Опалубка для архитектурного бетона

Создание поверхностей из бетона невозможно без опалубки – специальной вспомогательной конструкции, которая в процессе заливки служит для придания монолиту желаемых параметров, в первую очередь таких, как геометрия и структура поверхности, а по окончании работ удаляется.

mainImg
Понятно, что в работе с архитектурным бетоном качество опалубки и квалификация тех, кто ее проектирует, а затем и собирает, приобретают решающее значение – фактически именно от этого зависит, насколько выразительной и долговечной получится поверхность, задуманная архитектором как самодостаточный конструктивный и эстетический элемент.
 
Опалубка состоит из формообразующих элементов – щитов, соединяющихся при помощи тяжей, и поддерживающих конструкций (подкосов), которые способствуют установке опалубки в вертикальное положение. Прежде всего, необходимо сказать, что опалубка – это всегда штучная история, костюм, который «шьется» на заказ. И, как и в искусстве прет-а-порте, конечный результат всецело зависит от качества выкройки и лекал. Именно поэтому работа по проектированию опалубки всегда начинается со статических расчетов – инженер просчитывает максимальную нагрузку смеси на опалубочные щиты и подбирает с учетом результатов расчетов их размеры и количество. Правда, здесь есть нюанс: поскольку заранее почти никогда невозможно предсказать, с какой именно смесью придется работать, в эти расчеты стараются закладывать худший по характеристикам вариант – это служит своего рода гарантией того, что какой бы бетон строители ни подобрали, опалубка выдержит.

Вслед за расчетами, на основании предоставленных архитектором разверток стен, делаются сборочные чертежи. Теоретически в проект можно заложить щиты любого размера, однако поскольку любая стройка – это вечное балансирование между ценой и качеством, – более практично ориентироваться на самые ходовые размеры, например, 2,44х1,22 метра или и 1,50х3,00 метра. Использование нестандартных размеров неизбежно повлечет за собой или перерасход материала, или подгонку щитов прямо на стройке, что в каком-то смысле даже хуже – неровные края могут отразиться на качестве финишной поверхности самым плачевным образом. Сильно влияют на габариты опалубки и изначально заданная грузоподъемность крана, и размеры самого участка, точнее, то, какой процент его площади занимает возводимый объект и сколько свободной территории имеется под сборку опалубочной системы.
 
По типу конструкции опалубка может быть балочно-ригельной или рамной. Однако рамная система имеет достаточно низкий порог по классу создаваемой поверхности – всего А4, – поэтому она используется лишь для бетонирования черновых стен, в дальнейшем предназначающихся под отделку. В случае, когда мы говорим об архитектурном бетоне, которому предстоит жить «а ля натурель», используется только балочно-ригельная система, позволяющая собрать опалубку по заданным размерам, высоте и геометрии. Ее конструкция состоит из двутавровых деревянных балок, соединенных металлическими ригелями, на балки крепится фанера, как правило в два слоя, а между ними устанавливаются тяжи, которые принимают на себя нагрузку от давления бетона. Шаг балок зависит от прогиба фанеры, и именно изменяя количество ригелей, можно повысить несущие характеристики опалубки и производить отливку бетонных конструкций высотой до 12 метров. Фактически такую систему можно использовать для отливки конструкций с геометрией любой сложности, в том числе для создания сферических, криволинейных и купольных объектов.
  • zooming
    1 / 4
  • zooming
    2 / 4
  • zooming
    3 / 4
    Дубна
  • zooming
    4 / 4
    Росинка

Залог успешной заливки – в том, чтобы предельно точно смонтировать опалубочную систему в проектное положение. Для выравнивания щитов используют металлические ригели, которые располагаются горизонтально, перпендикулярно деревянным двутавровым балкам, а затем к ним крепятся подкосы и распорки, выравнивающие опалубку по вертикали, а также препятствуют смещению опалубочных щитов под воздействием ветра. На словах это звучит весьма несложно, но на практике для качественного монтажа опалубочной системы нужны не только строители и контролирующий их инженер-технолог, но и обязательно геодезист, который гарантирует, что все горизонтальные швы и все отверстия будут находиться в одной плоскости. Кроме того, необходимо обязательно учесть распределение захваток и сделать отсечки, чтобы опалубки разных участков не наползали друг на друга, формируя грубые некрасивые швы.
 
