Землетрясение 1988 г., крах производств, включенных в общесоюзный рынок, кризис экономики независимой Армении, эмиграция наиболее образованных и активных горожан приостановили развитие города. Его население уменьшилось втрое, не превышая сегодня 70000 чел., многие исторические здания остаются в руинах или пустуют.
Однако это «замораживание» города предохранило его исторический центр от разрушения и уродливой постсоветской застройки. Сегодня он в целом сохраняет историческую среду высочайшего архитектурного качества, уникальную в масштабах всего Южного Кавказа.
В докладе впервые вводится понятие «вернакулярный архитектурный ансамбль» и рассматриваются следующие вопросы:
- Как вернакуляр оживил решетку стандартной колониальной городской планировки (феномен регулярного вернакуляра)?
- В чем средовая специфика каменной вернакулярной застройки центра Гюмри?
- Можно ли отнести к вернакуляру собор Аменапркич — копию кафедрального собора Ани X в., выполненную народным мастером во второй половине XIX в.?
- Как «городу ремесленников» удалось продолжать практику преемственной, историкосообразной частной вернакулярной застройки вплоть до 1960-х гг.?
- Как трансформируются традиции вернакуляра в редких современных постройках в «гюмрийском стиле» (проблема вернакулярного рабиса)?
- Как уникальные живые городские уклады Гюмри (наличие слоя т.н. халис-гюмрийцев, «городской кодекс Ленинакана» и т.д.) связаны с бытованием исторической вернакулярной среды?
- Каковы методы сохранения и регенерации исторического вернакулярного ансамбля, адекватные его собственной природе?