Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

27.08.2025

Перепады «высотного напряжения»

Юлия Тарабарина
Объект:
Третья очередь жилого района ÁLIA
Адрес:
Россия, Москва.
Четвертая очередь жилого района ÁLIA
Адрес:
Россия, Москва. Вн. тер. г. муниципальный округ Покровское-Стрешнево, ул. Лётная
Мастерская:
Continuum Architectural Bureau
Метрополис
Авторский коллектив:
Руководитель авторского коллектива – Елена Струговец, ГАП – Светлана Пискунова, руководители группы архитекторов: Дария Козлова, Вера Животовская, ведущие архитекторы: Ирина Сердюкова, Юлия Лобова, Георгий Шустров

Третья очередь ÁLIA с успехом доказывает, что внутри одного квартала могут существовать объемы совершенно разной высотности и масштаба: сто метров – и тридцать, и даже таунхаусы. Их объединяет теплая «кофейная» тональность и внимание к пешеходным зонам – как по внешнему контуру, так и внутри.

О четвертой очереди жилого района ÁLIA, который компания Астерус строит в западной части бывшего Тушинского аэродрома, мы уже рассказывали – она вытянута параллельно Чкалов Арене. Все Тушино выстроено веером, потому что территория поля была полукруглой «долькой». В случае с ÁLIA веерность очередей, расходящихся в сторону реки от ключевого объекта, бизнес-парка, довольно заметна, хотя и не строго акцентирована. Три первых квартала ближе к осевому бульвару, плюс школа, и еще не так давно в их компании, как раз в западной части, появился Центральный парк всего ÁLIA, благоустроенный по проекту Wowhaus – говорят, там много зелени, травы, цветов, но мы еще проверим. 

Третья очередь, о которой здесь пойдет речь, примыкает к Центральному парку комплекса, своим восточным фасадом, а к торцу построенной в 2022 году второй очереди выходит торец одного из корпусов с отступом небольшой площади. 

А еще тут, в Тушино, в отличие от ЗИЛа, названия улиц приняты «наследственные» от аэродрома. Так, все на данный момент известные кварталы ÁLIA, кроме 3 очереди, окружены улицами: Аэроклубной, которая идет по дуге, то есть параллельно реке, Виражной и Небесным бульваром. 

Городскую среду новых кварталов необходимо организовать одновременно единообразно, согласно дизайн-коду SOM – и разнообразно, чтобы не скучно; не пестро и не серо; удобно для жителей конкретного квартала и для их соседей. Для вида издали и для взгляда вблизи. Много всего надо учесть, когда строишь новый город внутри большого города, вроде бы «с нуля», ан нет, в окружении как соседей, так и обстоятельств, как нормативов, так и согласовательных процедур. Тем более когда части «города» проектируют разные бюро. И в соседстве с уже существующим акцентом бизнес-парка, его кирпичных корпусов и его стеклянной, внахлест, переливающейся башни. В данном случае 1 и 2 очереди проектировали еще SOM, 4 очередь Апекс, а третью – бюро CONTINUUM Олеси Могилевской; функцию генпроектировщика выполняла компания Метрополис. 

За основу авторы взяли дизайн-код, основанный на сочетании большого объема поверхностей, поблескивающих металлом, и кирпича, но в противовес предыдущим домам, где преобладают оттенки с названиями: «вино», «виски», «шампань» – выбрали безалкогольные напитки кофе и какао. Как следствие, оттенок, не теряя блеска, приблизился к терракоте, то есть кирпичу, хотя кирпич здесь преимущественно коричневый, не красный, и его планируется использовать в небольшом объеме: в первых этажах и в структуре «слоистого» развеществления фасадов в виде небольших вставок – «почти как шторы», – комментируют авторы. 

Общий тон получился сдержанным, почти консервативным. 

Масштаб в квартале 3 очереди, наоборот, – очень разнообразен, и это, пожалуй, составляет его главное отличие. 

Вообще-то, ÁLIA – комплекс крупный, заходя во двор первых очередей, поневоле задираешь голову. Не снижая градуса высотности, архитекторы бюро Continuum легко вводят в проект существенные, даже неожиданные перепады высоты. Во многом они определены инсоляцией, но не только, на мой взгляд авторам попросту еще и нравится играть с разновысотностью.

Они собрали вместе 100-метровую башню, секционный дом от 76 до 63 м, 33-метровые 9-этажки, – и, главное, даже несколько таунхаусов. Двухэтажных и c эксплуатируемой кровлей и террасами-палисадниками перед каждым индивидуальным входом. 

 
Олеся Могилевская, Continuum Architectural Bureau
«За секционным домом из-за норм инсоляции не удавалось разместить высотную застройку. Были предложения сделать там коммерческий блок, но для торговли место не очень целесообразно, в этой точке не очень высокая проходимость.
 
