Автор текста:
Ю.Н. Звездина

Ангелы с орудиями страданий Христа на живописной раме XVIII века из собрания Великоустюгского музея-заповедника

Тезисы доклада автора на одиннадцатой научной конференции Филевские чтения

В Великоустюгском музее-заповеднике хранится поклонный белокаменный резной крест 1625 года работы мастера Мисаила из Михаило-Архангельского монастыря, созданный в память покровителя города – Прокопия Праведного [1]. В XVIII столетии для креста была создана живописная рама, в которой он сохраняется до сих пор. Раму украшают шестнадцать сцен страданий Христа, написанных в иконописной традиции местной школы с использованием гравюр из Библии Пискатора. Однако нас особенно интересуют две композиции, не входящие в этот цикл, помещенные справа и слева над верхней перекладиной Креста. Здесь изображены восемь ангелов, несущих медальоны с Орудиями страданий (мы называем их Страстными эмблемами).

 Ангелы со Страстными эмблемами здесь – не что иное, как переосмысленная деталь композиции «Распятие с чудесами», в последнее время привлекающей внимание исследователей поздней русской иконописи [2]. Напомним, на гравюре Василия Андреева, созданной около 1680 года, восемь ангелов в ряд возносят Страстные эмблемы над верхней перекладиной Креста. Еще два ангела помещены внизу, по сторонам ног Распятого.

 Две композиции с ангелами и эмблемами, представляющими те же Орудия страданий, что и на гравюре Василия Андреева, в великоустюгском памятнике весьма примечательны. Они сгруппированы иначе: вписаны в прямоугольные клейма, и помещены по сторонам верхней части поклонного резного креста, где изображен Господь Саваоф с золотым медальоном на груди – там находится образ Святого Духа.
 
Помимо композиционной переклички (круг со Святым Духом и медальоны со Страстными эмблемами), есть и смысловые. Они уже не заимствованы из гравюры Василия Андреева, но возникают из переклички эмблем со Страстными композициями в клеймах на раме. Возможно это потому, что иконописец использовал западноевропейские гравюры как образец. Так, одно из клейм (внизу, одесную Распятого, слева от зрителя), представляет обретение Нерукотворного образа по католической традиции – изображена святая Вероника, с Сударием в руках, возле несущего крест Христа. Это далеко не исключительный случай присутствия Вероники с Сударием в русской церковной живописи конца XVII – XIX веков, однако именно здесь данная сцена вступает в перекличку со Страстными эмблемами. Дело в том, что в ряду ангелов над верхней перекладиной Креста в композиции Василия Андреева также присутствует Сударий (увенчанный терниями лик Христа на плате). Он изображен последним в ряду. Гравюра, созданная около 1680 года – наиболее ранний известный нам памятник с образом Страстного Нерукотворного образа.

 Мастер, создавший в следующем столетии раму для резного креста 1625 года, свободно осмыслил композицию «Распятие с чудесами», заимствовал необходимые по смыслу детали и скомпоновал их по своему усмотрению. Эти детали – ангелы со Страстными эмблемами в руках – использованы как оптимальное соответствие реликвии, заключенной в центре (поклонный крест). Кроме того, они сочетаются со Страстными сюжетами, написанными в раме, образуя новые смысловые переклички, не предусмотренные в иконографии «Распятие с чудесами». Это тем более примечательно, что до наших дней дошел не один десяток одноименных икон, с точностью следующих гравюре Василия Андреева, независимо от того, каким уровнем мастерства владел тот или иной иконописец. Отклонения от источника в них заключаются по преимуществу в большем или меньшем количестве воспроизводимых подробностей, не влияющих на общую композицию.

 В русской провинции XVIII столетия сложные иконографии могли не только воспроизводиться, но и заново переосмысливаться, в соответствии с определенными задачами. Мы видим, что из них могли заимствоваться необходимые детали и ставиться в новый контекст. В данном случае главной целью являлось создание оптимального обрамления для особо почитаемой реликвии, связанной со святым покровителем города. Вопрос в том, кем определялось содержание композиции – мастерами или заказчиками. В Великом Устюге было весьма просвещенное духовенство, об этом свидетельствуют как исторические документы, так и сохранившиеся до наших дней памятники со сложными программами, создание которых было невозможно без высокой богословской учености.


