вторник, 19:00
Начало. Проекты московского метро
Первые проекты создания внеуличной городской железной дороги в Москве относятся к концу XIX века. Их появление явилось закономерным следствием стремительного развития города в промышленную эпоху. Транспортная инфраструктура Москвы начала развиваться вслед за строительством железнодорожных линий и вокзалов, на рубеже XIX-XX веков к ним прибавились трамваи и малое кольцо железной дороги, решавшие не только транспортные задачи, но и украсившие город прекрасными сооружениями. Резкий прирост населения Москвы после Октябрьской революции грозил настоящим транспортным коллапсом. Однако проекты метро, которые разрабатывались отечественными и иностранными специалистами, так и оставались на бумаге. О том, почему это происходило и какие решения предлагали инженеры и архитекторы, и пойдёт речь на лекции.
11 февраля 2020, вторник, 19:00
1935. Первая линия московского метро
Пусковой участок московского метрополитена построили в рекордные сроки - за четыре года. А архитектурный образ 13 первых станций и вовсе был сформирован за год. К созданию станционных залов и входных павильонов привлекли архитекторов разных поколений и школ. Среди них были: Дмитрий Чечулин, Николай Ладовский, Иван Фомин, Алексей Душкин, Георгий Крутиков, Иван Таранов и Надежда Быкова. Удивительное стилевое разнообразие тринадцати станций первой очереди объяснялось и поисками архитектурного образа метро, и начавшимся поворотом советской архитектуры к «освоению классического наследия».
18 февраля 2020, вторник, 19:00
«Самое красивое в мире». Архитектура московского метро сталинской эпохи
Сталинскую эпоху – 1930 - 1950-ые годы принято считать «золотым веком» в архитектуре московского метро. При этом понимание «дворцовости» эволюционировало и формировалось на протяжении 20 лет. После довольно сдержанных станций первой очереди, которые проектировались в переходный момент советского искусства от авангарда к соцреализму, на второй произошла вспышка ар деко, пространство станционных залов перестало восприниматься как единое целое из-за обилия декоративных деталей. А уже на станциях, открытых в годы Великой Отечественной войны, безоговорочно воцарилась монументальная торжественность. Её апофеозом оказалась Кольцевая линии, на станциях которой архитекторы словно соревновались, чей проект роскошнее.
25 февраля 2020, вторник, 19:00
Ленинград: Альтернативный проект
В 1955 году, спустя 20 лет после открытия московского метрополитена, своя подземная транспортная система появилась и в Ленинграде. Непростые гидрогеологические условия определили особенности второго в Советском Союзе метро. С самого начала ленинградские архитекторы постарались выработать особый, отличный от московского, строгий стиль - и это у них получилось. Не отставали и инженеры, разработавшие новые типы станций – «горизонтальный лифт» и «ленинградский односвод».
3 марта 2020, вторник, 19:00
«Типовое - значит лучшее». Архитектура московского метро эпохи оттепели
Постановление о борьбе с излишествами в архитектуре 1955 года в значительной мере коснулось облика метрополитена. От проектирования подземных дворцов пришлось перейти к жесткой функциональной архитектуре, основанной на унификации. Сначала экономия отразилась на наземных вестибюлях, для которых использовали проект повторного применения, а затем выразилась в попытке строительства наземного метро. Символом этого периода стала эффектная станция
«Ленинские горы», а настоящей приметой времени - колонные станции мелкого заложения, прозванные «сороконожками».
10 марта 2020, вторник, 19:00
«Третий путь». Архитектура московского метро брежневский эпохи
В конце 1960-х- начале 1970-х был объявлен так называемый «третий путь» в проектировании московского метро. Его два постулата - индустриализация строительства и индивидуальный облик станций, остаются ключевыми и по сей день. Для центральных станций города архитекторы ищут новые репрезентативные образы, а на окраинах пытаются создать разнообразие при помощи двух конструкций - колонной и односводчатой. Период 1980-х годов - это еще большее стилистическое разнообразие, а в отдельных образах станций проявляются черты постмодернизма, робко и с запозданием проникшего в советскую архитектуру.
