Россия,Санкт-Петербург.ул. Кузнецовская, д. 31, лит.А
Архитектор:
Никита Явейн
Мастерская:
Студия 44
Авторский коллектив:
Руководитель группы: Вера Бурмистрова
Петербургский градсовет рассмотрел проект делового центра рядом со СКА Ареной. «Студия 44» обратилась к одному из узнаваемых приемов: восемь башен скомпонованы в «регулярную» композицию, перемежаясь с квадратами скверов и площадей. Мнения экспертов довольно ожидаемо разделились.
Деловой комплекс – мини-сити для южной части города – планируют построить на месте старого гипермаркета у Парка Победы, почти вплотную к новой СКА Арене. Ее Никита Явейн во время презентации упорно называл СКК – как нам кажется, подчеркивая, что даже пять лет, прошедшие после сноса прежнего стадиона, не смягчили горечи от этой утраты.
Участок тянется вдоль Кузнецовской улицы, с запада и севера его ограничивают «поля» парковочных мест, оставляя под застройку «остров» в срединной части, как раз на оси арены. Учитывая контекст и ограничения, архитекторы обратились к «шпалерной» композиции: квадратные в плане башни в регулярном ритме чередуются с квадратами скверов и площадей, образуя лабиринтоподобную, но проницаемую среду – виды на парк и арену сохраняются, хоть и в несколько «магриттовской» манере.
Деловой комплекс на Кузнецовской улице. Ситуационный план
Похожее решение, к слову, использовалось в проекте жилого комплекса на Шпалерной улице, а его истоки видятся в знаковом, пусть и не реализованном проекте микрорайона в Пушкине.
Высота башен растет от периферии к центру, но не выходит за пределы разрешенных в этом месте 60 метров, включая парапеты эксплуатируемых кровель. Фасады реагируют на решетчатую галерею СКА Арены похожей, но более жесткой сеткой.
Шесть садиков между зданиями образуют систему камерных общественных пространств, доступных всем горожанам. Первые этажи отдают торговле и ресторанам, на центральной площади запланирован фонтан, который в зимнее время превращается в каток. Сюда же выходят лифты подземных парковок, занимающих два подземных этажа.
Проект в целом встретили позитивно. Владимир Григорьев признался, что задавал много вопросов о парковках, высоте потолков, а также отсутствии конференц-залов и столовых для офисных рабочих только потому, что больше придраться не к чему – «все абсолютно хорошо, разумно и рационально». Рецензент Сергей Орешкин согласился с высоким уровнем проработки проекта, признал наличие у него «ауры», оценил проницаемость и перекличку с ареной. Адекватность контексту признал и Максим Атаянц.
Впрочем, проект был не настолько убедительным, чтобы его похвалило ОАМ. Тон для оппонентов задал Евгений Герасимов, который привел несколько контраргументов: высота этажей для офисов слишком маленькая, «квадратно-гнездовая» композиция не реагирует на типологию проекта, стилистика напоминает застройку Чэнду и Шэньчжэня. По его мнению, проект готовится под апартаменты, а «десятилетия ленинградского градостроительства» отправлены «псу под хвост». Феликс Буянов, хоть и в более деликатной манере, но тоже усомнился в выборе градостроительного решения: «Башни наваливаются на здание СКА арены, умаляя его достоинство. Для чего тогда спецэффекты, если зритель не может оценить их со стороны? Большому кораблю – большое плавание, а здесь лайнер загоняют в яхтенную марину». Он предложил понизить южный ряд башен, или же убрать центральный, компенсировав эту потерю высотой.
Владимир Линов поддержал озвученные опасения – «возникает ощущение тесноты и затутырки по отношению к спортивной арене». По его мнению, расширение пространства в центре пошло бы на пользу всему пространству: сейчас «равномерное расположение башен создает среду, лишенную ориентиров».
После критики вновь прозвучали слова в защиту проекта. Вячеслав Ухов отметил, что «квадратно-гнездовой вариант – наиболее благополучный из возможных для данного участка», а «выбранная тема помогла объему СКА арены и сделала его более изящным, добавила вкуса». Сергей Падалко согласился: квадратно-гнездовой метод уравновешивает «живописную» композицию арены, получается гармония. Михаил Мамошин похвалил оригинальные фасадные решения, а также классицистическую композицию, симметричную по двум осям. Олег Романов высказал мнение, что большого пространства вокруг себя требовал прежний СКК, а проект «Студии 44» «очеловечивает блин» новой СКА Арены. Образ конструкций он нашел на редкость удачным для современного офисного комплекса.
Итог: «за» прогосоловали 16 членов радостроительного совета, «против» – 4. Принято решение одобрить архитектурно-градостроительный облик объекта.