Мы предложили экспериментальное на тот момент решение – таунхаусы. Это был новый для застройщика формат, идея всем понравилась. Сейчас стройка почти завершена, и четыре таунхауса отмечают в числе самых удачных решений в рамках комплекса. Не знаю, продали их уже или нет, но все, кто оказывается рядом, говорят, что хотели бы жить в таком.
 
В башне же мы видим доминанту, или, раз уж речь идет о территории бывшего Тушинского аэродрома, – диспетчерской башни. Нам удалось сделать ее выразительной и функциональной».

В какой-то степени идею таунхаусов подхватывают «сити-юниты». Это квартиры в первых этажах, с повышенными потолками – 4.8 метров, собственными входами и террасами-палисадниками перед входом. 

Сама по себе тема таких квартир, с палисадником и отдельным входом – своего рода «деревенского дома», встроенного внутрь многоквартирного – в Москве и ближайших окрестностях развивается, приблизительно, с конца 2000-х годов. Тем не менее подобные квартиры по-прежнему встречаются не часто: может быть, потому, что в 2015 столичные власти запретили квартиры в первых этажах ради развития общественно-коммерческой инфраструктуры вдоль улиц. Однако магазины и кафе, формирующие городской тип пешеходного пространства в новых жилых комплексах теперь стали, практически, общим местом – их проектируют везде. Но, во-первых, не везде поток покупателей достаточно интенсивен, чтобы лоты будущих магазинов находили своих арендаторов; во-вторых, нужно же разнообразие. К тому же квартиры с собственным входом, да еще и, в силу своего расположения в повышенном нижнем ярусе, – с пространством, которое можно разгородить по высоте полуэтажом «лофтом», как в доме Наркомфина – редки, а следовательно, вызывают интерес у покупателей. 

ÁLIA экспериментирует с индивидуальными входами и палисадниками не впервые – но в кварталах предыдущих очередей, 2022 года, они имели статус апартаментов и носили название сити-хаусов. Сейчас же удалось спроектировать такие квартиры в статусе жилья. Отсюда новое название: сити-юниты. 

Другая составная часть малого масштаба – собственно стилобатный ярус. Он весь покрыт клинкерной плиткой, он защищает приватность двора; где-то он состоит из кирпичного забора, но не простого – установленные по диагонали ламели и решетки с лаконичным диагональным рисунком, выстроенные зигзагом, как ширма, препятствуют прямому взгляду из города, но не заслоняют двор полностью. К тому же в ключевых местах забор отступает от контура, создавая микро-площади; и еще – в забор встроены велопарковки и даже скамейки. Не простая структура, целенаправленно лишенная определенности понятия «забор». 

Приблизительно треть всего контура занимают ограждения-ширмы, но в первых этажах жилых домов первый принимает на себя, в значительной степени, функцию общественных и торговых пространств. 

Они распределены не равномерно, но разумно: группируются со стороны Центрального парка, особенно – на остром углу, где соседствуют мини-маркет и цветочный магазин. Типологически подход напоминает модернистский в его отличии от классического: классицисты «закрепили» бы угол башней, модернисты, наоборот, освобождают углы для воздуха, визуального «прострела» и общественного пространства. Вспомним стекляшки в наших микрорайонах – там нередко можно встретить явление «освобожденного угла». 

Острый угол архитекторы «срезали», образовав рядом с Центральным парком продолжающую его небольшую треугольную площадь. Не столько срезали, сколько скруглили; один из топовых приемов работы с углами – придать обтекаемость. А чтобы придать остроту, превратили угол в «шестеренку», тоже одним из актуальных приемов – «зубья» смотрят на север, формируя глубокие тени, а их широкая стеклянная часть захватывает побольше света. 

Площадь между парком и магазинами – которую дом уступил общественному пространству – полезна вдвойне: она продлевая рекреацию, она «затягивает» гуляющих за покупками или в кафе. 

Кирпич в первых ярусах используется с разнообразной раскладкой: «можно и самим рассмотреть, и ребенку показать, как все не просто в деталях, один кирпич положен горизонтально, другой вертикально», – рассказывают архитекторы. 

Если посмотреть на контур квартала, заметно, что 1-2-ярусный стилобат, ограждение и объемы повыше делят его приблизительно пополам. А следовательно, замкнутого «ущелья» тут не может возникнуть. 

Следующий по высоте масштаб – клубный дом в восточной части, из двух секций 9 и 11 этажей, совмещенных в один некрупный блок. Их высота определена инсоляцией, и тем не менее варьируется.

