Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

02.08.2022

Витражный калейдоскоп: правило круга и треугольника

Юлия Тарабарина
Объект:
Соборная мечеть в Казани. Конкурсный проект
Адрес:
Россия, Казань.
Архитектор:
Илья Уткин
Мастерская:
Студия Уткина

Продолжаем публиковать проекты конкурса на Соборную мечеть в Казани. Наш следующий герой – мечеть Ильи Уткина с витражным куполом, не отмеченная на конкурсе никак.

Проект Ильи Уткина не был отмечен на конкурсе, но мы попросили его у автора для полноты, так сказать, картины и еще потому, что он показался нам интересным. Не каждый день московский архитектор проектирует мечеть, а Илья Уткин отличается в данном контексте тем, что мечети он, кажется, раньше не проектировал, а вот церкви – да. К примеру неосуществленный вариант собора Зачатьевского монастыря или церковь Иоанна Предтечи при Новодевичьем монастыре. Интересно, как такой автор, убежденный сторонник классической, историзированной архитектуры, трактует мечеть. Тем более что в Казани сложился свой подход к проектированию мечетей, его отзвуки несложно увидеть в этом и даже в этом проекте. 

Мечети бывают купольные, зальные и – самый древний тип – выстроенные вокруг открытого внутреннего двора. Большая часть проектов конкурса (их все, впрочем, без указания авторов, можно увидеть здесь) тяготеет к купольности и многокупольности; некоторые, что вообще свойственно большим мечетям, становятся гибридами разных типологий. Проект Ильи Уткина, как впрочем и проект Алексея Гинзбурга, – отчетливо гибридный. Но проект Гинзбурга (он получил одну из парадоксально двух первых премий) – объединяет купол с залом-гипостилем и открыт к окружающему пространству распространяющимся лесом модулей-«деревье», а проект Уткина – закрыт от внешнего мира стенами и компилирует купол скорее с двором. Хотя основной двор перекрыт шедовыми фонарями и должен, строго говоря, считаться залом со стоечно-балочным перекрытием. Но естественного света в нем много, отчего он больше похож на двор – ну, типа атриума, продолжающий открытый «экзонартекс» при входе. 

Соборная мечеть в Казани. Конкурсный проект / 2022
Соборная мечеть в Казани. Конкурсный проект / 2022
© Илья Уткин

План отчетливо разделен на три, или даже четыре части: открытая площадь с круглым бассейном; входной полу-двор, который мы только что назвали экзонартексом – он прикрыт снаружи своего рода парадной «триумфальной аркой»; далее квадратный зал-двор и купольный зал выстроены на одной продольной оси в направлении Мекки.
Соборная мечеть в Казани. Конкурсный проект / 2022
Соборная мечеть в Казани. Конкурсный проект / 2022
© Илья Уткин
Соборная мечеть в Казани. Конкурсный проект / 2022
Соборная мечеть в Казани. Конкурсный проект / 2022
© Илья Уткин
Соборная мечеть в Казани. Конкурсный проект / 2022
Соборная мечеть в Казани. Конкурсный проект / 2022
© Илья Уткин

Фасады орнаментированы, но строги по архитектуре, подчинены ритму полос и треугольных арок, вторящих, хотя и с некоторой поправкой по ширине угла, восьмиугольным звездам. Тот же модульный геометризм наблюдаем и внутри, он обеспечивает преемственность впечатлений снаружи-внутрь и изнутри-наружу, придает залу эффект двора, пространства отчасти внешнего, и обеспечивает четкость и ясность плана. Он же погружает здание в орнамент, столь важный для культуры ислама, позволяя простым формам «прорастать» из мелких в крупные и наоборот, сплетаясь в элементах декора. Круглые бассейны попадают «в резонанс» с круглым куполом, остальное «захвачено» полосами и треугольниками. Замечу, что и шедовые фонари среднего двора совмещают в объеме и пространстве треугольник и полосу, как это делают на плоскости окружающие их аркады.
Соборная мечеть в Казани. Конкурсный проект / 2022
Соборная мечеть в Казани. Конкурсный проект / 2022
© Илья Уткин
Соборная мечеть в Казани. Конкурсный проект / 2022
Соборная мечеть в Казани. Конкурсный проект / 2022
© Илья Уткин
Соборная мечеть в Казани. Конкурсный проект / 2022
Соборная мечеть в Казани. Конкурсный проект / 2022
© Илья Уткин

