Временно постоянное

Американское бюро Ennead Architects завершило реставрацию купола собора Иоанна Богослова в Нью-Йорке. Уникальная конструкция получила защитную оболочку из меди.

mainImg
Кафедральный собор епископальной церкви США расположен на Манхеттене, по соседству с парком Морнингсайд. Гигантский объем (входит в пятерку самых больших церквей мира) начали строить еще в 1892 году, выбрав византинирующую храмовую архитектуру в качестве образца. Но, по примеру великих соборов, строительство затянулось и в 1911 году, под руководством архитектора Ральфа Адамса Крама, решено было обратиться уже к готическим прототипам. Реализации проекта мешали сначала Первая мировая война, затем Великая депрессия, а затем и Вторая мировая война, превратив его в масштабный долгострой, продолжающийся и сегодня.
Собор Иоанна Богослова в Нью-Йорке – реставрация купола
Фотография © Demian Neufeld / предоставлено Ennead Architects
Собор Иоанна Богослова в Нью-Йорке – реставрация купола
Фотография © Demian Neufeld / предоставлено Ennead Architects

Изначально над собором планировалось возвести огромную башню, но выяснилось, что грунт в этом месте просто не выдержит ее веса. В ожидании подходящего решения в 1909 году над средокрестием был устроен особый купол из тонкой терракотовой плитки. Его легкую самонесущую конструкцию на основе средневековых каталонских сводов, разработал и запатентовал выходец из Испании Рафаэль Гуастовино, он и стал автором проекта. Это самый большой купол подобного типа, его диаметр составляет 40,5 метров, а под ним, как всегда рассказывают туристам местные гиды, легко поместится статуя Свободы.
Собор Иоанна Богослова в Нью-Йорке – реставрация купола
Фотография © Demian Neufeld / предоставлено Ennead Architects
Собор Иоанна Богослова в Нью-Йорке – реставрация купола
Фотография © Demian Neufeld / предоставлено Ennead Architects
Собор Иоанна Богослова в Нью-Йорке – реставрация купола
Фотография © Demian Neufeld / предоставлено Ennead Architects

Как часто бывает, временное решение оказалось постоянным и служит уже более 100 лет. Но конструкция оказалась очень чувствительной к погодным условиям и являлась источником постоянных проблем. Уже в 1916 году купол стал проседать и потребовалось его укрепить, затем пришлось установить специальную сетку, чтобы предотвратить падение кусочков шуткатурки и раствора. Конструкция сильно пострадала и просто от времени, и от проникающей сквозь ненадежные швы воды, и от двух серьезных пожаров, произошедших в соборе в 2001 и в 2019 годах. Так что, как только отступила пандемия, начались работы по реставрации и защите уникального объекта. Проект разработало известное американское бюро Ennead Architects, которое уже более 30 лет помогает администрации собора следить за памятником, территорией и постройками на ней. Консультантами выступили фирмы Silman, Building Conservation Associates, James R. Gainfort AIA Consulting Architects PC и Hypsometric.
Собор Иоанна Богослова в Нью-Йорке – реставрация купола
Фотография © Demian Neufeld / предоставлено Ennead Architects
Собор Иоанна Богослова в Нью-Йорке – реставрация купола
Фотография © Demian Neufeld / предоставлено Ennead Architects

Для начала удалили слой старой, промокшей и полностью утратившей свои рабочие качества изоляции. Плитку на некоторое время оставили открытой, накрыв лишь брезентом и дав ей полностью просохнуть. Затем внимательно исследовали состояние свода и поврежденные керамические элементы заменили новыми, специально произведенными для этого проекта фирмой Sandkuhl Clay Works. Сверху на плитку распылили специальную пену, сформировавшую надежный изоляционный слой, одновременно сдерживающий возможное сжатие и расширение купола при изменении температуры и влажности.
Собор Иоанна Богослова в Нью-Йорке – реставрация купола
Фотография © Demian Neufeld / предоставлено Ennead Architects
Собор Иоанна Богослова в Нью-Йорке – реставрация купола
Фотография © Demian Neufeld / предоставлено Ennead Architects
  • zooming
    1 / 3
    Собор Иоанна Богослова в Нью-Йорке – реставрация купола
    Фотография © Demian Neufeld / предоставлено Ennead Architects
  • zooming
    2 / 3
    Собор Иоанна Богослова в Нью-Йорке – реставрация купола
    Фотография © Demian Neufeld / предоставлено Ennead Architects
  • zooming
    3 / 3
    Собор Иоанна Богослова в Нью-Йорке – реставрация купола
    Фотография © Demian Neufeld / предоставлено Ennead Architects

