30.09.2023
статьи:
04.07.2023
Эмоции для диктатуры пролетариата // Коммерсантъ-Weekend, 06.06.2023
В основе авангардной архитектуры лежит идея о том, что форма воздействует на психику людей одинаково — это физиология,— так что это искусство для масс, а не для одного человека. Массе покажи шар — она почувствует гармонию, покажи вертикаль — она почувствует стремление, сложи одно с другим — получишь Институт Ленина Ивана Леонидова, стремление ко всемирной гармонии, которая покамест еще не наступила.В основе авангардной архитектуры лежит идея о том, что форма воздействует на психику людей одинаково — это физиология,— так что это искусство для масс, а не для одного человека. Массе покажи шар — она почувствует гармонию, покажи вертикаль — она почувствует стремление, сложи одно с другим — получишь Институт Ленина Ивана Леонидова, стремление ко всемирной гармонии, которая покамест еще не наступила.21.06.2023
Русское бессмертное // Коммерсантъ-Weekend, 16.06.2023
... У нас есть ранние утопии Михаила Хераскова («Полидор, сын Кадма и Гармонии», 1794), есть «4338 год» Владимира Одоевского, есть «Что делать?» Николая Чернышевского, произведения небезынтересные, но заметно вторичного свойства, чьи умеренные достоинства ощутимо проигрывают на фоне величия классической русской литературы. Русская антиутопия несравненно богаче. Однако есть одно исключительное произведение русской утопической мысли, невероятно оригинальное и радикальное. Это «Философия общего дела» Николая Федорова.28.04.2023
Расчлененка смысла // Коммерсантъ-Weekend, 28.04.2023
«Алиса в Стране чудес» как утопия абсурда. Этот роман балансирует на грани утопии и антиутопии. Все операции по фрагментированию сознания, которые совершаются по ходу действия, нужны для того, чтобы вписаться в идеальное государство — колоды карт или собрания шахматных фигур. Можно сказать, что любая антиутопия — это утопия абсурда, который принимается всерьез. Но Кэрролл не делает этого шага. Для него абсурд остается предметом бесконечного, хотя и несколько своеобразного веселья.03.04.2023
Колыбель для ВПК // Коммерсантъ-Weekend, 31.03.2023
Впервые Академгородок Новосибирска прямо назвал утопией в 1997 году советолог из Принстона Пол Джозефсон — с отсылкой к Новой Атлантиде Френсиса Бэкона. Но, разумеется, отчетливый привкус осуществленной утопии ощущался в Академгородке задолго до его слов. Григорий Ревзин объясняет, почему эта утопия возможна только в условиях гонки вооружений.17.03.2023
Общий источник и общая составная часть коммунизма и фашизма // Коммерсантъ-Weekend, 17.03.2023
Как утопия превратилась в науку: Иоганн Готлиб Фихте и его «Замкнутое торговое государство».04.03.2023
Благоденствие из головы диктатора // Коммерсантъ-Weekend
Зачем государству равенства в утопии Дени Вераса «История севарамбов» нужен абсолютный монарх.20.02.2023
Поддельное воспроизведение // Коммерсантъ-Weekend, 17.02.2023
Как «ДК СССР» создает фейковый образ советской культуры и почему он никому не нужен.30.01.2023
Как деревенский дом превратился в буржуазный коттедж // Коммерсантъ, 27.01.2023
Григорий Ревзин о самой успешной из утопий.28.11.2022
Подменное настоящее // Коммерсантъ-Weekend, 25.11.2022
Иногда так любишь какое-нибудь прошлое, что как-то забываешь, когда живешь, сейчас или тогда, особенно если «сейчас» отличается от «тогда» достаточно резко. В случае, если настоящее не отличается от прошлого — и даже старательно не отличается, стремится с ним отождествиться,— любить и забываться сложнее.31.10.2022
Слово, которое стало зданием // Коммерсантъ-Weekend, 21.10.2022
