Офисный квартал STONE Калужская сопровождают два жилых дома, что делает комплекс, а это именно он, взвешенным с функциональной точки зрения. Архитекторы Kleinewelt сделали дома серебристыми под стать офисным корпусам. В чем сходство, в чем отличия и при чем тут «Серебряные коньки» – читайте в нашем материале.
Мы уже рассказывали о БЦ STONE Калужская – офисном комплексе, который Kleinewelt Architekten спроектировали для девелопера с тем же именем; а до этого тем же заказчикам те же архитекторы предложили бизнес-центры на Ходынке и в Мневниках. Казалось, намечается устойчивая специализация: две-три оптимально спланированные разновысотные башни, но не небоскребы. Стеклянные фасады, лаконично-металлические, а иногда даже бетонные, элементы фасадов – этакое деловое вкрапление в жилую ткань города.
Но не все так просто. На Калужской с тремя офисными корпусами соседствуют два жилых дома в западной части.
 Башни с прямоугольным планом тяготеют к выгодной для жилья меридиональной ориентации. В одной – 45 этажей и 165 метров, что по московским меркам уже не очень небоскреб, но уже достаточно высоко. В ней 6 лифтов. Во второй 20 этажей и 4 лифта. Обе тонкие, особенно в профиль.
 И тут возникает вопрос о слитности и нераздельности ансамбля, когда в нем совмещены две функции. С одной стороны, соседство жилья и офисов, построенных одной компанией – это хорошо, это целостный и многоплановый комплекс. Как многие мечтают, в таких местах можно жить и работать, не тратя ежедневно много времени на маятниковые миграции.
С другой стороны, здесь возникает архитектурная задача: если ты автор с амбициями, а Kleinewelt, без сомнения, таковы, то необходимо не просто рассматривать соседние объемы как часть контекста, этого мало, связь прочнее – нужно показать и сходства, и отличия, – и все в рамках лаконичной современной стилистики.
 Жилая 165-метровая башня заметно выше офисных корпусов, и это уже делает пару домов – оба они вытянуты вверх – более стройной и вертикальной.
На смену светлым металлическим ламелям П-образной в плане формы – отличительной и остро-модернистской черте бизнес-центра – в жилых домах приходит клетчатая сетка из клинкерного кирпича: по цвету планируется градиентная растяжка от графитового на нижних ярусах до светло-серого вверху. Сетка объединяет по 2 этажа и по 4 окна – и такой квадрат становится модулем для фасадов жилых башен. Так что если раньше мы всё рассказывали об «объединении этажей по вертикали по два, три, пять» для зрительного вытягивания объемов – то теперь необходимость в этом отпадает.
Башни стройные сами по себе, за счет собственных пропорций. Это как-то сразу радует.
 Консервативный кирпич и «спокойный» квадрат – и вдруг такая вытянутость пропорций. Притом что на каждом торце, технически, по 6 окон.
В отличие от офисных корпусов, чьи верхушки скошены почти как в Доме туриста, высокая башня диагонали не использует. Она, как в Minecraft-e, акцентирует кубическую составляющую построения. Так что восточный край спускается к офисным соседям ступенями террас, расположенных на большой, больше 100 метров, высоте. Это будут отличные, просторные террасы с городскими панорамами в голубой дымке.
 Другая особенность высокой башни – пояса «галерейных балконов». Они структурируют вертикаль, разделяя ее визуально на три части: внизу 6 квадратов, посередине 4, вверху 10. Понятие «галерейных балконов» лично я в этом проекте встретила для себя впервые. Согласно авторским пояснениям, балконы будут объединять по два окна там, где они принадлежат одной квартире; там, где две квартиры выходят окнами на один балкон, они будут разделены стеклянной перегородкой. Иными словами, эти балконы с практической точки зрения не совсем галерея; скорее открытые балконы собраны на фасадах в группы, важные для объемного построения. Тем не менее наличие в «главной» башне не только террас, но и балконов – работает на разнообразие квартирографии.
Так или иначе, очевидно, что балконы образуют пояса уступов и для пластической организации очень важны. Также несложно заметить, что пояса есть и у офисных башен, только потоньше – авторы демонстрируют единый подход к организации формы. И еще один нюанс, на который хочется обратить внимание: членение по высоте вроде бы трехчастное, классическое. Но ничего общего с цоколем/серединой/аттиком или с базой/фустом/капителью тут нет. Как раз-таки наоборот: пропорции аклассичные, середина меньше верха и низа; что поддержано и ступенчатым верхом с террасами – дом как будто бы собирается «улететь» кубиками вверх или демонстрирует свою готовность к чему-то пристыковаться.
Иными словами, его форма – принципиально не завершенная, в чем дом вторит скосам офисных корпусов, но более явным, подчеркнутым образом.
Другое дело второй, 20-этажный, то есть «маленький», дом. Как «маленький», его располагают в уютной глубине квартала, и на тех же, по-видимому, основаниях, превращают кровлю в щипцовую, живо напоминающую голландизмы, книгу нашего детства «Серебряные коньки» – особенно в сочетании с общим серебристым оттенком всего комплекса.
 Но постойте, что за щипец? Никакой это не щипец, точнее по торцам да – мы видим заостренный «североевропейский» верх, а на продольных фасадах крупные мансарды... Нет, не мансарды – а тоже террасы в обрамлении выступов-контр-форсов. Все это вместо скатной кровли, придуманной в наших широтах, по идее, для легкого сползания снега. Впрочем, не приходится сомневаться в том, что подгрев пола и отвод снега здесь продуман или будет продуман в ближайшее время.
Зато какие квартиры. Глядя изнутри мы понимаем, что в верхних ярусах возможны и камины, и двухъярусные квартиры с эффектными винтовыми лестницами. И, главное: 4 квадрата, о которых выше мы говорили как о 4 окнах, могут быть таковыми – просто окнами, а могут – одним большим окном гостиной из 4 частей. Мне почему тут приходит ассоциация не с Парижем или Флоренцией, где достаточно таких полутора- и двухярусных квартир, – а с Домом Наркомфина.
 Есть тут и квартиры поменьше и даже студии.
 Ну а кирпич – вытянутой, «плинфяной», породы. Совершенно не-московский, как и весь комплекс. Впрочем, это не в упрек. Свежий, спокойный взгляд. А голландизмы у нас тут любил еще Петр Великий. ЖК Stone Grain© Kleinewelt Architekten / девелопер Stone
ЖК Stone Grain© Kleinewelt Architekten / девелопер StoneЖК Stone Grain, проект© Kleinewelt Architekten / девелопер StoneЖК Stone Grain, проект© Kleinewelt Architekten / девелопер StoneЖК Stone Grain© Kleinewelt Architekten / девелопер StoneЖК Stone Grain, проект© Kleinewelt Architekten / девелопер Stone
ЖК Stone Grain© Kleinewelt Architekten / девелопер StoneЖК Stone Grain, проект© Kleinewelt Architekten / девелопер StoneЖК Stone Grain© Kleinewelt Architekten / девелопер StoneЖК Stone Grain, проект© Kleinewelt Architekten / девелопер StoneЖК Stone Grain, проект© Kleinewelt Architekten / девелопер StoneЖК Stone Grain, проект© Kleinewelt Architekten / девелопер StoneЖК Stone Grain, проект© Kleinewelt Architekten / девелопер StoneЖК Stone Grain© Kleinewelt Architekten / девелопер Stone
|