пресса

события

фотогалерея

российские новости

зарубежные новости

библиотека

рассылка новостей

обратная связь

Пресса Пресса События События Иностранцы в России Библиотека Библиотека
  история архитектуры

Армянский собор во Львове. Внешний вид с юго-востока.
Армянский собор во Львове. Внешний вид с юго-востока.

Армянский собор во Львове. Внешний вид с юга.
Армянский собор во Львове. Внешний вид с юга.

Армянский собор во Львове. Интерьер с видом на алтарь.
Армянский собор во Львове. Интерьер с видом на алтарь.

Армянский собор во Львове. Апсида.
Армянский собор во Львове. Апсида.

Казарян А.Ю.
Армянская церковь во Львове. Гетерогенность истоков архитектуры
Тезисы выступления А.Ю. Казаряна на семинаре «Архитектура и градостроительство Востока. Межцивилизационное взаи-модействие и творческие новации» 24 января 2013 года
Армянский собор во Львове (1356–1363) — самое древнее сохранившееся сооруже-ние армян Западной Украины и на всей исторической территории Речи Посполитой. На протяжении веков собор неоднократно ремонтировался, приобретая интерьеры и внешний облик, соответствующие вкусам разных эпох. По заключению О.Х. Халпахчьяна, «Армянский собор Львова выстроен в традициях национального зодчества, перенесенных во Львов не непосредственно из Армении, а через Кафу, или, что менее
вероятно, через известную с XII в. армянскую колонию в Галиче. Поскольку ктитором, как и в случае с армянским собором Николая в Каменце-Подольском, являлся армянин из Кафы, видимо, оттуда был и архитектор – автор собора, по проекту которого каменных дел мастер Доринг при помощи армянских ремесленников выполнил строительство» (  Халпахчьян О.Х. Сооружения армянской колонии во Львове в XII – начале XX вв. // Архитектурное наследство. Вып. 27. М., 1979. С. 63–64) . Недавно собор был изучен И. Воланской, отнесшей внешнее убранство апсид к перестройке начала XX века. В ее исследовании проведен интересный анализ мозаик Юзефа Мегофера, сочетающих византийские и армянские изобразительные мотивы в стиле модерна (ар нуво), и росписи Яна Генрика Розена 1925–1929 гг.  – шедевра европейской монументальной живописи эпохи ар-деко (Joanna Wolanska. Katedra ormiańska we Lwowie w latach 1902–1938. Przemiany architektoniczne I dekoracja wnętrza. Warszawa, 2010). Однако и в этой работе первоначальная архитектура собора 1363 г. не была подвергнута всестороннему анализу.

Предлагаемое вниманию коллег сообщение содержит новый взгляд на архитектур-ную композицию и художественный образ львовской армянской церкви и предполагает детальное исследование истоков ее необычной архитектуры. Согласно одному из выводов анализа, четырехстолпный крестовокупольный храм, характерный для древнейшей типологии армянского монументального зодчества, был преобразован с учетом развития архитектуры XIII–XIV вв. и с творческой переработкой особенностей византийских и древнерусских построек, – особенностей, как широко распространенных, так и крайне редких. Традиционные для Армении орнаменты получили в интерьере храма новое, необычное звучание в связи с изменением привычных мест их применения и с гипертрофированным масштабом. Смелая попытка ревизии тектонических основ армянского крестовокупольного здания привела к созданию нового образа, который, однако, является в большей мере армянским, чем каким-либо иным.

Несомненно, архитектор львовской церкви обладал исключительным талантом, был прекрасным знатоком прежде всего крымской вариации армянского зодчества, а также византийского, а, возможно, и западноевропейского храмостроения. Некоторые архитек-турные детали, сталактитовые карнизы свидетельствуют об участии в строительстве ар-мянских мастеров из Кафы или Сурхата.

Откровенно восточными формами архитектурных деталей, такими например, как оформление перемычек за восточными столбами килевидным вырезом, создатели храма в этой «северной» или «западной» для них земле демонстрировали свою верность культуре предков, родина которых оказалась на значительном удалении. Может не случайно, что снаружи здание, входящее в структуру восточноевропейского города, выглядит гораздо менее ориентальным (если не учитывать самые общие формы и позднюю аркатуру на ап-сидах), чем в интерьере, пространство которого непосредственно служит общине. Даль-нейшее исследования львовского памятника поможет лучше высветить грани художест-венной культуры армян бассейна реки Днестр, этого многонационального древнего края, лежавшего на пересечении распространения культурных традиций и в Средние века, и в последующие столетия.




Рейтинг@Mail.ru
Copyright www.archi.ru
Правила использования материалов Архи.ру
Правовая информация
архи.ру®, archi.ru® зарегистрированные торговые марки
Система Orphus
Нашли опечатку Orphus: Ctrl+Enter