Автор – Андрей Устюгов
Как искусственный интеллект, AR и VR помогут девелоперам жилья зарабатывать больше?
Технологии могут помочь девелоперам жилья выстраивать полноценную экосистему вокруг своего бизнеса, сохранять покупателей в долгосрочной перспективе, предлагать им дополнительные услуги и увеличивать свою прибыль.
Технологии в решении макро задач
AR и VR для многих до сих пор звучат как 4 магические буквы. Но всё это уже наша реальность. Например, уже сейчас компьютерное зрение помогает найти релевантную мебель из каталогов, а алгоритмы машинного обучения прогнозируют наилучшее расположение для жилых кварталов, согласно розе ветров и топографии местности – это позволяет предложить покупателям подходящие квартиры и дома, а также продать квартиру полностью онлайн или предложить по ней VR-тур. В 2020 году компания ПИК уже начала пользоваться этими возможностями для продажи квартир, а Яндекс.Недвижимость – для долгосрочной аренды. Planner 5D, платформа для планировки дома онлайн, экспериментирует с искусственным интеллектом для автоматической расстановки мебели. Технологические платформы меняют сам процесс дизайна интерьера в 3D.
Использование технологий сегодня направлено только на решение макро задач. Но никаких более серьезных и прибыльных кейсов на рынке девелопмента жилья пока не наблюдается. Проблема в том, что за любой недвижимостью стоит очень долгий производственный цикл. Всё, что строится сейчас, было запланировано порядка 5 лет назад. Сама по себе индустрия девелопмента жилья весьма консервативная и негибкая. Это значит, что глобальные перемены на этом рынке займут много времени.
Первый шаг – оцифровка жилого пространства
До того, как мы сможем использовать искусственный интеллект на рынке девелопмента жилья, мы должны иметь оцифрованную копию жилых пространств. Уже сегодня весь мир переходит на BIM-стандарт, который помогает документировать помещение, а AR и VR способны произвести полную оцифровку жилого пространства – создать его цифровой слепок. Большой объем оцифрованных объектов – это раздолье для алгоритмов, а для девелоперов жилья – возможность создавать новые и новые коммерческие предложения. Или даже выдавать клиентам конструктор интерьеров для их будущей квартиры.
К сожалению, стандартам BIM соответствует слишком малое количество квартир и домов. На сегодняшний день объем оцифрованных объектов не такой большой. Но если мы будем двигаться по этому пути, то в скором времени сможем создавать цифровой блюпринт каждой квартиры – своего рода онлайн портал жилого пространства с удобным доступом к информации о квартире, функциям и услугам. Диджитал блюпринт позволит девелоперам не просто продать объект, но и оставаться на связи со своими покупателям. Он может содержать наименование плитки, цвет краски, размеры всех объектов и многое другое.
Во-первых, это облегчит процесс хранения всех необходимых данных о жилом пространстве и упростит процесс их передачи при перепродаже, сдаче квартиры в аренду или просто общении с мастером ремонта. У владельца квартиры вся информация будет храниться в оцифрованном и понятном виде, на одной платформе, вместо огромной коробки с не отсортированными бумагами.
Во-вторых, такой объем данных о квартире дает возможность застройщикам выдавать все новые и новые коммерческие предложения своим покупателям.
Сейчас всё больше квартир продаётся сразу с расставленной мебелью и готовым ремонтом, значит, они могут быть оцифрованы еще до продажи. Допустим, люди купили готовую двухкомнатную квартиру. Пожили в ней несколько лет, и тут у них появляется детская кроватка. Застройщик, который потенциально имеет блюпринт с этой информацией, может предложить расширение жилплощади или ремонт. Это взаимовыгодный обмен, так как у застройщика появляется возможность оперативно предлагать новые удобные функции и решение бытовых проблем.
Системы умного дома в каком-то смысле уже выполняют такую функцию. Например, Apple Homekit – экосистема техники Apple, которая позволяет удобно управлять домом с телефона. Поэтому мы можем уверенно сказать, что потребительская привычка обладать информацией в цифровом виде уже сформирована, но предложений на рынке почти нет. На сегодняшний день у минимального количества людей есть хотя бы чертеж своей квартиры. И они сталкиваются с проблемами, когда им необходим ремонт. Цифровой блюпринт – это решение бытовых проблем владельцев жилья и возможность для девелоперов зарабатывать больше на дополнительных услугах.