Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

01.11.2021

Треугольно-складчатая структура

Татьяна Шовская
Объект:
Новый терминал аэропорта Благовещенска
Адрес:
Россия, Амурская область,
Архитектор:
Андрей Асадов
Александр Асадов
Мастерская:
Архитектурное бюро ASADOV
Авторский коллектив:
Архитекторы: А.Р.Асадов, А.А.Асадов, С.Соболев, В.Шкуро

Проект нового терминала аэропорта имени Муравьева-Амурского в Благовещенске предлагает архитектуру, решенную посредством модульной формы, – наделенная особой символикой, она становится основой как для несущих конструкций здания, так и для пластики его фасада, и отзывается в декоративных фрагментах интерьера.

Расхожее словосочетание «воздушные ворота» в действительности довольно точно отражает суть аэропорта как места первой встречи с городом и первого впечатления от него. Именно поэтому в архитектуре аэропорта важно найти его собственное лицо, выявить идентичность, которая раскрывала бы для путешественников и вновь прибывающих генотип места, его индивидуальность и наиболее яркие черты.

В бюро ASADOV накоплен огромный опыт проектирования объектов этой типологии, здесь разработано уже полтора десятка терминалов для различных регионов, несколько из них: в КемеровоСаратове, Перми, – реализованы и уже хорошо известны. 

Начальная стадия процесса проектирования – составление мудборда / mood board, inspiration board или «доски настроений», – она становится основой при поиске «генотипа места». Для Благовещенска и, шире, Амурского края набор характерных черт оказался весьма разнообразен – одинаково важными стали историческое прошлое города, природные особенности региона и направленность его современного развития.

Только в Амурском крае произрастает особый вид дальневосточного лотоса – одно из прекраснейших водных растений планеты, и только на реке Амур можно увидеть так называемые «горящие» горы – вода вымывает рыхлую почву в основании гряды, обнажая бурый уголь, который самовоспламеняется при соприкосновении с воздухом, горит коптящим пламенем и постоянно дымит. И, наконец, именно в Благовещенский аэропорт пребывают те, чьей конечной целью является космодром Восточный – близость космодрома придает Благовещенску особый флер и особый статус, поэтому космическая тематика оказалась особенно важной и привлекательной для авторов проекта.

Концепция. Проект нового терминала аэропорта имени Муравьева-Амурского в Благовещенске
Концепция. Проект нового терминала аэропорта имени Муравьева-Амурского в Благовещенске
© Архитектурное бюро ASADOV

В архитектуру аэропорта авторы заложили «говорящую» форму – они разработали складчатую структуру на основе треугольного модуля, который наделили смыслом и превратили в символ, вобравший в себя образы и лепестков лотоса, и гор, и ракеты на старте. Треугольно-складчатая структура была придумана как основной элемент архитектуры аэропорта: с ее помощью интерпретирован главный фасад, решение кровли, несущие конструкции и декоративные элементы интерьера. Именно благодаря ей фасад обретает объемную пластику, а в кровле появляются шедовые фонари. Кровля снабжена мощным выносом, и дробящие ее плоскость треугольные складки вступают в ритмическое взаимодействие с разнонаправленными треугольными плоскостями, образующими фасад. 
Проект нового терминала аэропорта имени Муравьева-Амурского в Благовещенске
Проект нового терминала аэропорта имени Муравьева-Амурского в Благовещенске
© Архитектурное бюро ASADOV

Отделка фасада представляет собой классическое сочетание стекла и металла; облицовочные металлические кассеты крупного формата задают правильный для общественного здания масштаб – не измельченный и чуть героизированный по отношению к человеку.
Главный фасад. Проект нового терминала аэропорта имени Муравьева-Амурского в Благовещенске
Главный фасад. Проект нового терминала аэропорта имени Муравьева-Амурского в Благовещенске
© Архитектурное бюро ASADOV

Вынесенный козырек – один из любимых приемов советского модернизма; в случае масштабного общественного здания, такого как вокзал или аэропорт, он особенно функционально оправдан, и видимо поэтому в последнее время вновь обрел актуальность: вспомним хотя бы библиотеку Ооди в Хельсинки. В данном случае козырек создает уютную лоджию перед фасадом, не перекрывая при этом естественный свет благодаря наличию верхних фонарей. Несложно заметить и сходство с другими аэропортами бюро ASADOV, золотистым «крылом» в Перми или металлическим навесом в Кемерово. 
Проект нового терминала аэропорта имени Муравьева-Амурского в Благовещенске
Проект нового терминала аэропорта имени Муравьева-Амурского в Благовещенске
© Архитектурное бюро ASADOV