Григорий Ревзин о том, в чем магия «говорящей архитектуры». Если предложить историкам архитектуры рейтинговое голосование за самую яркую утопию, город Шо Клода-Никола Леду, вероятно, окажется на одной из первых позиций. В этом есть неловкость перед утопистами других профессий.31.10.2022
Теряющая смысл интеллигентность
На днях журналистам показали здание хлебозавода №5, обновленного по проекту Сергея Чобана. Публикуем размышления Григория Ревзина об этом проекте.09.10.2022
Город движущихся толп // Коммерсантъ-Weekend, 07.10.2022
Григорий Ревзин о том, можно ли оторвать итальянского футуриста от Муссолини . В истории архитектурной утопии «Новый город» (Citta Nuova) Антонио Сант-Элиа интригует известной таинственностью. Это один из центральных образов архитектурного авангарда. Таинственность определяется двумя обстоятельствами.07.09.2022
Платон заводского производства // Коммерсантъ-Weekend, 02.09.2022
Григорий Ревзин о том, как Корбюзье с последователями привели Европу к ее нынешнему виду.14.06.2022
Как сетка квадратов стала первой утопией // Коммерсантъ-Weekend, 10.06.2022
Григорий Ревзин о Гипподаме и «гипподамовой планировке». Аристотель отнес Гипподама к числу предшественников Платона в деле изобретения идеального государства. Платон — отец утопии, так что Гипподам ее дед, и при всей шаткости этой генеалогии счет утопий можно начинать с него. Шаткость отчасти компенсируется тем, что Гипподама можно считать архитектором (хотя скорее — городским планировщиком).14.05.2022
Неотвратимость счастья // Коммерсантъ-Weekend, 13.05.2022
Григорий Ревзин о том, как Сен-Симон назначил утопию государственным долгом. Сен-Симон относится к ограниченному числу подлинных пророков веры в социализм, что вселяет известную робость любому, кто собирается о нем писать,— в него инвестировано слишком много надежд, светлых мыслей и желаний.24.04.2022
Рождение антиутопии из духа войны // Коммерсантъ-Weekend, 22.04.2022
Григорий Ревзин о том, как Сен-Мартен скормил утопию Крокодилу и что из этого вышло11.04.2022
Как был построен идеальный город // Коммерсантъ-Weekend, 25.03.2022
Григорий Ревзин о Багдаде. Город Багдад (Madinat al-Salam, «город мира», в смысле центр мироздания) был основан халифом аль-Мансуром (Абу Джафар Абдуллах ибн Мухаммад) в 762 году. На голом месте, с нуля. Город не сохранился, но он известен по описаниям и изображениям.10.04.2022
Утопия в одиночестве // Коммерсантъ-Weekend
Григорий Ревзин о Пиранези и «Capricci di Carceri». В теме «Пиранези и утопия» есть проблема. Все его произведения существуют в некоем едином пространстве, он не помещает археологические останки и архитектурные видения в два разных места, нет деления на реальность и воображаемую вселенную. Это не виды фантастической страны и в этом смысле не утопия.21.02.2022
Сдача с города // Коммерсантъ-Weekend, 18.02.2022
Григорий Ревзин о том, что ковид оставил от урбанистики. Благоустройство сошло на нет. Остатки былой роскоши поражают масштабами дерзаний. Сергей Капков, автор парка Горького, до вируса уже почти назначенный курировать программу «Мой район» (а она должна была поднять спальные районы до уровня центра), теперь разрабатывает тему балкона как пространства контакта человека с природой. Впрочем, так же энергично и прекрасно, как раньше, разрабатывал для этого тему парков и городских лесов.31.01.2022
Как была придумана утопия // Коммерсантъ-Weekend, 28.01.2022
Григорий Ревзин о Томасе Море и его «Утопии».24.12.2021
Григорий Ревзин об ЭКСПО 2020: Европа и отказ от формы
