Олег Манов рассказывает о превращении бюро FUTURA-ARCHITECTS из молодого в зрелое: через верность идее создавать новое и непохожее, околоархитектурную деятельность, внимание к рисунку, макетам и исследование взаимоотношений нового объекта с его окружением.
Архи.ру: Как Вы пришли к профессии архитектора?
Олег Манов: Стать архитектором я решил еще в детстве, поскольку отец работал в «Проектном институте №1», а мать – в «Ленпроекте». Мы жили в коммунальной квартире на Мойке, окна выходили на Капеллу, а в садик я ходил на Дворцовую набережную. Когда мы ездили в спальные районы, я сильно удивлялся и спрашивал у мамы, как здесь живут люди. Я считал социальной несправедливостью, что кто-то живет в центре, а кто-то ютится в маленьких квартирах, в которых почему-то опустили потолки.
Параллельно с общеобразовательной школой я закончил художественную, поступил в Академию художеств на архитектурный факультет. В Академии мне хотелось делать дома, не похожие на остальные, не похожие на то, чем занимаются мои родители – было полное ощущение, что это все одно и то же. Если вспомнить 1980-е, мы все ходили в одинаковой одежде, читали одинаковые газеты, в Академии я тоже столкнулся с одинаковостью: многие студенты шли по пути наименьшего сопротивления и заимствовали решения своих предшественников. У нас был методфонд с альбомами, полными массой одинаковых проектов, переходящих из года в год. За тягу к новому я платился, получал низкие оценки.
Тогда я понял, что будет сложно. Уже работая у Евгения Герасимова, я столкнулся с тем, что клиенты говорили: «Мы так никогда не делали, поэтому так делать не будем», строители говорили: «Это невозможно». С этим мы живем до сих пор, это для меня постоянный вызов. Но когда говорят: «Мы не умеем и не делали», то я понимаю, что мы идем правильно, именно этим мы сейчас и будем заниматься.
Расскажите о работе в мастерской Евгения Герасимова.
К Евгению Герасимову я пошел почти сразу после Академии художеств и проработал у него почти девять лет. Мастерскую я выбирал по объектам: уже тогда были сайты, где можно было посмотреть, что делает мастерская. Мне рассказывали, что там сложно, тяжело, нужно работать вечерами, но мне хотелось развиваться профессионально. Из крупных объектов я участвовал в проектировании гостиницы на площади Островского, «Невской ратуши», дома «Венеция» и комплекса в Ковенском переулке.
Как пришло решение создать свое бюро?
Идея делать то, что не похоже на окружение, осталась и вылилась в создание собственной мастерской. Мы открыли бюро с партнером Дмитрием – он отвечает за развитие, а творческий процесс, проектирование, взаимоотношения с сотрудниками и клиентами – моя тема.
Сейчас мы целенаправленно стараемся делать объекты, не похожие на другие. Молодые амбициозные заказчики обычно к этому готовы, а с состоявшимися компаниями гораздо сложнее договориться о такой концепции, но мы всегда ее предлагаем – в результате у нас есть проекты для ЛСР, RBI, ЮИТ. Непохожесть и уникальность не обязательно проявляется в форме или взаимоотношении с окружением. Она может быть в интерьере, материалах и других деталях.
Наш первый крупный проект – музейный центр «Новая ферма» в ГМЗ «Петергоф». Это был очень стремительный объект: от переговоров до открытия прошло меньше года, при том, что задача стояла многоплановая – программа центра рассчитана на детей разного возраста, нужно было продумать помещения разного характера – от кинозала до лаборатории.
Этого заказчика вы нашли благодаря изданию собственного журнала [где все иллюстрации были сделаны от руки, – прим. ред.] Расскажите, как еще околоархитектурная деятельность помогала развитию бюро?
Журнал, выставки, манифесты, архмитинги – все это способы по-разному проявить себя и найти клиентов в том числе. Выставки я делал уже в Академии, старался нащупывать разные способы реализации творческих задумок. Помню, по завершении крупной работы – я тогда подрабатывал, склеивая макеты – мне удалось поездить по Европе, посетить Париж, Берлин, Брюссель и Амстердам. По результатам поездки я сделал фотовыставку, тогда это было интересно.
В FUTURA-ARCHITECTS мы тоже пытались найти возможные точки соприкосновения с коллегами, клиентами, людьми, которым интересна архитектура. Как вариант это был журнал – мы сделали три выпуска [полистать можно здесь – прим.ред.]. При подготовке материалов мы познакомились с искусствоведами, которые занимались «Новой фермой», так и получили заказ. В дальнейшем мы поняли, что издавать журнал для архитектурного бюро слишком сложно, нужно открывать целое направление. Участие в выставках – более лайтовая деятельность, которую можно вести параллельно с работой. Сейчас мы приняли решение, что когда есть возможность полностью загрузить наши ресурсы проектами, то мы не отвлекаемся на выставки.
Ваше особое отношение к архитектурной графике вынесено из Академии Художеств? Ручной эскиз – это всегда часть творческого процесса? Как вообще выстроен творческий процесс в мастерской?
Я придумываю не карандашом, как многие, наверняка, делают: вижу даже у нас в мастерской – человек уходит, а у него на столе все изрисовано. Это не мой способ. Я придумываю все в голове, а рисунок для меня – это инструмент, проверка пропорций и того, как объект выглядит с той или иной стороны. Иногда есть возможность сделать макет, иногда нет; бывает, что все происходит настолько быстро, что приходится сразу чертить детали в автокаде, как это было с домом на Гастелло.
Но обычно мы делаем эскизы, макеты, BIM-модели, смотрим со всех сторон. Материал накопился большой. В конце 2019 года к нам обратился музей Щусева – сначала попросил работу для аукциона, а затем взял для архива эскизы построенных или реализуемых объектов – их получилось порядка 40. Одна работа уже давно хранится в Музее архитектурного рисунка Сергея Чобана в Берлине, чем я очень горжусь.
Рисунок «Невесомость», хранится в Музее архитектурного рисунка в Берлине
Поскольку есть понимание, как делать убедительные визуализации, а также есть желание участвовать в выставках и взаимодействовать с коллегами, я делаю эскизы «для себя», чтобы утвердить ту или иную идею. Когда есть похожая ситуация и нужно быстро что-то предложить, я обращаюсь к этим эскизам, и форма перерождается в реальный объект. Кирпичный ЖК «New Питер» именно так и родился – только не из эскиза, а из инсталляции, которую мы делали для выставки ОАМ в «Голицын лофте» с Ильей Юсуповым.
Сейчас бюро уже десять лет – чего удалось достигнуть за это время, как развивалась мастерская?
Мы держались в рамках команды до 15 человек около пяти лет. Сейчас людей тоже относительно немного – 20-25 человек, но это позволяет делать параллельно 2-4 объекта, что важно. Вести один объект в наших условиях экстремально, потому что он может в любой момент остановиться, качественно выполнять более 5 объектов одновременно – нереально.
После «Новой фермы» мы занимались интерьерами, ландшафтом и концепцией развития для бизнес-центра «Фландрия Плаза». С предложением жилого квартала мы заняли второе место на Первой молодежной архитектурной биеннале в Казани. Это дало возможность заключить еще один договор на жилой комплекс «Салават Купере», который мы делали совместно с двумя другими победителями – Сitizenstudio и бюро KRNV. Квартал планируется как социальное жилье, с нашей помощью застройщик рассчитывал внести туда ценность. Крупный объект «Уралвагонзавод» прошел согласование у трех главных архитекторов: Олега Рыбина, Юрия Митюрева и Владимира Григорьева. Все было готово к экспертизе, но проект заморозили. То же произошло и с конкурсным проектом для деревни Юкки, где мы проработали жилую застройку, административные здания, торговый комплекс и некоторое количество частных домов. Один из первых проектов для ЛСР – жилой дом на улице Гастелло, который не был реализован по той причине, что участок выкупил другой застройщик.
Предложение жилого квартала для Первой молодежной архитектурной биеннале в Казани
В завершающей стадии сейчас находятся бизнес-центр и физкультурно-оздоровительный центр в Новоселье, спортивный центр в Озерках, летом будет сдан комплекс «New Питер». ЖК на Октябрьской набережной напротив Речного вокзала прошел АГО и экспертизу, в экспертизе находится объект для ЛСР на Московском проспекте.
Процентов на 50 реализован пешеходный бульвар «Белые ночи», который пронизывает квартал «New Питер». Порядка пяти проектов по благоустройству мы сделали для RBI. Продолжили сотрудничество и с ГМЗ «Петергоф» – придумали квест для того, чтобы привлекать посетителей в отдаленные уголки парков, а также инсталляцию, в которой можно было бы делать выставки перед дворцом.
Сейчас мы сужаем направления, больше фокусируемся на генпроектировании, поскольку ресурсы и узнаваемость увеличились. Но иногда, если поступает супернеобычное предложение, соглашаемся делать интерьер и благоустройство.
В какой момент FUTURA-ARCHITECTS перестало быть «молодым бюро»?
После 10 лет работы компанию уже точно не назовешь молодой. Но клиенты поступают проще и делят архитекторов на две категории: молодых, у которых хорошо получается рисовать визуализации, и опытных, которые могут делать проекты в роли генпроектировщиков. Какой-то середины в этом разделении нет, ее надо каждый раз доказывать, либо создавать. Компании, которые здорово придумывают, выступают генпроектировщиками, да еще и молоды, можно пересчитать по пальцам.
С 2016 года вы входите в состав правления Санкт-Петербургского Союза архитекторов, с 2021 – в Объединение архитектурных мастерских (ОАМ) – что это дает?
Мы давно этого хотели и были рады приглашению. ОАМ – клуб не физических лиц, а юридических. Сейчас их ровно 16, членство дает возможность общаться на профессиональные темы и транслировать свои точки зрения вовне. Встречи могут дать толчок для преобразований, к примеру, в законодательных нормах – мы можем коллективно сделать предложение в КГА, КГИОП.
В каком направлении будет развиваться FUTURA-ARCHITECTS?
Нам интереснее всего заниматься двумя вещами. Первое: вопросами взаимоотношения нового объекта и его окружения. Формами зданий полон интернет, нового не придумаешь, а вот вариантов по взаимодействию с окружением бесконечное множество. В частности, сейчас мы работаем над главным штабом одной крупной компании, который будет находиться во дворе – он должен выглядеть презентабельно, при этом почти не виден ни с одной из улиц. Второе: как человек взаимодействует со зданием на уровне детали и материала. Оба эти момента можно прочувствовать, только оказавшись в конкретном месте – увидев объект своими глазами, подойдя к нему с разных сторон, заглянув внутрь.