Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

15.04.2020

Сбежать за город: семь видео-историй о деревянных домах

Объект:
FLEXSE
Адрес:
Россия,
Дом «KINO»
Адрес:
Россия, Московская обл.,,
Дом нового формата
Адрес:
Россия, Московская обл.,, гольф-клуб Пирогово
Дом у моря в Ленинградской области
Адрес:
Россия, Ленинградская обл.,, пос. Прибылово
Мастерская:
SA lab
Ле Ателье
Студия архитектуры Ильи Самсонова
ХВОЯ

Дома-номинанты и лауреаты премии АрхиWood разных лет, о которых с неподдельной любовью рассказывают архитекторы, их спроектировавшие.

Период изоляции – отличное время для того, чтобы сбежать в лесной дом, у кого он есть. Где можно гулять по лужайке и выглядывать из окна, ничего и никого не опасаясь. А где еще искать лучшие «индивидуальные жилые дома», как не среди победителей и номинантов премии АрхиWOOD? И еще сейчас все смотрят youtube. Так вот. мы пошли в youtube, нашли там ролики домов из АрхиWOOD – о них в основном рассказывают авторы – и предлагаем вам посмотреть. Хоть виртуальная, а прогулка.


Дом архитектора, Сергей Мишин 
Цитата: «Для меня очень важно окно, вернее, то, что из него видно. Я способен часами пялиться в окно, за которым ничего не происходит, кроме незначительного движения веток».

Сергей Мишин показывает дом-интроверт, который построил для себя и своей семьи. Образ родился из мироощущения и воспоминаний: например, о путешествии из Петербурга в Амстердам на собственноручно построенной шхуне. Чуть мрачный снаружи, изнутри дом во всех отношениях теплый и удобный именно для своих хозяев. Сергей Мишин рассказывает о достоинствах вертикального бруса, концепции моностены, обрамлении красивых видов окнами и возвращении архитектуры к природе.

«Не очень модный, но правдивый дом» стал победителем премии 2019 года.

 
Дом у моря, Хвоя 
Цитата«Можно маме привет передать? Не вырезайте это, пожалуйста». 

Совсем свежее видео, в котором Георгий Снежкин в искренней манере, свойственной всему коллективу бюро «Хвоя», проводит экскурсию по дому, спроектированному для его родителей. Полное согласие с заказчиком позволило создать дом, соответствующий принципам бюро. Дом-маяк, обернутый крышей-капюшоном, деревянным «лицом» смотрит на море, освещая путь кораблям своими окнами. Георгий Снежкин в числе прочего показывает, как дом защищен ставнями, отделку обзолом, а также «мафы», созданные из бывшего финского коровника.

Дом у моря стал победителем премии 2017 года, это один из первых реализованных проектов бюро.

 
Дом KINO, Le atelier
Цитата: «Черный – это идеальный цвет».

Получасовое видео, в котором Сергей Колчин подробно рассказывает об устройстве дома, расположенного на лесном склоне. Из рельефа родилась сложная структура с тремя полууровнями, террасами и разнохарактерными пространствами, которые объединяются двумя винтовыми лестницами. Еще один пример того, как дом «вылепливался», исходя из контекста и особенностей хозяина. Во время строительства не было срублено ни одного здорового дерева, окна располагаются так, чтобы пропускать мягкий вечерний свет или открывать вид на особенно живописную сосну.

Дом стал победителем премии 2018 года.

 
Дом-мост, BIO-architects 
Цитата: «Для меня мечта построить дом-мост, поскольку это соединение конструктива и функции».

Иван Овчинников, демонстрирует необычную вариацию своего главного детища – ДубльДома. Дом, буквально мост, соединяет два берега, поле и лес. Примечательно, что большепролетная конструкция полностью выполнена из дерева. «Мост» сделан из типовых деталей и пригоден для жилья не меньше, чем представители других серий.

Дом вошел в шорт-лист премии 2019 года, отмечен специальными призами.

 
Дом нового формата, Samsonov Design
Цитата: «Наша задача была сделать так, чтобы на террасу можно было выходить красиво».

Следующий герой подборки строился для человека, который всего добился. Студия Ильи Самсонова выиграла конкурс и спроектировала типовой дом для подмосковного курорта «ПИРогово». Главная его особенность – намеки на элементы классической архитектуры, исполненные в дереве, а также большая веранда с уличной кухней. Одна из главных сложностей, с который столкнулись молодые архитекторы – не нашлось завода, который смог бы изготовить модули. Чтобы «не быть повешенными на соседней березе», пришлось сочинять и испытывать технологию на ходу, при этом строить быстро и тихо. Все закончилось хорошо, всего в «ПИРогово» могут построить от 6 до 40 таких домов.

Дом попал в лонг-лист премии 2019 года.

 
Петр Костёлов
Цитата: «Для кино, и для театра, и для архитектуры наличие художественной составляющей и образности важно».

Петр Костёлов, который до того, как стать архитектором, был театральным художником, номинировался на премию несколько раз: с «Дачным оригами», домом с наличниками, серией домов в Конаково Тверской области, спроектированных совместно с Алексеем Розенбергом. Отдельного видео найти не удалось, зато есть короткое интервью, где можно чуть подробнее рассмотреть упомянутые дома.

 
Тотан Кузембаев
Цитата: «Домой приходишь один или с друзьями, все берут бокал или просто идут на крышу, садятся и смотрят на открывающийся пейзаж. Идея удалась. Ради этого построили дом, ради этого мы страдали. Теперь можно сидеть, смотреть, любоваться».

Завершает обзор интервью с патриархом деревянного строительства, который не раз становился лауреатом премии.

***
Кроме того, поскольку речь зашла об АрхиWOOD, мы спросили куратора премии Николая Малинина, и вот что он думает.
 
Николай Малинин, куратор премии АрхиWOOD:
«Я много лет грезил новой дезурбанизацией: как мы вернемся в брошенные деревни, отреставрируем сараи, повыполем сорняки, вывезем обратно из Кижей и прочих музеев церкви, понастроим себе ДубльДомов, заберем маму с рассадой, тещу с собакой и заживем на природе припеваючи, вооруженные айфонами, дронами и квадроциклами. Но бурлила эта фантазия, питаясь регулярным созерцанием просторов русского Севера, бесхозность и бесприютность которых казались чудовищной нелепостью. Cегодня, когда в опасности оказались города, и The Day After Tomorrow кажется что уже tomorrow, мысль о спасительной деревне с экологически чистыми деревянными домами выглядит какой-то прекраснодушной. Нет, я, конечно, рад снова увидеть чудесные постройки победителей премии АРХИWOOD, а современная русская деревянная архитектура по-прежнему кажется мне самым интересным из того, что было у нас в архитектуре за последние 20 лет. Но я, черт побери, не уверен, что человечество спасется, разбежавшись по лесам и сидя законопослушными зайками по своим избушкам. Сначала все-таки объединиться, а потом уж размежеваться – не зря же Ленин завещал наоборот».