Еще
более необычно решено оформление внутренней отделки дома Д.Б. Нейдгарта. К
сожалению, сохранился только вестибюль и лестница, но и по ним мы можем судить
о всей неординарности решения. Как и во многих своих работах, Фомин был связан
по рукам и ногам небольшим пространством, в которое требовалось вписать
монументальные по своей природе, в понимании архитектора, помещения.
Небольшое пространство вестибюля решено в двух уровнях: мы входим и
практически сразу поднимаемся по лестнице на площадку, отделенную тончайшей
балюстрадой. С краю, в правом углу вестибюля расположена арка и лестница,
совершив вместе с лестницей поворот на 180 градусов, мы оказываемся в
удивительном, неожиданном для нас, уходящем вверх пространстве. На верхней
площадке расположен камин с высоким зеркалом (опять его любимая игра с
отражением!), и в вестибюле на боковой стене расположено еще одно зеркало,
которое, отражая начало лестничного пролета, создает кольцевую, замкнутую
композицию.
Абсолютно гладкие стены отделаны серым, холодным искусственным мрамором.
Единственным их украшением являются большие ниши, никак не оформленные (раньше
в них находились скульптурные бюсты на высоких цилиндрических подставках).
Потолки и вестибюля, и лестницы простые, белые, лишь в цилиндрическом своде
лестницы Фомин использует плоские, квадратные кессоны. На стыке потолка и
стен Фомин располагает плоскостный фриз - точно такой же мы можем встретить в
оформлении шинельной в Даче Половцова, вестибюля дома Абамелек-Лазарева,
вестибюле несохранившегося дома Щербатовой.
То есть мы можем говорить об использовании однажды найденного приема,
своеобразном самоцитировании (тем более, что этот прием употребляется в
одинаковых по назначению помещениях). Но это справедливо лишь с некоторыми
оговорками. Фомин каждый раз меняет пропорции и акценты, поэтому смотрится
этот прием по-разному: тяжелый, массивный в Абамелек-Лазареве, подчеркивающий
тяжесть пропорций колонн, тоненький и легкий в шинельной, строгий, оттеняющий
плоскость стен в Нейдгарте. Такое "перетолкование" использованных
мотивов - характерная черта творчества Фомина.
|
Только иллюстрации
Ранние интерьерные работы. 1902-10 г.г. Пик интерьерной неоклассики Фомина: Интерьеры небольших доходных домов 1911-14 г.г: Приложение
|
return_links(); ?>