[1] - Савваитов П.И. Описание Великоустюжского Архангельского и приписного к нему Троицкого Гледенского монастырей. СПб., 1848. С. 40.
[2] -  См.: Процветший крест. Иконография «Плоды Страданий Христовых» из церквей, музейных и частных собраний России, Германии, Италии, Финляндии, Швейцарии / авт.-сост. О.Б. Кузнецова. М., 2008


11 Февраля 2013

Автор текста:

Ю.Н. Звездина
comments powered by HyperComments
Похожие статьи
Технологии и материалы
Обновление коллекции декоров ALUCOBOND® Design
Коллекция декоров ALUCOBOND® Design от компании 3A Composites пополнилась несколькими новыми образцами – все они находятся в русле тренда на натуральность и отвечают самым актуальным тенденциям в дизайне.
Любовь к геометрии
Французское сантехническое оборудование DELABIE для крупных общественных сооружений выбирают выдающиеся архитекторы Жан Нувель, Норман Фостер, SANAA, Руди Ричотти и другие. Представляем новую модель бесконтактных смесителей TEMPOMATIC 4, сочетающих безопасность, мега-экологичность и стильный дизайн.
Урбан-домик на дереве
Современное игровое пространство Halo Cubic от финского производителя Lappset: множество сценариев игры и безупречный дизайн, способный украсить современный жилой комплекс любого класса.
Естественность и сила кирпича ручной работы
Датский ригельный кирпич ручной работы Petersen Kolumba на фасадах частного дома в Иркутске по проекту Станислава Гаврилова напоминает о мощи древнеримской архитектуры и прекрасно справляется с сибирскими морозами. Мы расспросили автора проекта об этом доме и работе с кирпичом Kolumba.
Handmade для кинотеатра «Москва»
Коммерческий директор компании Ледрус Максим Беляев рассказывает о том, в чем состоит специфика работы со светом по индивидуальному дизайн-проекту и как можно переквалифицироваться из поставщика в подрядчика с функциями ведущего консультанта, проектировщика оригинальных решений и производителя в одном лице.
Блестящие перспективы
Lucido – архитектурно ориентированная компания, ставящая во главу угла эстетику и технологичность. Предлагая все виды итальянской керамической плитки и мозаики, Lucido специализируется на керамограните больших форматов. Рассказываем о воссоздании мраморных слэбов, а также об экспериментах с большим форматом звезд мировой архитектуры Кенго Кумы и Даниэля Либескинда.
Материя с гибким характером
Алюминий – разнообразный материал, он работает в широком в диапазоне от гибкого дигитального футуризма – до имитации естественных поверхностей, подходящих для реконструкций и даже стилизаций. Рассказываем о 7 новых жилых комплексах, в которых использован фасадный алюминий компании SEVALCON.
Волшебная линия
Вентиляционные диффузоры Invisiline, созданные архитекторами Майклом и Элен Мирошкиными, завоевали престижную дизайнерскую премию Red Dot 2020. Невидимые решетки, придуманные для собственных проектов, выросли в бренд, ответивший на запросы коллег-архитекторов.
Эффектная сантехника для энергоэффективного дома
Экодом в Чезене, совмещающий функции жилья и рабочей студии архитекторов Маргариты Потенте и Стефано Пирачини, стал первым в Италии примером «пассивного дома», встроенного в плотный фронт городской застройки; кроме того он – результат реконструкции. Интерьеры дома удачно дополняет сантехника Duravit.
Такие стеклянные «бабочки»
Важным элементом фасадного решения одного из самых известных
новых домов московского центра стало стекло Guardian:
зеркальные окна сочетаются с моллированными элементами, с помощью которых удалось реализовать смелую и красивую форму,
задуманную архитекторами.
Рассказываем, как реализована стеклянная пластика
дома на Малой Ордынке, 19.
На вкус и цвет: алюминий в московском метро
Алюминий практически вездесущ, а в современном метро просто незаменим. Он легок и хорошо держит форму, оттенки и варианты фактуры разнообразны: от стеклянисто-глянцевого до плотного матового. Вашему вниманию – обзор новых станций московского метро, в дизайне интерьеров которых использован окрашенный алюминий SEVALCON.
UP-GYM: интерактив для городской среды
Современное развитие комфортной городской среды требует современных решений.Новые подходы к организации уличного детского досуга при обустройстве дворовых территорий и общественных пространств, спортивных, образовательных и медицинских учреждений предложили чебоксарские специалисты.
Серьезный кирпичный разговор
В декабре в московском центре дизайна ARTPLAY прошла Кирпичная дискуссия с участием ведущих российских архитекторов – Сергея Скуратова, Натальи Сидоровой, Алексея Козыря, Михаила Бейлина и Ильсияр Тухватуллиной. Она завершила программу 1-го Кирпичного конкурса, организованного журналом
«Проект Балтия» и компанией АРХИТАЙЛ.
Сейчас на главной
Кино под куполом