Рассматривая тематические павильоны и павильоны европейских стран, Григорий Ревзин приходит к выводу, что «передовые страны показывают, что архитектура это вчерашний день», главная тенденция состоит в отсутствии формы: «произведение это процесс, лучшая вещь – тусовка вокруг ничего».23.12.2021
Григорий Ревзин об ЭКСПО 2020: Россия и Америка
Следующий пост Григория Ревзина из серии об ЭКСПО 2020 посвящен сравнению павильонов США и России. Оно получилось в пользу России.21.12.2021
Григорий Ревзин об ЭКСПО 2020: «страны с проблематичной идентичностью»
Продолжаем публиковать тексты Григория Ревзина об ЭКСПО 2020. В следующий сюжет попали очень разные павильоны от Белоруссии до Израиля, и даже Сингапур с Бразилией тоже здесь. Особняком стоит Польша: ее автор считает «играющей в первой лиге».20.12.2021
Григорий Ревзин об ЭКСПО 2020: арабские страны
Серия постов Григория Ревзина об ЭКСПО 2020 на fb превратилась в пространный, остроумный и увлекательный рассказ об архитектуре многих павильонов. С разрешения автора публикуем эти тексты, в первом обзоре – выставка как ярмарка для чиновников и павильоны стран арабского мира.08.11.2021
Кто придумал идеальный город. Григорий Ревзин о «Трактате об архитектуре» Антонио Филарете и городе Сфорцинда // Коммерсантъ-Weekend, 05.11.2021
Антонио ди Пьетро Аверлино, известный как Филарете, не был удачлив как архитектор. Он 12 лет делал бронзовые двери для собора Святого Петра в Риме (1445), был обвинен в попытке кражи головы Иоанна Крестителя, бежал в Венецию, оттуда в Милан, где стал главным строителем герцога Франческо Сфорцы.31.10.2021
Наука и магия
Опубликована запись лекции Григория Ревзина «Почему архитекторы перестали быть креативным классом?», прочитанной 25 октября в пространстве «Точка кипения».07.09.2021
Как секта становится фундаментом идеального города // Коммерсантъ-Weekend, 03.09.2021
Григорий Ревзин о Джеймсе Силке Бэкингеме и проекте города Виктория25.07.2021
Как государство стало утопией. Григорий Ревзин о Платоне и «Диалогах» // Коммерсантъ-Weekend №25 от 23.07.2021, стр. 5, 23.07.2021
Платон не создавал утопии. Три диалога Платона — «Государство», «Политик» и «Законы» — это общая философия государства, а вовсе не утопии, философия, без которой невозможна европейская теория власти.25.06.2021
Как архитектура впала в детство // Коммерсантъ
Григорий Ревзин о Питере Куке, Роне Херроне, Уоррене Чоке, Деннисе Кромптоне, Майкле Уэббе, Дэвиде Грине и Archigram10.06.2021
Болото как русская святыня // Коммерсантъ-Weekend №19 от 10.06.2021, стр. 8, 10.06.2021
Александр Бродский — это художник, благодаря которому наше время в будущем, в истории, будет выглядеть относительно привлекательно. Парк — это высказывание о том, как там оно все устроено, если не в раю, то в идеальном мире, где вещи получают смысл существования. Парк Бродского в Веретьево стоит на болоте и располагает к сложным эстетическим переживаниям и размышлениям. Хотя болото при этом остается все же болотом.23.04.2021
Как из самой человечной из коммунистических утопий возник буржуазный город // Коммерсантъ
Григорий Ревзин об Иоганне Валентине Андреа и Кристианополисе13.04.2021
Вальтер Гропиус и Bauhaus: трансформация жизни в фабрику // Коммерсантъ
Это школа искусства (с Василием Кандинским в роли профессора), скульптуры, дизайна (где он, собственно, и был изобретен как самостоятельная деятельность), театра — Баухауc не сводится к архитектуре. Но в архитектуре Баухауса можно выделить три этапа развития утопии26.03.2021
Модернизированная сельская идиллия: Джозеф Ганди и «Деревня ветров» // Коммерсантъ
