08.08.2008
Настасья Щербина // PDF-журнал [,DEVOU’TI:], 01.08.2008, №5 август 2008

Экочеловек

  • Архитектура
  • Объект
Небоскреб Перл Ривер Тауэр, SOM Небоскреб Перл Ривер Тауэр, SOM

информация:

Деятельность современного человека невозможна без затрат электроэнергии, причем затрат значительных. Ежедневно, куда бы мы не пришли – в школу, институт, на работу или домой, мы пользуемся этим «чудом». Мы включаем свет, ездим на лифте. И платим за энергию, которую используем. Давно пришло время ее экономить, и архитектурный мир уже обратился к поискам возможностей максимального ее сбережения

В 2005 году бюро Skydmore, Owings & Merril (SOM) представило проект небоскреба Pearl River Tower в китайском Гаунчжоу.  Здание должно стать минимально зависимым от городской инфраструктуры. 71-этажная офисная пластина спроектирована  для максимального использования естественного света.
Солнечные батареи, интегрированные в фасады здания, преобразуют солнечную энергию в электрическую для полного  покрытия бытовых нужд. Потоки воздуха приводят в движение турбины, которые вырабатывают энергию для обогрева помещений, вентиляции и систем кондиционирования, а солнечное тепло тратится на обеспечение здания горячей водой. Дождевая вода может собиратся для технических нужд.

Аргентинский финалист ежегодного конкурса Advanced Architecture Contest 2006 на проект «автономного дома», проводимого Каталонским институтом архитектуры, пошел дальше, предложив использовать дождевую воду для сохранения энергоресурсов – в его проекте дождевая вода накапливается коллекторами на крыше и, падая, вырабатывает энергию, достаточную для передвижения лифтов.
Понятие «автономного дома» стало привычным в современной архитектуре, а одной из важнейших задач строительства стало сохранение энергии. Однако «автономность» дома не предполагает обязательного присутствия в нем человека. Для сбережения используются солнце, воздух и вода. Сам человек не будет вырабатывать энергию самостоятельно – мы не будем своими руками приводить в движение двигатели.

Но что если все-таки заставить самого человека восполнять часть энергии, которую он использует? В Стокгольме, в непосредственной  близости от железнодорожного вокзала в будущем появится офисный комплекс, «согревать» который придется шведским гражданам, а их ежедневно проходит через здание вокзала около 250000 человек. Тепло человеческого тела предполагается передавать воде в трубах, по которым она будет проходить к соседнему офисному зданию. Таким образом предполагается обеспечивать от 5 до 15 % энергии, необходимой для обогрева здания.

Хотя сложно представить себе, как человек теплом своего тела может нагревать воду, текущую в трубе. Но если предположить, что это возможно, то человек находится в выигрышном положении – ему не нужно прикладывать лишние усилия. Он и не почувствует, что им пользуются как средством экономии энергии.

Но что такое количество человек, проходящих по вокзалу в Стокгольме, по сравнению с Московским метрополитеном!

Происходящее в часы пик, скажем, на станции «Библиотека имени Ленина» – просто находка для генерации энергии. Здесь человек может стать не просто способом экономии энергии, но и его генератором, однако также этого не замечающим, и не прикладывая дополнительных усилий. От пассажира требуется только одно – необходимо, чтобы он просто шел.
Крохотные шаги каждого из десятков тысяч способны генерировать электроэнергию.
Один из теоретически возможных способов получения энергии связан с пьезоэлектрическим эффектом. Только представьте себе, что пол на станции метро может быть усеян пьезоэлектриками, покрытыми защитным материалом. Люди наступают на блок, составленный из множества пьезоэлектриков, и тем самым деформируют все кристаллы, которые и создают электрическое поле. Если к каждому кристаллу подвести провода и соединить их в одну электрическую цепь, то каждый такой блок во время деформации станет источником напряжения. Конечно, это только идея, не подкрепленная расчетами. Но если бы только было возможно использовать пьезоэлектрики для получения энергии, то можно было бы, например, обеспечить Ленинку энергией, по крайней мере, для света настольных ламп и порадовать пассажира метро осознанием того, что, передвигаясь в толпе, он способствует сохранению энергии в главной российской библиотеке.

Перл Ривер Тауэр (Solar station), SOMПерл Ривер Тауэр (Solar station), SOM
Stokholn-stationStokholn-station
Metro © Алексей НикольскийMetro © Алексей Никольский
Комментарии
comments powered by HyperComments
 

статьи на эту тему: