Архитектура России
www.archi.ru

Интерьеры дома Я.В. Ратькова-Рожнова

Но кроме таких крупных работ, Фомину, как и любому архитектору, приходилось исполнять и множество мелких частных заказов на оформление иногда всего нескольких комнат. И надо сказать, что их нельзя рассматривать как проходные работы, Фомин никогда так к ним не относился. Более того, в этих незначительных, на первый взгляд, работах, пожалуй, даже более ярко проявляется выдумка и оригинальное мышление архитектора. Здесь он менее зависим от традиции, и поэтому даже более свободен во всех проявлениях присущей ему иронии. Мы уже упоминали в начале работы, что жанр небольшого частного интерьера отсутствует в классической традиции, но является "родным" для модерна. На этих примерах, пожалуй, даже лучше видны отличия и особенности неоклассицизма начала века, как самостоятельного течения.
Почему же Фомин обращается именно к этому жанру? На наш взгляд, здесь есть несколько причин: во-первых, во внутренней отделке есть возможность гораздо более тонкой и качественной проработки, и Фомин со своей любовью к деталям, с любовью к почти "фарфоровой" лепнине, с очень точным чувством стиля и материала вполне логично обращается к небольшому интерьеру (в этом смысле очень показательно использование мотивов наружной композиции во внутренней отделке), во-вторых, именно в интерьерах у Фомина есть возможность создать ощущение окружающего тебя мира классики. Создается образ окружающей тебя абсолютной, тотальной классики, абстрагированной от окружающей городской среды. И этот образ по своей силе не уступает масштабным утопическим проектам, но вполне реализуем.
К сожалению, практически ничего не дошло до нас от двух прекрасных интерьеров, выполненных Фоминым в доме камер-юнкера Я.В. Ратькова-Рожнова. (Набережная мойки, 86). Полностью уничтожена прекрасная строгая галерея, сохранилась только ее черно-белая фотография, по которой невозможно судить об ее убранстве, лишь потолок и верхняя часть оформления стен сохранились от столовой. Это высокое, вытянутое помещение. Стены его поделены на две части. Нижняя часть оформлена плоскими парными пилястрами, белыми на фоне белой стены, с желтыми, подчеркнуто пластическими активными ионическими капителями, несущими белый не тяжелый антаблемент. Между пилястрами помещалась прекрасная богатая роспись в стиле гротесков. Над антаблементом располагались небольшие белые пилястры на желтом фоне. Большой интерес представляет необычный потолок работы Боданинского. Это плоский, тяжелый, богато декорированный деревянный потолок, украшенный золочением, разбитый на компартименты, с живописной вставкой в центре.


Содержание       Далее ---->

Только иллюстрации

Содержание:

Ранние интерьерные работы. 1902-10 г.г.
От модерна к неоклассицизму
.

Пик интерьерной неоклассики Фомина: 
Дача дипломата А.А. Половцова и 
дом князя С.С. Абамелек-Лазарева

Интерьеры небольших доходных домов 1911-14 г.г:
Я.В. Ратькова-Рожнова
Л.В. Голубева
И. Воронцова-Дашкова 
Д.Б. Нейдгарта

Приложение

Схема взаимодействия архитектора, автора
и подрядчиков России 
в начале ХХ века

 

Весь текст диплома в zip-архиве

return_links(); ?>