Медь в архитектуре и экология

Реклама

Что архитекторы знают об образовании налёта и патины на меди, на зданиях и их влиянии на сточную дождевую воду и окружающую среду? Архитектор Крис Ходсон, корреспондент www.copperconcept.org, задаёт вопросы ведущему эксперту, чтобы получить прямые ответы.

На протяжении 15 лет профессор Инегр Одниуолл Уоллиндер (IOW) участвовала в широкомасштабных междисциплинарных полевых и лабораторных исследованиях коррозии и смыва металла с медных крыш и фасадов, проводимых Факультетом поверхности и коррозии Королевского технологического института, Стокгольм.

Крис Ходсон (CH): Что происходит, когда медь меняет свой цвет на коричневый, а затем на зелёный при контакте с атмосферой?

Инегр Одниуолл Уоллиндер (IOW): Все металлы, за исключением самых «благородных», таких как золото и платина, окисляются и корродируют до различной степени при нахождении на открытом воздухе. Мы можем видеть это в виде ржавчины на стали и белом налете на оцинкованной стали. Однако, окисление металлов или сплавов, таких как титан и нержавеющая сталь, не заметны невооруженным глазом. При воздействии атмосферного воздуха на медь образуется оксид меди (куприт), который постепенно приобретает более темные коричнево-черный цвет. Затем различные базовые сульфаты и хлориды меди окрашивают поверхность в зеленый цвет. Формула создания патины зависит от атмосферных условий, в частности, определяющими являются концентрации двуокиси серы и хлорида натрия. В морской среде образование базовых хлоридов меди предают поверхности более синий цвет. Несмотря на эти зеленые/синие поверхности, внутренний слой остается, преимущественно, черно-коричневым купритом. При отсутствии загрязнения в воздухе и вдали от побережья, налет может сохранять свой коричневый цвет.

CH: Как налёт влияет на коррозию медной поверхности?

IOW: Налёт плотно прилегает к поверхности и действует как эффективный барьер, существенно снижая степень коррозии находящегося ниже слоя меди.  Если налёт образовывался на протяжении 100 лет, то находящийся ниже металл будет всё ещё не окислившимся. Но это правило не действует в случае с легко корродирующей продукцией, такой как медные соли, если они имеются.

CH: Почему налёт не растворяется быстро и не смывается с поверхности как растворимые в воде соли?

IOW: Во-первых, базовые соединения меди, образовавшиеся в налёте на меди, имеют очень отличный химический состав от растворимых в воде солей меди.  Во-вторых, базовые соединения входят в состав налёта, преимущественно состоящего из куприта. В-третьих, наличие тонкого слоя плёнки, в сочетании с повторяющимися сухим и влажным периодами, влияющими на факторы воздействия атмосферных условий, позволяют частично растворённой меди, выделившейся из состава налёта, частично оседать во время циклов усыхания. Эти условия существенно отличаются от лабораторных условий объёмного погружения, когда отсутствуют периоды усыхания и растворённая медь имеет ограниченные возможности повторной осадки.

CH: Так вымывает ли дождевая вода какие-либо материалы с медной поверхности?

IOW: Часть материалов смывается с поверхности всех металлов. Но только через реакцию дождевой воды с поверхностями может раствориться определённое количество выделившейся меди. Это, в принципе, зависит от характеристик дождя (интенсивность, количество воды, продолжительность, кислотность) и преобладающих направлений ветра, вместе с такими факторами, как геометрия здания, его ориентация, наклон и затенение. Таким образом, количество высвобождаемых в воду материалов представляет собой весьма малую долю налёта, а большинство выделенных продуктов имеет слабую растворимость в воде.

CH: Что происходит с медью, смытой водой со здания?

IOW: Было подтверждено, что различные материалы неподалёку от здания – включая почву, бетон и известняк – эффективно поглощают высвобождённую медь. Взаимодействие с этими поверхностями также существенно снижает бионакопление меди. Таким образом, выделившаяся медь будет задержана поверхностью уже в сточной системе: была подтверждена эффективность бетонных и чугунных труб.  На самом деле, свыше 98% от общего количества выделенной меди в сточных водах на бетонных поверхностях связывается в пределах 20 м взаимодействия. В некоторых странах уже приняты устойчивые технологии организации стоков, включая впитывающую дорожную одежду, стоки или канавы, перевёрнутые колодцы или отстойники и дренажные земли – а не стоки по трубам в ручьи и реки. Здесь исследования показали высокий процент удержания меди на начальных стадиях при применении этих технологий.  Подводя итог, можно сказать, что в процессе связывания органических веществ, поглощения частиц и осадка, выделенная медь остается в минеральном состоянии как часть естественного фонда меди в земле, продолжая естественный цикл выделения/минерализации.

CH: Существуют ли ситуации, когда архитекторам необходимо уделять пристальное внимание стокам с медного здания?

IOW: Ну, если Вы спроектировали большую медную крышу, стоки с которой направляются непосредственно в озеро с чувствительными водными организмами, без какой-либо предварительной реакции с органическим веществом или различными поверхностями, Вам следует обратиться за советом. Большую помощь и консультативные услуги можно получить в Европейском институте меди, включая инструменты оценки проекта.

CH: Почему в некоторых странах сохраняется озабоченность по поводу содержания меди в сточных водах?