Наконец, всю конструкцию накрыли фальцевой медной кровлей с характерными ребрами, которая позволяет некоторое движение конструкции. Решение перекликается с кровельным покрытием других ранних частей собора, в частности, апсиды с венчающей ее статуей архангела Гавриила, и вполне уместно в историческом контексте. В последнюю очередь расчистили от сажи и копоти внутреннюю поверхность потемневшего свода: теперь заметно, что красивый оттенок плитки становится светлее по мере приближения к центру. По сообщениям New York Times стоимость работ составила 17 млн долл, но архитекторы уверяют, что теперь купол прослужит как минимум 100 лет, а может быть и дольше. Решатся ли все же когда-нибудь возводить задуманный шпиль? Вопрос остается открытым.
Собор Иоанна Богослова в Нью-Йорке – реставрация купола
Фотография © Demian Neufeld / предоставлено Ennead Architects
Собор Иоанна Богослова в Нью-Йорке – реставрация купола
Фотография © Demian Neufeld / предоставлено Ennead Architects
Собор Иоанна Богослова в Нью-Йорке – реставрация купола
Фотография © Demian Neufeld / предоставлено Ennead Architects
Собор Иоанна Богослова в Нью-Йорке – реставрация купола
© Ennead Architects
Собор Иоанна Богослова в Нью-Йорке – реставрация купола
© Ennead Architects
Собор Иоанна Богослова в Нью-Йорке – реставрация купола
© Ennead Architects

