Интерьеры дома Я.В. Ратькова-Рожнова |
Но
кроме таких крупных работ, Фомину, как и любому архитектору, приходилось
исполнять и множество мелких частных заказов на оформление иногда всего
нескольких комнат. И надо сказать, что их нельзя рассматривать как проходные
работы, Фомин никогда так к ним не относился. Более того, в этих
незначительных, на первый взгляд, работах, пожалуй, даже более ярко
проявляется выдумка и оригинальное мышление архитектора. Здесь он менее
зависим от традиции, и поэтому даже более свободен во всех проявлениях
присущей ему иронии. Мы уже упоминали в начале работы, что жанр небольшого
частного интерьера отсутствует в классической традиции, но является "родным"
для модерна. На этих примерах, пожалуй, даже лучше видны отличия и особенности
неоклассицизма начала века, как самостоятельного течения.
Почему же Фомин обращается именно к этому жанру? На
наш взгляд, здесь есть несколько причин: во-первых, во внутренней отделке есть
возможность гораздо более тонкой и качественной проработки, и Фомин со своей
любовью к деталям, с любовью к почти "фарфоровой" лепнине, с очень точным
чувством стиля и материала вполне логично обращается к небольшому интерьеру
(в этом смысле очень показательно использование мотивов наружной композиции
во внутренней отделке), во-вторых, именно в интерьерах у Фомина есть
возможность создать ощущение окружающего тебя мира классики. Создается
образ окружающей тебя абсолютной, тотальной классики, абстрагированной от
окружающей городской среды. И этот образ по своей силе не уступает масштабным
утопическим проектам, но вполне реализуем.
К сожалению, практически ничего не дошло до нас от двух прекрасных интерьеров,
выполненных Фоминым в доме камер-юнкера Я.В. Ратькова-Рожнова. (Набережная
мойки, 86).
Полностью уничтожена прекрасная строгая галерея, сохранилась только ее
черно-белая фотография, по которой невозможно судить об ее убранстве, лишь
потолок и верхняя часть оформления стен сохранились от столовой. Это высокое,
вытянутое помещение.
Стены его поделены на две части. Нижняя часть оформлена плоскими парными
пилястрами, белыми на фоне белой стены, с желтыми, подчеркнуто пластическими
активными ионическими капителями, несущими белый не тяжелый антаблемент.
Между пилястрами помещалась прекрасная богатая роспись в стиле гротесков.
Над антаблементом располагались небольшие белые пилястры на желтом фоне.
Большой интерес представляет необычный потолок работы Боданинского. Это
плоский, тяжелый, богато декорированный деревянный потолок, украшенный
золочением, разбитый на компартименты, с живописной вставкой в центре.
Содержание Далее
----> |
Только иллюстрации
Содержание:
Ранние интерьерные работы. 1902-10 г.г.
От модерна к неоклассицизму.
Пик интерьерной неоклассики Фомина:
Дача дипломата А.А. Половцова и
дом князя С.С. Абамелек-Лазарева
Интерьеры небольших доходных домов 1911-14 г.г:
Я.В. Ратькова-Рожнова
Л.В. Голубева
И. Воронцова-Дашкова
Д.Б. Нейдгарта
Приложение
Схема взаимодействия архитектора, автора
и подрядчиков России
в начале ХХ века
Весь текст диплома в zip-архиве |