Самый распространенный материал, из которого изготавливают палубу щитов, это ламинированная фанера. Причем при необходимости получить поверхность высокого качества каждый фанерный лист используется всего единожды, поскольку фанера, как минимум, имеет свойство впитывать влагу и за счет этого менять свою жесткость, что, в свою очередь, увеличивает прогибы, а значит, неизбежно ухудшает качество бетонной поверхности. Кроме того, каждая закладная деталь оставляет на щите определенный след, который обязательно проявится на финишной поверхности при повторном применении того же листа. При этом использованные фанерные листы совершенно необязательно сразу отправлять в переработку – для заливки перекрытий, где качество поверхности имеет не столь решающее значение, они вполне могут применяться и дважды, и трижды, а неизбежные отпечатки отверстий от тяжей впоследствии можно просто запенить или забетонировать.
 
Стоит отметить, что восприимчивость фанеры к влаге может сыграть роковую роль и в том случае, когда конкретный щит уже смонтирован, но еще не был использован при заливке. Чаще всего проблемы возникают из-за отверстий под тяжи – они естественным образом нарушают целостность защитной ламинации, и влага попадает под нее, постепенно деформируя поверхность листа. При этом поменять один «загнивший» лист практически невозможно – между собой в щите фанера сажается на герметик, поэтому, если такая проблема выявлена, решение, как правило, зависит от того, насколько ответственный участок будет заливаться с участием данного элемента. Если, скажем, это фрагмент стены в прямой видимости будущих пользователей, то, скорее всего, всю конструкцию придется пересобрать заново, но если же речь о близкой к земле части бокового или заднего фасада, то заливку можно продолжать, уповая на спасительный эффект финишных покрытий. В условиях же работы в морском климате с повышенной влажностью или при работе осенью, в сезон дождей, решить проблему отсыревания фанеры можно только с помощью скорости монтажа опалубочных систем. Например, на проекте «Винный парк Мрия», расположенном всего в 100 метра от побережья, строители были вынуждены рассчитать объем работы таким образом, чтобы выйти на ритм «днем монтируем опалубку, ночью заливаем бетон» – дольше суток в условиях морского климата фанера просто не сохраняла свое «лицо».
  • zooming
    1 / 4
  • zooming
    2 / 4
  • zooming
    3 / 4
    Никольское
  • zooming
    4 / 4
    Никольское

Второй часто применимый для изготовления щитов материал – это металл. По сравнению с фанерой он, конечно, гораздо больше весит, что приходится учитывать при расчетах и непосредственно при производстве работ. Кроме того, он склонен к коррозии, это также требует более внимательного отношения, поскольку в момент распалубливания на бетоне, скорее всего, останется характерная рыжина ржавчины (заметим, что опалубка из нержавеющей стали также изготавливается, но по своей стоимости это абсолютно небюджетный вариант). Однако в тех случаях, когда, например, необходимо получить закругленный внешний или внутренний угол, металл незаменим – фанера под определенные радиусы банально неспособна согнуться. И еще одно неоспоримое преимущество опалубки из металла заключается в том, что собранная из этого материала поверхность не так жестко ограничена в габаритах, как конструкция из фанеры: отдельные фрагменты металла можно сварить между собой и зачистить, добившись отсутствия стыков, только стоит учитывать транспортные габариты таких сделанных щитов.
 
Во время строительства также очень важно уберечь бетонную поверхность от следов временных конструкций. Например, при бетонировании второго этажа (не говоря уже о более высоких конструкциях) строители вынуждены использовать консоли и подмостки. Для того чтобы они не оставили след на поверхности будущей стены, необходимо заизолировать место примыкания – проще и надежнее всего сделать это с помощью полиэтилена, поскольку фанера, как уже не раз упоминалось выше, впитывает влагу, а металл слишком реагирует на внешние температуры, при перегреве способствуя более быстрому испарению влаги из бетона, а при переохлаждении, наоборот, конденсируя ее.
  • zooming
    1 / 3
    Дубна (4)
  • zooming
    2 / 3
    Дубна (4)
  • zooming
    3 / 3
    Дубна (4)

