| 
          
            
              | Интерьеры дома Я.В. Ратькова-Рожнова |   Но
        кроме таких крупных работ, Фомину, как и любому архитектору, приходилось
        исполнять и множество мелких частных заказов на оформление иногда всего
        нескольких комнат. И надо сказать, что их нельзя рассматривать как проходные
        работы, Фомин никогда так к ним не относился. Более того, в этих
        незначительных, на первый взгляд, работах, пожалуй, даже более ярко
        проявляется выдумка и оригинальное мышление архитектора. Здесь он менее
        зависим от традиции, и поэтому даже более свободен во всех проявлениях
        присущей ему иронии. Мы уже упоминали в начале работы, что жанр небольшого
        частного интерьера отсутствует в классической традиции, но является "родным"
        для модерна. На этих примерах, пожалуй, даже лучше видны отличия и особенности
        неоклассицизма начала века, как самостоятельного течения. Почему же Фомин обращается именно к этому жанру?
  На
        наш взгляд, здесь есть несколько причин: во-первых, во внутренней отделке есть
        возможность гораздо более тонкой и качественной проработки, и Фомин со своей
        любовью к деталям, с любовью к почти "фарфоровой" лепнине, с очень точным
        чувством стиля и материала вполне логично обращается к небольшому интерьеру
        (в этом смысле очень показательно использование мотивов наружной композиции
        во внутренней отделке), во-вторых, именно в интерьерах у Фомина есть
        возможность создать ощущение окружающего тебя мира классики. Создается
        образ окружающей тебя абсолютной, тотальной классики, абстрагированной от
        окружающей городской среды. И этот образ по своей силе не уступает масштабным
        утопическим проектам, но вполне реализуем. 
  К сожалению, практически ничего не дошло до нас от двух прекрасных интерьеров,
        выполненных Фоминым в доме камер-юнкера Я.В. Ратькова-Рожнова. (Набережная
        мойки, 86).  Полностью уничтожена прекрасная строгая галерея, сохранилась только ее
        черно-белая фотография, по которой невозможно судить об ее убранстве, лишь
        потолок и верхняя часть оформления стен сохранились от столовой. Это высокое,
        вытянутое помещение.  Стены его поделены на две части. Нижняя часть оформлена плоскими парными
        пилястрами, белыми на фоне белой стены, с желтыми, подчеркнуто пластическими
        активными ионическими капителями, несущими белый не тяжелый антаблемент.
        Между пилястрами помещалась прекрасная богатая роспись в стиле гротесков.  Над антаблементом располагались небольшие белые пилястры на желтом фоне.
        Большой интерес представляет необычный потолок работы Боданинского. Это
        плоский, тяжелый, богато декорированный деревянный потолок, украшенный
        золочением, разбитый на компартименты, с живописной вставкой в центре. 
 
 Содержание       Далее
        ----> | Только иллюстрации Содержание: Ранние интерьерные работы. 1902-10 г.г.От модерна к неоклассицизму.
 Пик интерьерной неоклассики Фомина: Дача дипломата А.А. Половцова и
 дом князя С.С. Абамелек-Лазарева
 Интерьеры небольших доходных домов 1911-14 г.г:Я.В. Ратькова-Рожнова
 Л.В. Голубева
 И. Воронцова-Дашкова
 Д.Б. Нейдгарта
 Приложение
 Схема взаимодействия архитектора, автора
 и подрядчиков России
 в начале ХХ века
   Весь текст диплома в zip-архиве |