Музей науки Curiosum с купольным кинотеатром по проекту White Arkitekter расположился в исторической промзоне на севере Швеции, занятой сейчас университетом Умео.
Авангардный каркас из прошлого
В Париже завершилась реконструкция почтамта на улице Лувра по проекту Доминика Перро: почтовая функция сведена к минимуму, вместо нее возникло множество других, включая социальное жилье.
Шелковые рукава
Металлические ленты Культурного центра по проекту Кристиана де Портзампарка в Сучжоу – парафраз шелковых рукавов артистов куньцюй: для спектаклей этого оперного жанра также предназначен комплекс.
MasterMind: нейросеть для девелоперов и архитекторов
Программа, разработанная компанией Genpro, способна за полчаса сгенерировать десятки вариантов застройки согласно заданным параметрам, но не исключает творческой работы, а лишь исполняет техническую часть и может быть использована архитекторами для подготовки проекта с последующей передачей данных в AutoCAD, Revit и ArchiCAD.
Жук улетел
История проектирования бизнес-центра в Жуковом проезде: с рядом попыток сохранить здание столетнего «холодильника» и современными корпусами, интерпретирующими промышленную тему. Проект уже не актуален, но история, на наш взгляд, интересная.
Медные стены, медные баки
Новая штаб-квартира Carlsberg Group в Копенгагене по проекту C. F. Møller получила фасады из медных панелей, напоминающие об исторических чанах для варки пива.
Оболочка IT-креативности
Московское здание международной сети внешкольного образования с центром в Армении – школы TUMO – расположилось в реконструированном корпусе, единственном сохранившемся от сахарного завода имени Мантулина. Пожелания заказчика и инновационная направленность школы определили техногенную образность «металлического ящика», открытую планировку и яркие акценты внутри.
Быть в центре
Апарт-комплекс в центре делового квартала с веерными фасадами и облицовкой с эффектом терраццо.
ВХУТЕМАС versus БАУХАУС
Дмитрий Хмельницкий о причудах историографии советской архитектуры, о роли ВХУТЕМАСа и БАУХАУСа в формировании советского послевоенного модернизма.
Авангард на льду
Бюро Coop Himmelb(l)au выиграло конкурс на концепцию хоккейного стадиона «СКА Арена» в Санкт-Петербурге. Он заменит собой снесенный СКК и обещает учесть проект компании «Горка», недавно утвержденный градсоветом для этого места.
Третий путь
Публикуем объект, получивший гран-при «Золотого сечения 2021»: офисный комплекс на Верхней Красносельской улице, спроектированный и реализованный мастерской Николая Лызлова в 2018 году. Он демонстрирует отчасти новые, отчасти хорошо забытые старые тенденции подхода к строительству в исторической среде.
Диалог в кирпиче
Новый корпус школы Скиннерс по проекту Bell Phillips Architects к юго-востоку от Лондона продолжает викторианскую традицию кирпичной архитектуры.
Слабые токи: итоги «Золотого сечения»
Вчера в ЦДА наградили лауреатов старейшего столичного архитектурного конкурса, хорошо известного среди профессионалов. Гран-при получили: самая скромная постройка Москвы и самый звучный проект Подмосковья. Рассказываем о победителях и публикуем полный список наград.
Оазис среди офисов
Двор киевского делового центра Dmytro Aranchii Architects превратили в многофункциональную рекреационную зону для сотрудников.
Террасы и зигзаги
UNStudio прорывается в Петербург: на берегу Финского залива началось строительство ступенчатого офиса для IT-компании JetBrains.
Пресса: «Потенциал городов не раскрыт даже на треть». Архитектор...
Программа реновации, предполагающая снос хрущевок, стартовала в Москве в 2017 году. Хотя этот механизм и отличается от закона о комплексном развитии территорий, который распространили на остальную страну, столичные архитекторы накопили приличный опыт, как обновлять застроенные кварталы. Об этом мы поговорили с руководителем бюро T+T Architects Сергеем Трухановым.
Избушка в горах
Клубный павильон PokoPoko по проекту Klein Dytham architecture при отеле на острове Хонсю напоминает сказочный домик.
Здесь и сейчас
Три примера быстровозводимой модульной архитектуры для города и побега из него: растущие офисы, гастромаркет с признаками дома культуры и хижина для созерцания.
Себастиан Треезе стал лауреатом премии Дрихауса 2021...
Молодому немецкому бюро Sebastian Treese Architekten присуждена премия Ричарда Дрихауса в области традиционной архитектуры. Денежный номинал премии – 200 000 долларов USA, и она позиционируется как альтернатива премии Прицкера: если первую вручают в основном модернистам, то эту – архитекторам-классикам.
Семь часовен
Семь деревянных часовен в долине Дуная на юго-западе Германии по проекту семи архитекторов, включая Джона Поусона, Фолькера Штааба и Кристофа Мэклера.
Крупицы золота
В Доме архитектора в Гранатном переулке открылся фестиваль «Золотое сечение». Рассматриваем планшеты. Награждать обещают 22 апреля.