В тех случаях, когда честную брутальную текстуру бетона архитектор хочет дополнительно проявить с помощью элементов объемного декора или паттерна, для отливки поверхности используется эластичная облицовочная опалубка, или, говоря проще, матрицы. Как правило, они выполняются из силикона или резины, не вступающих в реакцию с химическим составом бетонной смеси, имеют размеры от 1×1 до 4×10 метров и глубину рельефа до нескольких сантиметров. При отливке монолитных конструкций из бетона такие формы прикрепляются на несущую опалубку с помощью специального клея. В роли несущей части в этом случае чаще всего выступает, опять же, фанера, причем не ламинированная, а наоборот, старательно зашкуренная ради лучшей адгезии. Для снятия матрицы после заливки используется специальное бетонно-отделяющее средство, причем каждый производитель поставляет для своих форм собственный состав. Кстати, такие формы могут использоваться до ста раз, при условии, конечно, что они не повреждаются в процессе эксплуатации, поскольку любая попытка устранить дефект неизбежно отразится на качестве поверхности. Кроме того, для отливки монолитных конструкций могут быть изготовлены более сложные формы в соответствии с заданными параметрами. В зависимости от требований к структуре поверхности для изготовления таких матриц применяются различные материалы – от гипса, полиуретана и пенопласта до дерева и металла.
  • zooming
    Графские пруды
  • zooming
    Графские пруды

Неотъемлемой частью образа поверхности, выполненной из архитектурного бетона, является и геометрически упорядоченный шаг отверстий от тяжей. Такие отверстия называются анкерными, и они могут как остаться открытыми (это придает поверхности интересный ритм и выразительную игру светотени), так и быть закрытыми. В последнем случае, как правило, используются заранее изготовленные бетонные конусы, которые приклеиваются на полимерный клей. Эти элементы можно подобрать по цвету, а также решить в разном дизайне и тем самым дополнительно обогатить пластику стены. Но как бы ни выглядели конусы, чтобы их установить, при заливке необходимо использовать специальные пластиковые конусы. Конечно, важно помнить и о том, что отверстия от тяжей должны быть гармонизированы с выводами коммуникаций: добиться сбалансированного сочетания эстетики и функциональности можно, только разрабатывая проект опалубочной системы в диалоге с архитектором и инженером будущего здания.
  • zooming
    1 / 3
  • zooming
    2 / 3
  • zooming
    3 / 3

Производители опалубочных систем любят повторять, что качественную опалубку, предназначенную для создания идеальных по своим эстетическим качествам бетонных поверхностей, можно сравнить с аквариумом. Иными словами, опалубка должна быть изнутри идеально чистой и идеально гладкой, а все стыки и швы полностью загерметизированы. Для того чтобы добиться такого результата, опалубку необходимо детально спроектировать, изготовить, с ювелирной точностью смонтировать на объекте, а после заливки бетона правильным образом и вовремя снять. Этот производственный цикл по определению занимает достаточно много времени, причем в идеале период проектирования должен длиться даже дольше собственно стройки, формируя надежный фундамент успешной реализации архитектурного замысла.
 
 