Но главное в этом проекте, конечно, купольный зал, точнее, его купол. По контуру он решен так же, как шедовый зал с фонтаном, а вот купол – очень большой, как в Пантеоне, полусферический (никаких «луковиц», «бульб» и прочего) и полностью составлен из цветных витражей. Цветные стекла, в которых, как в Saint Chapelle, преобладает синий, желтый и красный, – замечу, треугольной формы, то есть они приближаются все к тому же модулю, многократно повторенному в арках, рисунке пола и местами в орнаментике. На цветных треугольниках нанесены светлые треугольнички поменьше, должно быть, это могла быть шелкография. 
Соборная мечеть в Казани. Конкурсный проект / 2022
Соборная мечеть в Казани. Конкурсный проект / 2022
© Илья Уткин
Соборная мечеть в Казани. Конкурсный проект / 2022
Соборная мечеть в Казани. Конкурсный проект / 2022
© Илья Уткин

Но главное, наверное, в этом проекте – свет. Три последовательных зала, которые минует верующий, освещены, первый – солнечным, естественным светом, то есть тварным, тем, который мы наблюдаем каждый день; второй – солнечным, но пропущенным через фонари, измененным, как минимум, в сторону прохлады в преддверии основного пространства. И наконец, цветной свет из витражей в купольном зале ближе к метафоре света нетварного, транформированного, не только окрашенного, но и причастного математическому ритму треугольников, то есть, может быть, божественного. 
Соборная мечеть в Казани. Конкурсный проект / 2022
Соборная мечеть в Казани. Конкурсный проект / 2022
© Илья Уткин

Надо ли говорить, что в ночи такой купол бы светился изнутри. 
Соборная мечеть в Казани. Конкурсный проект / 2022 © Илья Уткин
Соборная мечеть в Казани. Конкурсный проект / 2022
© Илья Уткин
Соборная мечеть в Казани. Конкурсный проект / 2022 © Илья Уткин
Соборная мечеть в Казани. Конкурсный проект / 2022
© Илья Уткин
Соборная мечеть в Казани. Конкурсный проект / 2022 © Илья Уткин
Соборная мечеть в Казани. Конкурсный проект / 2022
© Илья Уткин
Соборная мечеть в Казани. Конкурсный проект / 2022 © Илья Уткин
Соборная мечеть в Казани. Конкурсный проект / 2022
© Илья Уткин
Соборная мечеть в Казани. Конкурсный проект / 2022 © Илья Уткин
Соборная мечеть в Казани. Конкурсный проект / 2022
© Илья Уткин
Соборная мечеть в Казани. Конкурсный проект / 2022 © Илья Уткин
Соборная мечеть в Казани. Конкурсный проект / 2022
© Илья Уткин
Соборная мечеть в Казани. Конкурсный проект / 2022 © Илья Уткин
Соборная мечеть в Казани. Конкурсный проект / 2022
© Илья Уткин
Соборная мечеть в Казани. Конкурсный проект / 2022 © Илья Уткин
Соборная мечеть в Казани. Конкурсный проект / 2022
© Илья Уткин

А последовательность изменения пространств в проходе по оси к купольному залу отражается также и в их высоте: двор-экзонартекс ростом поменьше, второй зал-двор выше, купол выше всех – с пониженными паузами поперечных галерей-балконов. 
Продольный разрез, отражающий движение по оси с нарастанием высоты пространств, и входной портал. Соборная мечеть в Казани. Конкурсный проект / 2022
Продольный разрез, отражающий движение по оси с нарастанием высоты пространств, и входной портал. Соборная мечеть в Казани. Конкурсный проект / 2022
© Илья Уткин