В 1805 году британский архитектор Джозеф Майкл Ганди опубликовал две книги, «Проекты коттеджей, коттеджных ферм и других сельских построек» и «Сельский архитектор». Этот жанр — сборники проектов сельских домов — среди архитекторов уважением не пользуется, люди строили и сейчас строят такие дома без помощи архитектора. Немногие числят Ганди в истории архитектурной утопии, из недавно опубликованных назову прекрасную книгу Тессы Моррисон «Утопические города 1460–1900». Но, видимо, именно с Ганди начинается особая линия новоевропейской утопии — утопии сельской жизни13.03.2021
Рашид бен Саид аль-Мактум и Дубай: две утопии в одной реальности // Коммерсантъ-Weekend №7 от 12.03.2021, стр. 16, 12.03.2021
Дубай — это соединение двух утопий. Одна — утопия модернизированного человечества, утопия постгосударства, где люди свободны от всего, у них нет ничего, кроме обмена и конкуренции, нет никаких этических, идеологических, национальных, религиозных ограничений, которые могло бы наложить на них общество и государство. Вторая — это утопия едва ли не племенная, где эмир заботится о своих подданных как о членах семьи, учит, лечит, кормит, селит, дает воду, тепло и прохладу, радуется детям и чтит стариков. И самое поразительное, что вот седая древность существует за счет средств, которые дает самая радикальная модернизация25.02.2021
Паоло Солери и Arcosanti: как построить Бога // Коммерсантъ-Weekend Коммерсантъ Weekend №4 от 19.02.2021, стр. 14, 19.02.2021
Паоло Солери учился у Фрэнка Ллойда Райта, в художественной коммуне «Талиесин-Вест», и его оттуда выгнали — вероятно, из-за конфликта с Ольгой Ивановной Райт, женой великого мастера. Видимо, логика отталкивания и притяжения привели к тому, что хотя утопия Солери не имеет ничего общего с идеями Райта, сам тип жизни коммуной он воспроизвел.05.02.2021
Оправдание утопии // Коммерсантъ, 05.02.2021
Если сегодня вы начнете читать книжки про утопии, то найдете множество глубоких и эмоциональных рассуждений о том, как они опасны, несостоятельны, наивны и чреваты насилием. Крах СССР дал достаточно пищи, чтобы упиваться разочарованием в мечтах. Но эта пища кончается. Мне кажется, что мы сегодня переживаем не столько разочарование в утопии, сколько разочарование в реальности, и нам страшно нужна какая-то альтернатива.25.12.2020
История шестая — благодарственная // Коммерсантъ, 25.12.2020
Еще в начале первой волны карантина мы завели себе за правило встречаться как бы урбанистическим клубом в Zoom’е по средам, развлекая друг друга историями на манер «Декамерона» Боккаччо. В этой связи я хотел бы высказать претензии Эрику Юаню, создателю программы Zoom, уделившему прискорбно малое внимание возможности общаться в сети поверхностно, не светски. Жизнь в сети, друзья мои, привела к вовлечению в социальную коммуникацию, превышающему рекомендованные социопатам стандарты. О чем я и хочу вам поведать.04.12.2020
Что будет с пригородом. Григорий Ревзин о городе будущего // Коммерсантъ
Современное жилье плюс природа плюс город в сети — вот он, город будущего. Только это скорее не город, а субурбия13.11.2020
Как мы будем двигаться дальше
Уникальность нашего времени в том, что больше не имеет значения, кто прав в споре сторонников научно-технического прогресса и его противников — обе стороны в каждой конкретной ситуации могут более или менее успешно доказывать свою правоту. Важно, что эти позиции могут конкурировать на равных. Это равенство составляет невероятную новизну момента30.10.2020
Будет ли город рыночным // Коммерсантъ, 30.10.2020
