Схема взаимодействия архитектора, автора и подрядчиков
России в начале ХХ века
(на примере работы И.А. Фомина над интерьерами дома князя С.С. Абамелек-Лазарева).
Проблема влияния заказчика на произведение архитектора всегда очень сложна.
Насколько активно хозяин навязал свое видение собственного дворца, замка,
особняка, квартиры художнику? Этот вопрос очень актуален и в отношении Фомина.
Конечно, это зависит и от самого архитектора, и от характера и просвещенности
заказчика, и, не в последнюю очередь, от устройства архитектурной жизни.
Надо сказать, что в начале ХХ века в России существовала очень развитая схема
взаимоотношений между заказчиком, архитектором и подрядчиками. Схема эта
очень жизненна и, наверное, наиболее плодотворна. Об этом говорит хотя бы то,
что она возрождена в наше время и активно применяется в современной
строительной практике. Рассмотрим ее на примере работы Фомина над домом князя
С.С. Абамелек-Лазарева на набережной реки Мойки. Сразу оговоримся, что
неслучайно была выбрана именно эта постройка Фомина. Дело в том, что в
литературе постоянно упоминается, что князь Семен Семенович очень активно
навязывал Фомину свою трактовку. В качестве доказательства приводится
история о том, что тяжелый аттиковый этаж на фасаде дома целиком придуман и
навязан заказчиком и, якобы, сам Фомин был очень недоволен и в последствии
публиковал свою работу без этого тяжелого "довеска". В архивных делах нам
не удалось обнаружить каких-либо документов, напрямую подтверждающих или
опровергающих этот факт, но, исходя из ниже изложенных фактов и характера
князя, можно вполне представить такую ситуацию. Князь С.С. Абамелек-Лазарев,
был нами выбран еще и потому, что он очень активно строил и у него был огромный
опыт в работе с подрядчиками и архитекторами.
Итак, после того, как заказчиком был выбран архитектор и определено место
застройки, архитектором составлялся проект. Этот проект должен был быть
утвержден заказчиком и затем представлен на утверждение Техническим
Комитетом Петербургской Городской Управы. 24 апреля 1913 года проект дома С.С.
Абамелек-Лазарева был утвержден и Управой был назначен архитектор по надзору
над работами. При этом в России существовали очень жесткие правила и нормы
организации строительных работ, лимитировалось буквально все: высота и ширина
тротуаров, размеры лесов, освещение, высота и расположение забора, даже уборка
строительного мусора и грязи .
После утверждения проект рассылался потенциальным подрядчикам. Каждый
возможный исполнитель проекта составлял свою подробную смету на предстоящие
работы. Сам автор тоже составлял смету на проведение работ. Далее все эти сметы
сводились воедино и анализировались. Таким образом, выбирался основной
подрядчик. Та же схема существовала и по отношению к более мелким подрядчикам
и субподрядчикам. С каждым из них заключался очень подробный и обстоятельный с
юридической точки зрения договор. Подход был сугубо индивидуальный. В
договорах оговаривались цена работ, условия оплаты, обязательства сторон,
иногда даже четко указывался тип и качество материала. Обычно от 5% до 15% суммы,
заказчик выплачивал через год, эта сумма служила гарантией качества работ. За
невыполнение условий договора предусматривалась неустойка.
Как правило, у каждого архитектора был свой круг фирм и подрядчиков, с которыми
он работал, об этом говорит то, что многие имена повторяются в деле о
строительстве дома Воронцова-Дашкова. Архитектору было выгодно использовать
одних и тех же подрядчиков, потому что это намного сокращало необходимую
подготовительную работу. Основными подрядчиками, участвовавшими в конкурсе
на дом князя Абамелек-Лазарева были Братья Аксепио, Смирнов и Попов. Мебель
выполняли С.Г. Волковысский и Л.Ю. Мейер. Товарищество "Петра Беляева
наследники" заключили договор на производство паркета. К.О. Гвиди поставлял
мрамор для лестницы и скульптуру. А.П. Смирнов выполнял декоративно-малярные
работы. Н.А. Попов поставлял гранит, цемент, искусственный мрамор. Было еще
много более мелких поставщиков.
В конкурсе на отопление для дома участвовали конторы Белиндера и Боссгардта,
выиграл Боссгардт. Целых три компании участвовало в тендере на проведение
электричества в дом: Сименс-Шуккерт, Ф.А. Врублевский и Всеобщая компания
электричества. Вслед за установкой технического оборудования в доме
проводилась его тщательная проверка и составлялся акт испытаний, по
результатам которого владельцу выдавалось разрешение на использование
оборудования.
Заказчику обязательно предоставлялись на утверждение пробы и образцы
материалов, а также эскизы. Причем князь Семен Семенович вел себя очень жестко
по отношению к автору, осуществляя строжайший надзор. Ни одна деталь не
ускользала от его пристального внимания. Например, Фомин поставил на фасад
барельефы работы Яковлева, не показав их князю, Абамелек-Лазарев тут же в
письме Фомину требует прислать ему за границу фотографии и оставляет за собой
право снять барельефы, если они ему не понравятся. И в том же письме он пишет:
"Тоже отнюдь не собираюсь платить Бадарминскому, если онъ начнетъ рисовать
плафонъ в театральномъ залъ без письменной моей резолюции на эскизъ плафона"
. Интересно, что он даже не знает правильной фамилии живописца ? Боданинский,
более того, он повторит неправильную фамилию еще в нескольких своих письмах.
Иногда в его письмах Фомину жесткость просто граничит с грубостью, например,
он позволяет себе отпускать довольно ехидные замечания: "Придать лебедям
форму лебедей, а не пеликанов" , ? или, например: "Пожалуйсто не вставляйте
въ стильный рисунокъ какiе то, не то пироги, не то аладьи. Это будет безобразно"
(сохранена орфография оригинала). Более того, князь позволяет себе открыто
хаять предыдущие работы архитектора и людей, с которыми Фомин давно работает.
Он называет Боданинского "безспорно плохим рисовальщиком" и пишет: "Предупреждаю
Вас, что за лубочную живопись притом жесткую какъ у Половцева я не заплачу
Бадарминскому, а велю все покрыть белой краскою" . Справедливости ради
следует заметить, что такое нелестное мнение о живописи Боданинского далеко
не единично.
Эта схема не оригинальна, не выработана одним каким-то конкретным заказчиком
или архитектором. Точно так же князь Абамелек-Лазарев работал с другими своими
архитекторами, например, с предшественником Фомина архитектором Е.С.
Воротиловым. И точно так же Фомин работал с другими своими заказчиками,
например, с князем И.И. Воронцовым-Дашковым.
Содержание |
Только иллюстрации
Содержание:
Ранние интерьерные работы.1902-10 г.г.
От модерна к неоклассицизму.
Пик интерьерной неоклассики Фомина:
Дача дипломата А.А. Половцова и
дом князя С.С. Абамелек-Лазарева
Интерьеры небольших доходных домов 1911-14 г.г:
Я.В. Ратькова-Рожнова
Л.В. Голубева
И. Воронцова-Дашкова
Д.Б. Нейдгарта
Приложение
Схема взаимодействия архитектора, автора
и подрядчиков России
в начале ХХ века
Весь текст диплома в zip-архиве |