23 Января 2023

Технологии и материалы
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сейчас на главной
Городская экстрим-станция
Дипломный проект бакалавра ВГТУ Елизаветы Нагиной под названием «ВОГРЭС – Воронежская городская экстрим-станция» предлагает свежий взгляд на развитие левого берега Воронежского водохранилища: автор сочетает креативную, спортивную и досуговую функцию с уличной культурой и памятью места.
Интерьер для нового формата образования
Проект нового корпуса ТЮМГУ был сделан до пандемии, а затем переработан для новых требований: университет перешел на систему «2+2+2», без разделения на группы и потоки, а с индивидуальными программами. Изменения удалось ввести очень быстро, в начале строительства. Сейчас корпус готов, рассмотрим его.
Бродский в кубе
Посмотрели на инсталляцию Александра Бродского IDEA FISSA в выставочном зале музея Иосифа Бродского. Она развивает тему предшествующего объекта, недавно показанного в Милане: там был форум, тут канал; и апеллирует к стихотворению Иосифа Бродского о Флоренции. Хотя на вид – как есть Венеция. Если его правильно, последовательно смотреть, объект вызывает закономерную ах-кульминацию. Но еще интересны хищные птички, шагающие по промышленному городу, в коридорчике справа. Если идете туда, надо коридорчик не пропустить.
«Слово и камень» №3
Альманах современного церковного искусства – издание с аскетическим дизайном и пространными текстами, в том числе со множеством интервью – вышел в третий раз. Новая книжка самая объемная. Пролистали, показываем оглавление и редакционную статью.
Феномен «чистой» архитектуры: читая книгу Карена...
Ученик Юрия Волчка Алексей Воробьев рассматривает книгу, написанную о знаменитом архитекторе-модернисте Джиме Торосяне учеником Торосяна Кареном Бальяном; и вышедшую недавно в издательстве TATLIN. Рецензия получилась прочувствованной, подробной – превратилась в эссе, где подзаголовок книги – Maestro di bellezza – становится отправной точкой для размышлений о красоте и ее преобразующей роли, со ссылками на Умберто Эко и Владимира Соловьева. Такая рецензия – сама по себе размышление о судьбе профессии архитектора.
Продолжение памятника
Библиотека в немецком Брюле примыкает к отреставрированной исторической ратуше. Бюро JSWD, занимавшееся обоими проектами, подобрало для внешней отделки новой части особым образом обработанный кирпич песочного цвета, выложив им даже крыши.
Национальный музей: яркий
Рассматриваем проект Национального музея Бурятии в Улан-Удэ, который недавно прошел экспертизу. Сравниваем с музеями Жана Нувеля, пробуем выявить направление. Получается, что это направление здания-монеты, восходящее к домам-паровозам авангарда, но далеко от них ушедшее, на один из дальних полюсов современной культуры.
«Где трепещут осины…»
Дизайнеры бюро Archpoint переосмыслили интерьер ресторана Lesnoy в фудмолле «Депо» на Лесной улице в Москве для команды AgalarovRest и Future Group. Общая атмосфера и тематические элементы интерьера в сочетании с ироничными арт-объектами изобретательно переводят на язык дизайна ассоциативный ряд, рождающийся у любого человека, услышавшего название ресторана и одноименной улицы.
Соцсети на службе городского планирования
Социальные сети давно перестали быть только платформой для общения, но превратились в инструмент бизнеса, образования, маркетинга и даже развития городов. С их помощью можно находить точки роста и скрытый потенциал территорий. Яркий пример – исследование агентства Digital Guru о туристических возможностях Автозаводского района Тольятти.
Капля крови
На стенде Москвы на ПМЭФ был показан – в формате инсталляции – проект нового корпуса НИИ Скорой помощи имени Склифосовского, в просторечии Склиф. Изучаем, строим гипотезы и предположения, рассматриваем аналогии.
Пентхаусы и закомары
Проект жилого комплекса, подготовленный бюро ASADOV для делового квартала «Красная Роза», реагирует на соседство с памятниками XVII века: палатами Хамовного двора и Никольской церковью, а также на необходимость включить ценные фасады доходного дома в духе а-ля рюс. Архитекторы предложили разновысотные секции, фасады которых включают отсылки к элементам церковной архитектуры. Но мы различили и другие коннотации.
Памяти Леона Крие
Ушел из жизни Леон Крие – выдающийся люксембургский архитектор, градостроитель и мыслитель (7 апреля 1946 – 17 июня 2025).
На два укуса
В деловом центре Ванкувера построена жилая башня 1550 Alberni по проекту Кэнго Кумы. Она тактично отклоняется от красной линии, сохраняя важные городские виды.