Второй секционный дом масштабнее: от 18 до 22 этажей. Он вытянут вдоль северной границы участка, а его структура – ступенчатая, в центре самый высокий объем, затем «плечики», чуть поменьше, и, наконец, таунхаусы, – чье появление, как мы помним, определено инсоляцией, и фрагмент торгового стилобата. 

Темный оттенок клинкерной плитки здесь зарезервирован за кафе, магазинами и салонами, – и уже в линии таунхаусов он начинает, поначалу слегка, растворяться, менять оттенки. Будучи поддержан отступами одной секции и выступами другой – что добавляет к деликатному разнообразию тону игру пластики. 

Тема получает продолжения и в высотной части северного секционного дома: объемы составлены с одну линию, но с легким отступом, а цвет меняется по нарастающей. Здесь, впрочем, оттенки заметно светлее и решены в металлических панелях. По центру – цвет слоновой кости, почти белый, его же можно принять за оттенок молока. Ближе к реке – дом кофейного оттенка, а с другой стороны – более светлый, желтоватый. 

Еще нужно будет посмотреть, какими будут оттенки после реализации, но пока кажется, что мы смотрим на кофейную палитру, в разной степени разбавленную молоком. 

Восприятие секционного дома усиливает объемное решение простенков, крупные диагонали, которые, в соответствии с современными тенденциями, образуют единую сетку. Заметим, что рисунок фасадов и попарное соединение окон вторит различию цвета: у ближайшего к реке дома окна образуют горизонтальные пары с диагональным ритмом, у среднего пары вертикальные, а у дальнего объема объединения окон нет.

Так в рамках достаточно простой формы выстраивается разнообразие оттенков, графики и даже объема. Северный фасад – наиболее рельефный, вероятно, потому, что ему достанется меньше света. Зато летом, когда солнечные лучи будут сюда заходить, рельеф секционного дома имеет все шансы раскрыться в полной мере. 

На кровле секционного дома предусмотрены общественные пространства для всех жителей. 

Декор «клубного дома» 9–11 этажей подчеркнуто уплощен, работает цветом и линией. Тем не менее два секционные композиции – высокая и среднеэтажная – зарифмованы друг с другом. Два протяженных ступенчатых по силуэту дома следуют контурам участка и расходятся на северо-восток – а следовательно, выглядят как своего рода «крылья» башни, стоящей перед ними. 

Башня – акцент и доминанта, она представляет квартал и городу, и реке.

Первая особенность башни – сочетание сталинских или скорее даже чикагских прообразов с  простотой построения. Стеклянные окна «в пол», на почти всю высоту – вертикальные металлические ленты с золотистыми вкраплениями, и несколько черных полос. Они буквально-таки «рисуют» ступенчатый чикагский силуэт на стеклянной башне. 

Над ступеньками силуэта вверху – стекло, но повернутое под углом, зигзагом треугольных эркеров. 

Пирамидальное завершение можно будет, конечно, рассмотреть и днем, но днем башня будет скорее цельным лаконичным прямоугольником. Зато ночью – ночью пирамиду прорисовывает подсветка, отраженная поблескивающим металлом. 

Похожим образом Continuum подошли и к благоустройству двора: перебросив мостик между холмами геопластики, которая в приватных дворах жилых комплексов стала уже хорошим тоном, – обустроили там микро-коворкинг, лавочки и розетки. Сам мост, в то же время, способен защитить от слабого дождя. 

Девиз проекта благоустройства – «Образ искры». По словам авторов, она «...воплотилась в воздушной тропе», навесном переходе. Но, вероятно, не только: благоустройство вторит расположению домов по контуру, теням от них и свету, который они открывают внутри, расступаясь. Как уже говорилось, высотный фронт в данном случае – не больше половины всего абриса участка, так что и для лучей  солнечного света во дворе место остается. 

Получается, что квартал, при общей сдержанности цветового решения, располагает целым «букетом» контрапунктов [то есть уравновешенных контрастов, – прим. ред.]: высотным – между башней и таунхаусами, со «ступеньками» понижения высоты примерно по 30 метров каждая. Объемным – между фасадами рельефными и плоскостными.

Но главный, я так думаю, контрапункт здесь – между простотой и сложностью. Сложность сосредоточена на уровне пешехода, городского и внутреннего пространства. А вот самое простое, по контрасту, – форма и декор башни. Пожалуй, благодаря такой лаконизации ее уже «сталинской», и правда, не назовешь. 

Ну а виды, особенно на реку, в Тушино прекрасные, это и доказывать не требуется. Хорошо, что в проекте задуманы и частные балконы, и общественные террасы наверху. 
Третья очередь жилого района ÁLIA. Схема ситуационного плана © Континуум, Метрополис, Asterus
Третья очередь жилого района ÁLIA. Схема ситуационного плана
© Континуум, Метрополис, Asterus
Третья очередь жилого района ÁLIA. Схема планировочной организации земельного участка © Континуум
Третья очередь жилого района ÁLIA. Схема планировочной организации земельного участка
© Континуум
Жилой район ÁLIA, проект, вид с птичьего полета с проектами и реализациями на 2025 год
Жилой район ÁLIA, проект, вид с птичьего полета с проектами и реализациями на 2025 год
© ASTERUS
Третья очередь жилого района ÁLIA © Континуум, Метрополис, Asterus
Третья очередь жилого района ÁLIA
© Континуум, Метрополис, Asterus
Третья очередь жилого района ÁLIA © Континуум, Метрополис, Asterus
Третья очередь жилого района ÁLIA
© Континуум, Метрополис, Asterus
Третья очередь жилого района ÁLIA
Третья очередь жилого района ÁLIA
© Континуум, Метрополис, Asterus
Третья очередь жилого района ÁLIA
Третья очередь жилого района ÁLIA
© Континуум, Метрополис, Asterus
Третья очередь жилого района ÁLIA. Схемы фрагментов фасадов. Фронт застройки
Третья очередь жилого района ÁLIA. Схемы фрагментов фасадов. Фронт застройки
© Континуум, Метрополис, Asterus
Третья очередь жилого района ÁLIA © Континуум, Метрополис, Asterus
Третья очередь жилого района ÁLIA
© Континуум, Метрополис, Asterus
Третья очередь жилого района ÁLIA © Континуум, Метрополис, Asterus
Третья очередь жилого района ÁLIA
© Континуум, Метрополис, Asterus
Третья очередь жилого района ÁLIA
Третья очередь жилого района ÁLIA
© Континуум, Метрополис, Asterus
Третья очередь жилого района ÁLIA
Третья очередь жилого района ÁLIA
© Континуум, Метрополис, Asterus
Третья очередь жилого района ÁLIA. Схема фасада в осях 1.1-1.33. Корпус 1 © Континуум, Метрополис, Asterus
Третья очередь жилого района ÁLIA. Схема фасада в осях 1.1-1.33. Корпус 1
© Континуум, Метрополис, Asterus
Третья очередь жилого района ÁLIA. Схема фасада в осях 1.33-1.1. Корпус 1 © Континуум, Метрополис, Asterus
Третья очередь жилого района ÁLIA. Схема фасада в осях 1.33-1.1. Корпус 1
© Континуум, Метрополис, Asterus
Третья очередь жилого района ÁLIA
Третья очередь жилого района ÁLIA
© Континуум, Метрополис, Asterus
Третья очередь жилого района ÁLIA © Континуум, Метрополис, Asterus
Третья очередь жилого района ÁLIA
© Континуум, Метрополис, Asterus
Третья очередь жилого района ÁLIA © Континуум, Метрополис, Asterus
Третья очередь жилого района ÁLIA
© Континуум, Метрополис, Asterus
Третья очередь жилого района ÁLIA © Континуум, Метрополис, Asterus
Третья очередь жилого района ÁLIA
© Континуум, Метрополис, Asterus
Третья очередь жилого района ÁLIA © Континуум, Метрополис, Asterus
Третья очередь жилого района ÁLIA
© Континуум, Метрополис, Asterus
Третья очередь жилого района ÁLIA © Континуум, Метрополис, Asterus
Третья очередь жилого района ÁLIA
© Континуум, Метрополис, Asterus
Третья очередь жилого района ÁLIA © Континуум, Метрополис, Asterus
Третья очередь жилого района ÁLIA
© Континуум, Метрополис, Asterus
Третья очередь жилого района ÁLIA © Континуум, Метрополис, Asterus
Третья очередь жилого района ÁLIA
© Континуум, Метрополис, Asterus
Третья очередь жилого района ÁLIA © Континуум, Метрополис, Asterus
Третья очередь жилого района ÁLIA
© Континуум, Метрополис, Asterus
Третья очередь жилого района ÁLIA © Континуум, Метрополис, Asterus
Третья очередь жилого района ÁLIA
© Континуум, Метрополис, Asterus
Третья очередь жилого района ÁLIA © Континуум, Метрополис, Asterus
Третья очередь жилого района ÁLIA
© Континуум, Метрополис, Asterus
Третья очередь жилого района ÁLIA © Континуум, Метрополис, Asterus
Третья очередь жилого района ÁLIA
© Континуум, Метрополис, Asterus
Третья очередь жилого района ÁLIA © Континуум, Метрополис, Asterus
Третья очередь жилого района ÁLIA
© Континуум, Метрополис, Asterus