Классическая либеральная позиция, сформулированная когда-то Максом Вебером и развитая Джейн Джекобс, заключается в том, что город создается рынком, даже рождается из рынка. Иногда бывает и так, однако, просуществовав некоторое время, город им же и разрушается. Площади, улицы, набережные, парки и скверы, памятники, уникальные здания, наши жилища — все это вопиет об исключении из обмена, все это не-движимость, это не надо двигать02.10.2020
Что будет с размером города // Коммерсантъ, 02.10.2020
Со всех точек зрения городу лучше быть небольшим. Однако современная экономическая модель свободного глобального рынка не может предложить иного варианта развития, кроме роста городов. Города будут расти и в будущем, пока не сменится экономический уклад, рост — защитная реакция на этот уклад. И это довольно грустно06.09.2020
Как изменится Небесный град. Григорий Ревзин о городе будущего // Коммерсантъ-Weekend, 04.09.2020
Рядом с реальным городом у нас на глазах вырос город виртуальный, и можно с большой уверенностью утверждать, что эта пара теперь просуществует неопределенно долго. Даже более определенно — эта пара и есть город будущего при любом варианте его развития.26.07.2020
Что будет производить smart city. Григорий Ревзин о городе будущего // Коммерсантъ, 24.07.2020
Из города ушло производство, но он по-прежнему понимается как завод. Теперь это завод, производящий городскую жизнь. Он производит эту жизнь гораздо эффективнее, чем аналоги,— надежнее, быстрее, дешевле.19.06.2020
Урбанистика на карантине. Как строить город после эпидемии // Московский Центр Карнеги, 18.06.2020
В новейшей истории мало периодов, когда такое количество людей одновременно переживали потребность в альтернативе. Сейчас речь идет о тиражировании советского стандарта индустриального жилья на столетие вперед. Если его что и может победить, то именно вирус.10.06.2020
Как клип трансформирует город. Григорий Ревзин о городе будущего // Коммерсантъ-Weekend №18, стр. 5, 05.06.2020
В надежде на будущее обычно присутствует то ли презумпция, что смутность настоящего не может не проясниться, то ли воля к ее прояснению. Будущее всегда стремилось к целостности — пожалуй, мы теперь в первый раз переживаем время, когда это не так.23.05.2020
Как должны развиваться урбанизированые территории. Григорий Ревзин о городе будущего
Тривиальный и почти бесспорный тезис — будущее не за городами, а за агломерациями. Их призывают строить, развивать и получать там прорыв.15.05.2020
Как помойка станет парком. Григорий Ревзин о городе будущего // Коммерсантъ-Weekend №14 стр. 5, 01.05.2020
Подтверждая закон Ломоносова «сколько чего у одного тела отнимется, столько присовокупится к другому», превращение города в парк, ставшее главным трендом сегодняшнего урбан-дизайна, дополняется обратным трендом — превращением парка в город.19.04.2020
Как сделать промзону городом // Коммерсантъ-Weekend №12, 17.04.2020
Это очень хорошо, когда индустриальные города превращаются в постиндустриальные. Когда рядом с заводами, котельными, электростанциями, складами и свалками промышленных отходов появляются кафе, рестораны, ателье, креативные парикмахерские, консалтинг и IT. Проблема в том, что они не очень появляются.Избранные авторы:
Пресса:
Блоги:
20.09.2023 / 11.09.2023,
Блог архитектора Александра Антоненко
Блог архитектора Александра Антоненко
Сурский сквер в Волгограде
29.08.2023 / 29.08.2023,
Сноб.ру
Сноб.ру
Григорий Ревзин: К вопросу о специфике русского чувства формы
06.07.2023 / 02.07.2023,
Блог архитектора Александра Антоненко
Блог архитектора Александра Антоненко