Разработка терминалов имеет ту особенность, что в проект с самого начала должна закладываться возможность развития: добавление площадей и увеличение пропускной способности. Собственно, этот проектируемый объем уже представляет собой расширение – аэропорт в Благовещенске существует более шестидесяти лет. Лаконичное, без изысков модернистское здание старого терминала пока планируется сохранить, а новый объем – поставить таким образом, чтобы вместе они организовывали пространство площади аэропорта – площадь рассчитана исключительно на пешеходов, это рекреационная зона на открытом воздухе, где можно подождать рейс или отдохнуть после полета. Сейчас озеленение площади показано условно, ее ландшафтное решение будет уточняться.

Новый терминал обращен к зеленой площади торцом, решенным в виде массивной треугольной опоры – она поставлена за пределами контура объема, благодаря чему между ней и входом возникает буферная зона, защищенное от дождя и ветра пространство. Плоскость опоры становится декоративным акцентом и поводом для крупного портрета графа Николая Муравьева-Амурского, чье имя носит аэропорт. Усилиями именно этого человека – царского генерала и губернатора Восточной Сибири – началась история Приамурья, до того малонаселенного и почти необитаемого.
Вид с высоты птичьего полета. Проект нового терминала аэропорта имени Муравьева-Амурского в Благовещенске
Вид с высоты птичьего полета. Проект нового терминала аэропорта имени Муравьева-Амурского в Благовещенске
© Архитектурное бюро ASADOV
Вид с высоты птичьего полета. Проект нового терминала аэропорта имени Муравьева-Амурского в Благовещенске
Вид с высоты птичьего полета. Проект нового терминала аэропорта имени Муравьева-Амурского в Благовещенске
© Архитектурное бюро ASADOV

В интерьере авторы проекта продолжают «треугольную» тему посредством декоративного потолка – вертикальные панели образуют кристаллическую решетку, подвешенную ниже проходящих под потолком инженерных коммуникаций. Этот сквозной дополнительный слой выполняет одновременно несколько функций, создавая акустический эффект и работая основой для линейных источников света. 
Интерьер. Проект нового терминала аэропорта имени Муравьева-Амурского в Благовещенске © Архитектурное бюро ASADOV
Интерьер. Проект нового терминала аэропорта имени Муравьева-Амурского в Благовещенске
© Архитектурное бюро ASADOV
Интерьер. Проект нового терминала аэропорта имени Муравьева-Амурского в Благовещенске © Архитектурное бюро ASADOV
Интерьер. Проект нового терминала аэропорта имени Муравьева-Амурского в Благовещенске
© Архитектурное бюро ASADOV
Интерьер. Проект нового терминала аэропорта имени Муравьева-Амурского в Благовещенске © Архитектурное бюро ASADOV
Интерьер. Проект нового терминала аэропорта имени Муравьева-Амурского в Благовещенске
© Архитектурное бюро ASADOV

Функциональная схема размещает залы вылета и прилета на разных уровнях, вытянутая вдоль главного фасада высокая двусветная зона служит местом распределения потоков, и именно отсюда внутренняя архитектура терминала считывается наилучшим образом и демонстрирует свои наиболее парадные точки восприятия.
Проект нового терминала аэропорта имени Муравьева-Амурского в Благовещенске
Проект нового терминала аэропорта имени Муравьева-Амурского в Благовещенске
© Архитектурное бюро ASADOV

Новый терминал призван поднять комфорт пассажиров на более высокий уровень: появятся «рукава», ведущие из залов вылета прямо в салон самолета, добавятся кафе и увеличатся площади ритейла. Взгляд современного человека привык к быстрой смене впечатлений, а потому и архитектура, чтобы быть модной и современной, должна быть наполненной, а не пустотной, насыщенной, а не лаконичной. В таких условиях остро встает проблема целостности объекта и эмоциональной насыщенности приема – в данном случае, как кажется, задача решена удачно, и по подходу, и по конечному результату, выраженному в архитектурной концепции нового терминала.