07.09.2005

Подземный ренессанс. Открыт новый вестибюль "Маяковской"

Фото: Валерий Мельников / Коммерсантъ Оказалось, что хорошая архитектура все еще может появляться в Москве, но под землей Фото: Валерий Мельников / Коммерсантъ Оказалось, что хорошая архитектура все еще может появляться в Москве, но под землей

информация:

В Москве открыт второй выход из станции метро "Маяковская". Качеству архитектуры новой станции поражался Григорий Ъ-Ревзин.

Выход из "Маяковской" на Тверскую инженерно – чрезвычайно сложное сооружение. С перрона "Маяковской" путь идет вниз по эскалатору, поворачивает, проходит под путями, опять поворачивает, поднимается вверх очень длинным эскалатором, приходит в большой подземный зал, откуда уже по лестнице приводит к выходу на Тверскую.

Сразу несколько обстоятельств заставляли подозревать, что будет нечто неприятное. Нет согласия на тему о том, какая станция московского метро является самой красивой – "Маяковская" или "Кропоткинская", но обе они построены одним и тем же архитектором – Алексеем Душкиным. И вот к одному из этих шедевров пристраивается огромный кусок лужковской архитектуры. Это во-первых. Во-вторых, там, на "Маяковской", замечательные мозаики Александра Дейнеки, и страшно было думать, что на эту тему сочинили лужковские художники. В-третьих, на поверхность Тверской новый выход из метро вышел таким маленьким сереньким киоском, который показался бы слишком скромным даже на рынке в Митине. Глядя на него, я несколько недель подозревал самое худшее относительно того, что внутри. В-четвертых, сама станция "Маяковская" находится в тяжелом инженерном состоянии, ее необходимо срочно реставрировать, а вместо этого строится новый выход. Ну и так далее.

Посмотрев станцию, могу сказать, что у меня есть огромная, очень серьезная претензия к новому вестибюлю станции метро "Маяковская". Ее, правда, трудно объяснить. В общем, так. У колонны есть такая деталь – абак. Это такая плита, которая кладется между балкой, которую несет колонна, и капителью колонны. Так вот, в новом вестибюле "Маяковской" этот абак совершенно неправильно декорирован желтым кафелем.

Все, больше у меня претензий к этой станции нет. Напротив, я просто поражен тем, как хорошо все это спроектировано (архитектор Галина Мун, "Мосгипротранс"). За 15 лет не было ни одной лужковской постройки, которая была бы сделана с таким вкусом и качеством.

Архитекторы станции исходили из трех приоритетов. Во-первых, из уважения к Алексею Душкину. Рисунок египетских лотосовидных колонн является парафразом его "Кропоткинской", и хотя они более приземистые, но нарисованы очень изысканно, и так же, как у Душкина, в цветке лотоса спрятаны светильники, создавая тот же эффект парения свода над колоннами, что и на "Кропоткинской". Во-вторых, станция явно выстроена на идее уважения к Александру Дейнеке. Плафон с облаками и парящей в них птицей, расположенный прямо на выходе с эскалатора так, что вы движетесь по лестнице прямо в небо, вполне достоин того уровня, с которым украшалось метро в эпоху своего расцвета. Да и вообще мозаики, сделанные по рисункам Ивана Лубенникова его учениками из Суриковского института, просто по-настоящему хороши. Наконец, третьим приоритетом было уважение к Владимиру Маяковскому. Потому что в целом весь свод станции декорирован как тетрадный лист в клеточку, на котором написаны строчки Маяковского, в основном из "Облака в штанах", что идеально подходит к теме плафонов, и шрифтом, вдохновленным композициями Лисицкого, что также прекрасно корреспондирует с темой Маяковского.

Что касается остальной части станции, то нельзя не отметить прекрасного дизайна плафонов на эскалаторе, будок для дежурных, самого рисунка эскалатора – все это как-то ненавязчиво обыгрывает старый сталинский рисунок, но при этом без откровенной стилизации. Что касается неказистого серого выхода на Тверскую, то это, как выяснилось, временное сооружение, и сам вход будет встроен в новый восьмиэтажный дом, так же как встроены другие выходы из "Маяковской". Что касается тяжелого технического состояния исторической станции, то, как выяснилось, второй выход как раз позволяет закрыть первый и начать реставрацию. Так что ни одного прокола, кроме этого самого абака. Пользуясь случаем, хотелось бы, как говорится, через прессу обратиться к руководству города, метрополитена и лично Галине Мун с просьбой этот кафель пересмотреть.
Комментарии
comments powered by HyperComments

статьи на эту тему: