Дома-номинанты и лауреаты премии АрхиWood разных лет, о которых с неподдельной любовью рассказывают архитекторы, их спроектировавшие.
Период изоляции – отличное время для того, чтобы сбежать в лесной дом, у кого он есть. Где можно гулять по лужайке и выглядывать из окна, ничего и никого не опасаясь. А где еще искать лучшие «индивидуальные жилые дома», как не среди победителей и номинантов премии АрхиWOOD? И еще сейчас все смотрят youtube. Так вот. мы пошли в youtube, нашли там ролики домов из АрхиWOOD – о них в основном рассказывают авторы – и предлагаем вам посмотреть. Хоть виртуальная, а прогулка.
Дом архитектора, Сергей Мишин
Цитата:«Для меня очень важно окно, вернее, то, что из него видно. Я способен часами пялиться в окно, за которым ничего не происходит, кроме незначительного движения веток».
Сергей Мишин показывает дом-интроверт, который построил для себя и своей семьи. Образ родился из мироощущения и воспоминаний: например, о путешествии из Петербурга в Амстердам на собственноручно построенной шхуне. Чуть мрачный снаружи, изнутри дом во всех отношениях теплый и удобный именно для своих хозяев. Сергей Мишин рассказывает о достоинствах вертикального бруса, концепции моностены, обрамлении красивых видов окнами и возвращении архитектуры к природе.
«Не очень модный, но правдивый дом» стал победителем премии 2019 года.
Дом у моря, Хвоя
Цитата: «Можно маме привет передать? Не вырезайте это, пожалуйста».
Совсем свежее видео, в котором Георгий Снежкин в искренней манере, свойственной всему коллективу бюро «Хвоя», проводит экскурсию по дому, спроектированному для его родителей. Полное согласие с заказчиком позволило создать дом, соответствующий принципам бюро. Дом-маяк, обернутый крышей-капюшоном, деревянным «лицом» смотрит на море, освещая путь кораблям своими окнами. Георгий Снежкин в числе прочего показывает, как дом защищен ставнями, отделку обзолом, а также «мафы», созданные из бывшего финского коровника.
Дом у моря стал победителем премии 2017 года, это один из первых реализованных проектов бюро.
Дом KINO, Le atelier
Цитата:«Черный – это идеальный цвет».
Получасовое видео, в котором Сергей Колчин подробно рассказывает об устройстве дома, расположенного на лесном склоне. Из рельефа родилась сложная структура с тремя полууровнями, террасами и разнохарактерными пространствами, которые объединяются двумя винтовыми лестницами. Еще один пример того, как дом «вылепливался», исходя из контекста и особенностей хозяина. Во время строительства не было срублено ни одного здорового дерева, окна располагаются так, чтобы пропускать мягкий вечерний свет или открывать вид на особенно живописную сосну.
Цитата:«Для меня мечта построить дом-мост, поскольку это соединение конструктива и функции».
Иван Овчинников, демонстрирует необычную вариацию своего главного детища – ДубльДома. Дом, буквально мост, соединяет два берега, поле и лес. Примечательно, что большепролетная конструкция полностью выполнена из дерева. «Мост» сделан из типовых деталей и пригоден для жилья не меньше, чем представители других серий.
Дом вошел в шорт-лист премии 2019 года, отмечен специальными призами.
Дом нового формата, Samsonov Design
Цитата:«Наша задача была сделать так, чтобы на террасу можно было выходить красиво».
Следующий герой подборки строился для человека, который всего добился. Студия Ильи Самсонова выиграла конкурс и спроектировала типовой дом для подмосковного курорта «ПИРогово». Главная его особенность – намеки на элементы классической архитектуры, исполненные в дереве, а также большая веранда с уличной кухней. Одна из главных сложностей, с который столкнулись молодые архитекторы – не нашлось завода, который смог бы изготовить модули. Чтобы «не быть повешенными на соседней березе», пришлось сочинять и испытывать технологию на ходу, при этом строить быстро и тихо. Все закончилось хорошо, всего в «ПИРогово» могут построить от 6 до 40 таких домов.
Цитата:«Для кино, и для театра, и для архитектуры наличие художественной составляющей и образности важно».
Петр Костёлов, который до того, как стать архитектором, был театральным художником, номинировался на премию несколько раз: с «Дачным оригами», домом с наличниками, серией домов в Конаково Тверской области, спроектированных совместно с Алексеем Розенбергом. Отдельного видео найти не удалось, зато есть короткое интервью, где можно чуть подробнее рассмотреть упомянутые дома.
Тотан Кузембаев
Цитата:«Домой приходишь один или с друзьями, все берут бокал или просто идут на крышу, садятся и смотрят на открывающийся пейзаж. Идея удалась. Ради этого построили дом, ради этого мы страдали. Теперь можно сидеть, смотреть, любоваться».
Завершает обзор интервью с патриархом деревянного строительства, который не раз становился лауреатом премии.
***
Кроме того, поскольку речь зашла об АрхиWOOD, мы спросили куратора премии Николая Малинина, и вот что он думает.
Николай Малинин, куратор премии АрхиWOOD:
«Я много лет грезил новой дезурбанизацией: как мы вернемся в брошенные деревни, отреставрируем сараи, повыполем сорняки, вывезем обратно из Кижей и прочих музеев церкви, понастроим себе ДубльДомов, заберем маму с рассадой, тещу с собакой и заживем на природе припеваючи, вооруженные айфонами, дронами и квадроциклами. Но бурлила эта фантазия, питаясь регулярным созерцанием просторов русского Севера, бесхозность и бесприютность которых казались чудовищной нелепостью. Cегодня, когда в опасности оказались города, и The Day After Tomorrow кажется что уже tomorrow, мысль о спасительной деревне с экологически чистыми деревянными домами выглядит какой-то прекраснодушной. Нет, я, конечно, рад снова увидеть чудесные постройки победителей премии АРХИWOOD, а современная русская деревянная архитектура по-прежнему кажется мне самым интересным из того, что было у нас в архитектуре за последние 20 лет. Но я, черт побери, не уверен, что человечество спасется, разбежавшись по лесам и сидя законопослушными зайками по своим избушкам. Сначала все-таки объединиться, а потом уж размежеваться – не зря же Ленин завещал наоборот».