Архитектура России
www.archi.ru

Интерьер  в  доме Д.Б. Нейдгарта

Еще более необычно решено оформление внутренней отделки дома Д.Б. Нейдгарта. К сожалению, сохранился только вестибюль и лестница, но и по ним мы можем судить о всей неординарности решения. Как и во многих своих работах, Фомин был связан по рукам и ногам небольшим пространством, в которое требовалось вписать монументальные по своей природе, в понимании архитектора, помещения. Небольшое пространство вестибюля решено в двух уровнях: мы входим и практически сразу поднимаемся по лестнице на площадку, отделенную тончайшей балюстрадой. С краю, в правом углу вестибюля расположена арка и лестница, совершив вместе с лестницей поворот на 180 градусов, мы оказываемся в удивительном, неожиданном для нас, уходящем вверх пространстве. На верхней площадке расположен камин с высоким зеркалом (опять его любимая игра с отражением!), и в вестибюле на боковой стене расположено еще одно зеркало, которое, отражая начало лестничного пролета, создает кольцевую, замкнутую композицию. Абсолютно гладкие стены отделаны серым, холодным искусственным мрамором. Единственным их украшением являются большие ниши, никак не оформленные (раньше в них находились скульптурные бюсты на высоких цилиндрических подставках). Потолки и вестибюля, и лестницы простые, белые, лишь в цилиндрическом своде лестницы Фомин использует плоские, квадратные кессоны. На стыке потолка и стен Фомин располагает плоскостный фриз - точно такой же мы можем встретить в оформлении шинельной в Даче Половцова, вестибюля дома Абамелек-Лазарева, вестибюле несохранившегося дома Щербатовой. То есть мы можем говорить об использовании однажды найденного приема, своеобразном самоцитировании (тем более, что этот прием употребляется в одинаковых по назначению помещениях). Но это справедливо лишь с некоторыми оговорками. Фомин каждый раз меняет пропорции и акценты, поэтому смотрится этот прием по-разному: тяжелый, массивный в Абамелек-Лазареве, подчеркивающий тяжесть пропорций колонн, тоненький и легкий в шинельной, строгий, оттеняющий плоскость стен в Нейдгарте. Такое "перетолкование" использованных мотивов - характерная черта творчества Фомина.
Нам кажется совершенно неправомерным говорить о том, что эти небольшие интерьерные работы Фомина не представляют интереса с точки зрения искусства, что они проходные. Эти удивительно красивые и оригинальные по своему решению интерьеры доходных домов открывают нам еще одну замечательную черту таланта Фомина: его потрясающее умение использовать на все сто процентов предоставленное ему "место действия". При этом он остается самим собой, его стиль все также легко узнаваем, элегантен, изящен и ироничен. Фомин монументализирует тему небольшого интерьера, оформляет камерное по сути дела пространство так, что мы воспринимаем его как огромную торжественную залу. В результате, попадая в эти интерьеры, ты погружаешься в удивительный мир, окружающие реалии перестают существовать, ты целиком поглощен классикой, ты существуешь в ней. Небольшое пространство дает Фомину возможность тщательнейшим образом подойти к разработке концепции. Иногда одна деталь, один мотив подчиняет себе все, создают концепцию решения пространство, таковы и портик в кабинете Воронцова-Дашкова, и двери в доме Голубева, и потолок столовой Ратькова-Рожнова.

 

Содержание       Далее ---->

Только иллюстрации

Содержание:

Ранние интерьерные работы. 1902-10 г.г.
От модерна к неоклассицизму
.

Пик интерьерной неоклассики Фомина: 
Дача дипломата А.А. Половцова и 
дом князя С.С. Абамелек-Лазарева

Интерьеры небольших доходных домов 1911-14 г.г:
Я.В. Ратькова-Рожнова
Л.В. Голубева
И. Воронцова-Дашкова 
Д.Б. Нейдгарта

Приложение

Схема взаимодействия архитектора, автора
и подрядчиков России 
в начале ХХ века

 

Весь текст диплома в zip-архиве

 

return_links(); ?>