16 Мая 2023

Технологии и материалы
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO buro: Сильные проекты всегда строятся на доверии
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
Теневая игра: новое слово в архитектурной солнцезащите
Контроль естественного освещения позволяет создавать оптимальные условия для работы и отдыха в помещении, устраняя блики и равномерно распределяя свет. UV-защита не только сохраняет здоровье, но и предотвращает выцветание интерьеров, а также существенно повышает энергоэффективность зданий. Новое поколение систем внешней солнцезащиты представляет компания «АЛЮТЕХ» – минималистичное и функциональное решение, адаптирующееся под любой проект.
Сейчас на главной
Григорий Ревзин: «Сильный жест из-под полы. Нечто победило»
Обсуждаем дискуссии вокруг конкурса на цирк и сноса СЭВ с самым известным архитектурным критиком нашего времени. В процессе проявляется парадокс: вроде бы сейчас принято ностальгировать по брежневскому времени, а знаковое здание, «ось» Варшавского договора, приговорили к сносу. Не странно ли? Еще мы выясняем, что wow-архитектура вернулась – это новый после-ковидный тренд. Однако, чтобы жест получился действительно сильным, без профессионалов все же не обойтись.
Точные объятия
Бюро Akira Koyama + Key Operation Inc. / Architects построило в японском городе Тояма офис для фармацевтической компании Juzen Chemical Corporation.
Обнажение бетона
Один из этапов благоустройства небольшого сквера в Лермонтове – строительство скейт-парка. Доверив эту часть команде XSA, город получил 250-метровую дорожку для трюков, фигуры которой напоминают объекты лэнд-арта – аналогов в России как по габаритам, так и по наполнению нет. Рассказываем, как устроен экспериментальный снейк-ран в Предкавказье.
Шаг к мечте
Сложности согласований, недостаточный бюджет и проблемы на строительной площадке при реализации проекта школы в Троицке не помешали бюро ASADOV добиться главного – сделать еще один шаг от старых представлений об учебных пространствах к созданию образовательной среды принципиально нового качества.
Отражение завода
Консорциум бюро Хвоя, Хора, НИиПИ Спецреставрация и Урбанконтекст победил в конкурсе на концепцию ревитализации главного корпуса Ижевского оружейного завода. Самое любопытное в проекте – система городских площадей на кровле новых объемов. Она не только открывает непривычные горожанам панорамы и создает дополнительные маршруты, но и способствует восстановлению исторического силуэта.
Пресса: «Киевская площадь» рассказала о новом кластере на...
Вновь созданный кластер обещают сделать не только новой достопримечательностью Москвы, но и центром социальной и деловой активности, а также связующим звеном между Большим Сити и районами Арбат и Хамовники
Пресса: Владимир Ефимов: ремонтировать в Москве здания, чья...
Приводить в порядок полуаварийные здания советского времени, которые не являются архитектурными памятниками и уже отслужили свое с точки зрения конструктивных элементов, не имеет смысла, считает заммэра Москвы по градостроительной политике и строительству Владимир Ефимов. В интервью РИА Новости он рассказал, когда начнется строительство нового цирка на проспекте Вернадского, что будет со зданием СЭВ на Новом Арбате и по какому принципу будут включать в программу реновации, ставшую бессрочной, новые дома. Беседовали Дмитрий Киселев и Ольга Набатникова.
Золото Африки
Интерьеры казино MOYO в Найроби от бюро Archpoint сочетают европейскую роскошь с этническими мотивами и особыми требованиями к помещениям такого типа. За атмосферу праздника отвечают огромные люстры, натуральные материалы отделки, а также предметы искусства.
Миро во дворе
Архитектурное бюро «Вещь!» рассматривает двор ЖК WOW как полотно и использует экспрессивную композицию из цветовых пятен и линий, характерную для испанского художника Жоана Миро. На двух уровнях располагаются все необходимые для рекреации объекты, а золотистые детали вторят отделке фасадов.
Нить Тесея
В проекте интерьера лобби небольшого клубного дома в Хамовниках бюро Ideologist использует разнообразные отсылки к текстилю, тем самым напоминая о фабричном прошлом района. При этом ткань кроме как в обивке мебели не используется: ассоциативный ряд запускают формы, фактуры и цвета.
Второй цирковой
Мэр Москвы Сергей Собянин показал проект, победивший в конкурсе на реконструкцию Большого цирка на проспекте Вернадского. Рассматриваем проект и разные отклики на него. Примерно половина из известных нам предпочла безмолвствовать. А нам кажется, ну как молчать, если про конкурс и проект почти ничего не известно? Рассуждаем.
Ткани и свет
Бюро OMA выполнило экспозиционный дизайн для 2-й Биеннале исламских искусств в саудовском городе Джидда. Архитекторы уже второй раз занимаются оформлением выставок этой биеннале.
Шале на скале
Отель сети Accor в Архызе по проекту бюро «А.Лен» расположится на подступах к главным туристическим центрам курорта. Архитекторы стилизовали традиционный и многими любимый вариант шале, а интриги добавил сохранившийся на участке блок недостроя, который команда проекта превратила в пространство впечатлений: с открытым бассейном и рестораном, откуда открываются виды на самые высокие хребты региона.
Раскрытые крыши
Бывшая табачная фабрика в Турине станет архивным и образовательным центром, окруженным общественными пространствами на берегу реки По.
Бежевое спокойствие
Бюро Rymar.Studio разработало интерьер студии пилатеса в Петербурге. Кофейно-молочные тона и фактурные поверхности настраивают на замедление, а продуманное освещение и кондиционирование делает комфортными тренировки.
Присутствие реки
Офис продаж московского жилого комплекса «Мангазея на Речном», построенный по проекту MORS ARCHITECTS, подчеркивает главные ценности объекта, который он репрезентует: городской комфорт и возможность контактировать с природой благодаря близости реки и нескольких парков.
Пресса: Девелопер Василий Селиванов (LEGENDA) и архитектор Евгений...
Невозможно строить и развивать Петербург будущего, если в Петербурге настоящего не договориться уже наконец о том, как правильно сохранять Петербург прошлого. Правда ли, что редевелопмент может сделать исторический центр и серый пояс лучше, бывают ли шестимиллионные мегаполисы музеями и при чем здесь биполярное расстройство и сюрреализм, на 3D-моделях и собственном опыте объясняют важные акторы урбанизма в Петербурге Василий Селиванов и Евгений Герасимов.
Соль и вода
В Старой Руссе на месте исторического солеваренного завода благодаря гранту конкурса Малых городов появился парк с признаками термального курорта. «Центр развития городской среды Новгородской области» открыл доступ к минеральным источникам, а элементы благоустройства использовал, чтобы рассказать историю солеваренного промысла.
Перевернутая лестница Нового Юга
Новый жилой комплекс Scheldehof, завершенный недавно по проекту архитектора Макса Дудлера в Антверпене, получил жесткую сетку фасадов из уникального дитфуртского известняка.
Цой и лёд
В петербургском Севкабель Порту параллельно идут две выставки-блокбастера, оформлением которых занималось бюро Planet9. Рассказываем, почему стоит посетить обе – и расширенный «байопик» про Цоя, и «документалку» про лед.
Минимум вибраций
KAAN Architecten и Celnikier & Grabli Architectes представили проект нового исследовательского корпуса для Федерального политехнического университета в Лозанне. Строительство начнется в будущем году.
Домики веером
Плотная жилая застройка по проекту бюро KCAP на искусственном острове в амстердамском порту сочетает разновысотные корпуса и «органическую» схему озеленения.
Свет и покой
На юге Тюмени по проекту бюро «Мегалит» построен кремационный комплекс и колумбарный парк. Чтобы внушать посетителям чувство покоя и устойчивости, архитекторы с особым тщанием отнеслись к пропорциям и чистоте линий. Также в «сценарий» здания заложено обилие естественного света и взаимодействие с ландшафтом.
Белая гряда
Для первого этапа реконцепции территории советского пансионата в Анапе бюро ZTA предложило типовой корпус, ритм и пластика которого навеяна рисунками, оставленными ветром на песке. Небольшое смещение ячеек номеров обеспечивает приватность и хороший обзор.
Сергей Скуратов: «Если обобщать, проект реализован...
Говорим с автором «Садовых кварталов»: вспоминаем историю и сюжеты, связанные с проектом, который развивался 18 лет и вот теперь, наконец, завершен. Самое интересное с нашей точки зрения – трансформации проекта и еще то, каким образом образовалась «необходимая пустота» городского общественного пространства, которая делает комплекс фрагментом совершенно иного типа городской ткани, не только в плоскости улиц, но и «по вертикали».