13 октября 2020, вторник, 19:00
Тринадцать. Метро в городах СССР
Вслед за Москвой и Ленинградом, с 1960-х годов метро появляется и в других городах союзных республик - Киеве, Тбилиси, Баку, Ереване, Харькове, Ташкенте, Минске. Приемы и традиции, заданные московским и отчасти ленинградским метрополитенами, пытались обогатить национальными мотивами. Системы, открытые в 1980-х - начале 90-х в Нижнем Новгороде, Новосибирске, Самаре и Екатеринбурге (а также Волгоградский метротрам), стали результатом поиска ответа на вопрос, каким образом должно выглядеть «нестоличное» метро, и в некоторой степени подводили итог поискам архитектурного образа советского метрополитена в целом.
27 октября 2020, вторник, 19:00
В зоне турбулентности: Архитектура московского метро в постсоветскую эпоху
Для российской архитектуры рубеж XX-XXI веков оказался временем сложных и противоречивых поисков ответов на разные вопросы, главный из которых - как совместить традиции и современность. Всё, что происходило в архитектуре московского метро, особенно во второй половине 1950-х - 1980-х годах - идеи, решения и приемы, в постсоветское время получило свежее прочтение и звучание.
3 ноября 2020, вторник, 19:00
Сегодня в мире. Современная архитектура зарубежного метро
Объекты метро и скоростного внеуличного транспорта по всему миру постепенно перестают быть сугубо утилитарными сооружениями - это тренд, который когда-то задал именно московский метрополитен. Зачастую яркая, иконическая архитектура метро, наряду со зданиями музеев, аэропортов, небоскребами, становятся элементом развития региональной идентичности и туристического потенциала. К проектированию метро привлекаются звезды современной архитектуры - Норман Фостер, Сантьяго Калатрава, Заха Хадид и многие другие.
7 апреля 2020, вторник, 19:00
Продолжение следует. Архитектура московского метро ближайшего будущего
Сегодня в Москве реализуется масштабная программа строительства метрополитена - продлеваются существующие линии, строятся новые, в том числе самая протяженная в мире кольцевая линия метро - Большая. В каком стиле строится сегодняшнее метро и что будет актуально завтра? Как новые технологии метростроения влияют на архитектуру? Кто сегодня проектирует столичное метро? Зачем и как проводятся архитектурные конкурсы? Ответы на эти вопросы и будут даны на лекции.
10 ноября 2020, вторник, 19:00
Выход в город. Взаимодействие метро с городским и природным ландшафтом
Метро - это не только транспортная система, но и важный элемент городского ландшафта. Наземные линии и станции, входные павильоны, технические сооружения, например, вентиляционные киоски или электроподстанции, депо - стали неотъемлемой частью архитектурного образа современного города. На лекции мы рассмотрим различные принципы взаимодействия метрополитена с городским ландшафтом, как урбанизированным, так и природным, проследим развитие этой темы в России и других странах мира.
17 ноября 2020, вторник, 19:00
Продолжение следует. Архитектура московского метро ближайшего будущего
Сегодня в Москве реализуется масштабная программа строительства метрополитена - продлеваются существующие линии, строятся новые, в том числе самая протяженная в мире кольцевая линия метро - Большая. В каком стиле строится сегодняшнее метро и что будет актуально завтра? Как новые технологии метростроения влияют на архитектуру? Кто сегодня проектирует столичное метро? Зачем и как проводятся архитектурные конкурсы? Ответы на эти вопросы и будут даны на лекции.
Лекции проходят в лектории Музея, а также доступны в онлайн-формате.
Стоимость билета на лекцию в лекционном зале музея: 400 руб.
Стоимость льготного билета на лекцию в лекционном зале музея: 200 руб.
Билеты можно приобрести непосредственно перед началом лекции в кассе музея.
Для обладателей абонементов, слушателей 65+, наших гостей из других городов и всех желающих будет организована оnline-трансляция лекции в режиме реального времени. Трансляция будет проходить на платформе Zoom.
Стоимость билета на онлайн-трансляцию лекции - 200 руб.
|