Ансамбль деревянной ротонды и овального моста, сооруженный Антоном Кочуркиным в ПКиО Выксы, напоминает схему планеты, сошедшей к орбиты на апогее, но все же к ней привязанной. А мост соединяет, вместо двух берегов, – воды двух прудов. Словом, объект театрализует и осмысляет действительность по законам жанра паркового павильона.
Выкса – город металлургического комбината ОМК, который обеспечивает жителей рабочими местами и ежегодно, уже достаточно давно, проводит фестиваль Арт Овраг (о фестивале 2019 года см. здесь). В Выксе дворец основателей металлургического завода Баташевых превращен дом приемов и музей, а на одном из заводских цехов нарисовано гигантское граффити; и часть городских домов украшены граффити вполне художественными. Имеется арт-резиденция, куда приглашают современных художников, в ходе фестивалей благоустраивают дворы; ежегодно в городе появляются новые инсталляции, в том числе в парке Баташевых, который теперь носит звание ПКиО. С 2017 года фестиваль в течение трех лет курируют Юлия Бычкова и Антон Кочуркин, основатели фестиваля «Архстояние» в калужском Никола-Ленивце.
В этом году на одном из двух прудов парка Баташевых – на пруду Малая Лебедянка – появилась деревянная беседка-ротонда на островке, спроектированная и реализованная бюро 8 lines Антона Кочуркина. Недавно она получила премию жюри АрхиWOOD в номинации Малый объект.
Вид на ротонду с мостика. Ротонда с мостикомФотография: Алексей Народицкий. © 8 линий
«Одна из ее идей в том, чтобы выразить некоторую любовь выксунцев к существующим в парке неоклассическим ротондам. Ее абрис в точности повторяет существующие прототипы, однако конструкция авангардна и состоит сплошь из деревянных ребер», – так описывают свою работу авторы.
Беседка полностью состоит из деревянных реек, причем отдельные опоры, замещающие классические колонны, есть только на входе – то есть стремление к сходству с классическим прототипом умеренное. Но капители обозначены нависающими выступами-«мукарнасами», а фриз над ними выгнут интригующей барочной волной.
Фрагмент фасада. Ротонда с мостикомФотография: Алексей Народицкий. © 8 линийФрагмент интерьера. Ротонда с мостикомФотография: Алексей Народицкий. © 8 линий В довершение всего в центре деревянного купола – сквозное отверстие-оккулюс, усиливающий сходство беседки с миниатюрным Пантеоном.
Купол ротонды. Ротонда с мостикомФотография: Алексей Народицкий. © 8 линийПлан, разрез. Ротонда с мостиком© 8 линий В классических парках беседки подчас ставили на островах без мостов к ним, как предмет любования, и предполагая, что добраться к ним можно на лодке. Хотя и мостик от берега к острову – логичное решение. Однако Антон Кочуркин, предложив вместо обычной беседки в колоннами павильон из реек, и мост решил парадоксально.
Мост овальный и переброшен не от суши к суше, а между двумя прудами над землей. Он соединяет два пруда, просто Лебединку и Малую Лебединку. Кроме того у моста имеется небольшой «секрет» – он не подводит к ротонде напрямую, а минует ее, не доходя примерно метр. То есть по нему, к примеру, можно бродить кругами, то над травой, то над водой, а в беседку так и не перепрыгнуть. В принципе это можно понять как парафраз отношения к миловидам в парках XVIII века, где панорама «круглого храма» существенна, а досягаемость не обязательна. К тому же мост с ротондой похожи на какую-то астрономическую модель, как будто планета-ротонда сошла тут с орбиты-моста. Немного, но сошла. На апогее.
Ситуационный план. Ротонда с мостиком© 8 линийФасад. Ротонда с мостиком© 8 линий «Небольшой участок без перил – для того чтобы посетитель мог почувствовать границы входа в архитектуру не только визуально, но и на уровне вестибулярного аппарата, заставляющего чуть более усиленно биться сердце, а влюбленного жениха – приподнимать невесту на руки во время брачных церемоний», – поясняют архитекторы.
Ротонда в вечернее время. Ротонда с мостикомФотография: Алексей Народицкий. © 8 линий
Мост, таким образом, соединяет не берег с берегом, а воду с водой, но не вполне соединяет пруд с беседкой, добавляя парку новый сценарий – что звучит вполне в духе «парковых затей» XVIII века от Петра I до Екатерины II – и в то же время соответствует современному стремлению к театрализации и action-у. К тому же и ротонда, и мост отлично, прямо-таки «лампово» светятся по вечерам в темноте.
Ротонда в вечернее время. Ротонда с мостикомФотография: Алексей Народицкий. © 8 линий
|