Сны рыбака
Команда дизайн-бюро Finoarte разработала интерьер ресторана премиум-класса Barca, расположенного в районе Левашовского хлебозавода – нового культурно-делового пространства в Санкт-Петербурге.
ГЭС на Нерли
Бюро amor в соавторстве с датчанами из Mette Lange Architects приспособило бывшую гидроэлектростанцию под Суздалем для летней площадки проекта МИРА центр, сохранив элегическое настроение руины. Новую кровлю, которая защищает уцелевшие кирпичные стены, держит независимая металлическая конструкция, а в отделке используются простые материалы – сосна и фанера. Конструктивные решения выполнены при участии мастерской деревянной архитектуры Евгения Макаренко.
Архитектурное наследие 2025: итоги
В начале июня в Рязани прошел Всероссийский фестиваль «Архитектурное наследие». Фестиваль включал деловую, экспозиционную и конкурсную программы. Были подведены итоги четырех смотров-конкурсов и конкурса на лучшее печатное издание об архитектурном наследии. Рассказываем о победителях.
Сплетение нитей
V Триеннале текстильного искусства и современного гобелена проходит в Хлебном доме музея-заповедника «Царицыно». Работая над дизайном экспозиции, бюро PSCulture вдохновлялось наследием художницы по текстилю Гунты Штельцль, которая сделала ткацкую мастерскую востребованным отделением Баухауса.
На Марс летит Франциск Ассизский
Кураторская экспозиция XIX Венецианской архитектурной биеннале дает ощущение, что мир вот-вот шагнет в новую эпоху, и даже есть надежда, что это будут не темные века. Предлагаем обзор идей и концепций, которые могут изменить нашу реальность до неузнаваемости: декарбонизирующие города, построенные для человека и других видов, орбитальные теплицы, биопатина и бикерамика, растительные архивы – все это очень близко.
Слобода 2.0
Мастерская sp architect разработала для малоэтажного жилого района Мурома концепцию застройки, которая включает такие типологии как «изба», «амбар» и «башня». Разновысотные дома формируют пять кварталов с приватными двориками и палисадниками, а скатные кровли и кирпич дополняют образ уютного городка.
Городок-сороконожка
Лицейский городок, спроектированный архитекторами ATRIUM на берегу заповедного озера орнитологического заповедника Имеретинской низменности, – новый и ответственный для авторов опыт работы с образовательным объектом: это не просто школа, а Президентский лицей для всестороннего развития одаренных детей на 2500 учеников от 3-летнего возраста до старшей школы, и новый общественный центр для всей территории Сириус. Разбираемся в структуре и архитектуре «лицейского городка».
Московский K-pop
Магазин корейской косметики Hollyshop от Sinitsa Buro предлагает посетителям окунуться не только в широкий ассортимент средств для здоровья и красоты, но и в K-pop эстетику, слегка адаптированную с учетом московских трендов.
«Коллизии модернизма и ориентализма»
К выходу в издательской программе Музея «Гараж» книги о Ташкенте, уже 4-м справочнике-путеводителе из серии о советском модернизме, мы поговорили с его авторами, Борисом Чуховичем, Ольгой Казаковой и Ольгой Алексеенко, о проделанной ими работе, впечатлениях и размышлениях.
В поисках стиля: паттерны и гибриды
Специально для Арх Москвы под кураторством Ильи Мукосея и по методике Марата Невлютова и Елены Борисовой студенты первых курсов МАРШ провели исследование «нового московского стиля». Результатом стала группа иконок – узнаваемых признаков, карта их распространенности и два вывода. Во-первых, ни один из выявленных признаков ни в одной постройке не встречается по одиночке, а только в «гибридах». Во-вторых, пользоваться суммой представленных наблюдений как готовым «определителем» нельзя, а вот началом для дискуссии она может стать. Публикуем исследование. Заодно призываем к началу дискуссии. Что он все-таки такое, новый московский стиль? И стиль ли?
Эллипс на арках
Бюро Matveev_archgroup получило почетное упоминание в конкурсе на гастрономический и культурный центр во Флоренции. Архитекторы взяли за основу мотив из арок, усилив его инверсиями – перевернутыми элементами. Интеграции в историческую среду способствуют полупрозрачные материалы, колористика и проницаемость, а также сохранение структуры и функции площади, где предполагается разместить здание.
Волны на фасаде
Проект выставочного комплекса для агропромышленного комплекса в Биньчжоу – попытка сделать экспо-центр полноценной частью города. Архитекторы – проектный институт Чжэцзянского университета (UAD).
информационный проект