IOW: Большинство экотоксикологических исследований проводится на легко растворимых в воде солях для оценки негативного влияния на водные организмы, включая металлами в своей ионной форме. Они мало сравнимы с реальной ситуацией с облицованным медью зданием, подверженному влиянию погоды, как мы обсуждали ранее. Реальные условия дренажной системы, жесткая ландшафтная архитектура и окружение здания также весьма отличаются от условий экотоксикологических испытаний с солями меди, где вся медь находится в химическом виде, поддающемся биологическому усвоению. Поэтому ошибочные нормы и законодательство должны быть теперь скорректированы с учетом реальной природоохранной ситуации, особенно учет влияния на природу меди.

Опубликовано в выпуске «Медный Архитектурный Форум» # 31  2011г. и на www.copperconcept.org

Автор:  Крисом Ходсон

03 Апреля 2012

Технологии и материалы
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Сейчас на главной
Решетка Фарадея
Проект омского аэропорта от АБ ASADOV – еще одна концепция из 14 финалистов недавнего конкурса. Он называется Мост и вдохновляется одновременно Западно-Сибирской выставкой 1911 года и мостом Транссиба через Иртыш, построенным в 1896, – с одной стороны, нота стимпанка, с другой – чуть не ностальгия по расцвету 1913 года. Но в концепции есть два варианта, второй – без ностальгии, но с параболой.
Пройдя до половины
В издательстве Tatlin вышла книга «Архитектор Сергей Орешкин. Избранные проекты» – не традиционная книга достижений бюро, а скорее монография более личного плана. В нее вошло 43 здания, а также блок с архитектурной графикой. Размышляем о книге как способе подводить промежуточные итоги.
Четыре угла
Мастерская Юрия Ширяева предложила концепцию реновации псковского квартала, расположенного недалеко от центра города, но в стороне от туристических потоков. Комплекс кирпичных зданий восстановит фронт улиц и насытит функциями квартал, внутри которого спрячется сад с искусственным водоемом.
Парадокс острога
Вокруг омского аэропорта в этом году собралось немало любопытных пластических идей. Проект KPLN апеллирует к истории Омска как острога, но трансформирует мысль о крепости до почти полной неузнаваемости: «срезает» конические завершения бревен, увеличивает и переворачивает. Получается гипостиль – лес конических колонн на опорах-точках, со световыми фонарями вверху.
Источник знаний
Новое здание средней школы в Марселе по проекту Panorama Architecture удачно трактует на первый взгляд очевидный образ раскрытой книги.
Преображение Анны
Для петербургской Анненкирхе Сергей Кузнецов и бюро Kamen подготовили проект, который опирается на принципы Венецианской хартии: здание не восстанавливается на определенную дату, исторические наслоения сохраняются, а современные элементы не мимикрируют под подлинные. Рассказываем подробнее о решениях.
Парадокс временного
Концепция павильона России для EXPO 2025 в Осаке, предложенная архитекторами Wowhaus – последняя из собранных нами шести предложений конкурса 2022 года. Результаты которого, напомним, не были подведены в силу отмены участия страны. Заметим, что Wowhaus сделали для конкурса три варианта, а показывают один, и нельзя сказать, что очень проработанный, а сделанный в духе клаузуры. Тем не менее в проекте интересна парадоксальность: архитекторы сделали акцент на временности павильона, а в пузырчатых формах стремились отразить парадоксы пространства и времени.
Крепость у реки
Бюро МАКЕТ объединило формат японской идзакаи с сибирской географией: ресторан открылся в одном из зданий Омской крепости, декор и мебель отсылают к рекам Омь и Иртыш, а старый кирпич дополняют амбарные доски и сухие ветки.
Форум времени
Конкурсный проект павильона России для EXPO 2025 в Осаке от Алексея Орлова и ПИ «Арена» состоит из конусов и конических воронок, соединенных в нетривиальную композицию, в которой чувствуется рука архитекторов, много работающих со стадионами. В ее логику, структурно выстроенную на теме часов: и песочных, и циферблатов, и даже солнечных, интересно вникать. Кроме того авторы превратили павильон в целую череду амфитеатров, сопряженных в объеме, – что тоже более чем актуально для всемирных выставок. Напомним, результаты конкурса не были подведены.
Зеркала повсюду
Проект Сергея Неботова, Анастасии Грицковой и бюро «Новое» был сделан для российского павильона EXPO 2025, но в рамках другого конкурса, который, как нам стало известно, был проведен раньше, в 2021 году. Тогда темой были «цифровые двойники», а времени на работу минимум, так что проект, по словам самого автора, – скорее клаузура. Тем не менее он интересен планом на грани сходства с проектами барокко и эмблемой выставки, также как и разнообразной, всесторонней зеркальностью.
Корабль
Следующий проект из череды предложений конкурса на павильон России на EXPO 2025 в Осаке, – напомним, результаты конкурса не были подведены – авторства ПИО МАРХИ и АМ «Архимед», решен в образе корабля, и вполне буквально. Его абрис плавно расширяется кверху, у него есть трап, палубы, а сбоку – стапеля, с которых, метафорически, сходит этот корабль.
«Судьбоносный» музей
В шотландском Перте завершилась реконструкция городского зала собраний по проекту нидерландского бюро Mecanoo: в обновленном историческом здании открылся музей.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке с АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти в архитектурным интересом.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Города Ленобласти: часть II
Продолжаем рассказ о проектах, реализованных при поддержке Центра компетенций Ленинградской области. В этом выпуске – новые общественные пространства для городов Луга и Коммунар, а также поселков Вознесенье, Сяськелево и Будогощь.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
Сахарная вата
Новый ресторан петербургской сети «Забыли сахар» открылся в комплексе One Trinity Place. В интерьере Марат Мазур интерпретировал «фирменные» элементы в минималистичной манере: облако угадывается в скульптурном потолке из негорючего пенопласта, а рафинад – в мраморных кубиках пола.