В 1911 году Фомин параллельно начинает работать сразу над
двумя крупными заказами - основными его произведениями дореволюционного
периода. Эти несколько предвоенных лет станут самыми плодотворными для
архитектора.
Дачу Половцова вместе с интерьерами дома Абамелек-Лазарева принято считать
центральным (из реализованных) произведением Фомина дореволюционного
периода. Эти два памятника наиболее изучены и заслужили высокую оценку
практически у всех авторов, писавших о Фомине.
Дача А.А. Половцова.
В 1909 году К.К. Шмидтом начинается перестройка небольшой деревянной дачи XIX
века, принадлежавшей барону Людвигу Штиглицу на Каменном острове (Набережная
Средней Невки, 6). Купив это здание дипломат А.А. Половцев начинает перестройку
старой ветхой, сильно пострадавшей от наводнения деревянной постройки,
начала XIX века. Работа Шмидта по всей видимости, не удовлетворяла нового
хозяина, и в 1911 году он передал работы Фомину, высказав при этом пожелание,
сохранить черты классической постройки (хорошо сохранившийся деревянный
свод главного зала старой постройки Фомин целиком включит в свое
архитектурное решение).
Для этой постройки Фомин избирает классический усадебный П-образный план (отчасти
это было обусловлено пожеланием заказчика) с абсолютно симметричной
композицией и осевым построением внутреннего пространства. Надо сказать, что
Фомин успешно совместил классический усадебный тип с современными
требованиями комфорта: в здании было центральное отопление, лифт,
специальный подогрев зимнего сада.
Пожалуй, в этой постройке Фомин наименее ограничен работами своих
предшественников (хотя он использовал "намеченную в общих чертах (Шмидтом -
А.С.) планировку участка" ), чем в остальных своих работах по оформлению
интерьеров. Закончены работы по оформлению были только в 1916 году. А уже в 1926
году Фомин вынужден был перестроить здание, приспосабливая его под санаторий.
Это наиболее целостный его ансамбль. Он по-своему уникален, потому что это
практически единственная возможность для Фомина использовать весь свой
богатый классический арсенал, Архитектор здесь наименее всего ограничен в
своей фантазии. Эта постройка ценна для нас еще и тем, что только на ее примере
можно судить о взаимосвязи внутреннего и внешнего пространства. Принцип
целостности выражен здесь наиболее явственно. Ильин в своей книге
справедливо пишет о Даче Половцова, как о своего рода манифесте всего
дореволюционного творчества Фомина.
Все парадные помещения расположены в первом этаже.
Начинается анфилада строгим круглым вестибюлем, облицованным светло-коричневым
искусственным мрамором и обработанным ионическими пилястрами того же цвета
с белыми капителями. Между пилястрами расположены дверные проемы и большие
ниши с полуциркульным завершением, никак не обработанные, с бронзовой
скульптурой. Над нишами расположены круги из красного порфира. Все это
венчается куполом с фонарем.
Купол декорирован ромбовидными кессонами с розетками, прихотливо
закручивающимися вокруг фонаря. Рисунок центральной части фонаря находит
как бы сильно увеличенное отражение в рисунке прекрасного наборного пола из
черного и белого мрамора. Небольшой фонарь - единственное средство освещения,
он имеет желтоватый оттенок, поэтому вестибюль получается достаточно
сумрачным, что придает интерьеру ощущение торжественного благородства. С
вестибюлем были связаны вспомогательные комнаты: справа располагалась
шинельная с лифтом и другие подсобные помещения, слева - овальная столовая, о
которой речь еще пойдет впереди, буфетная, кухня, кладовые и т.д.
По контрасту с вестибюлем воспринимается следующий за ним Гобеленовый зал.
Интересно, что этот зал располагается поперек центральной оси, а не вдоль. Он
наиболее богат по отделке. Это помещение изначально было предназначено для
шести из двенадцати уникальных гобеленов по картонам Рубенса, подаренных
Наполеоном Александру I при Тильзите (6 других Половцов передал в наследство
своей дочери). На западной стене располагались "Крещение Константина" и
"Основание Константинополя"; на восточной стене - "Свадьба
Константина" и "Въезд Константина в Рим"; на южной стене висел гобелен
"Трофеи Константина"; и шестой гобелен - "Битва Константина с
Максенцием" - предназначался для лестницы. Сейчас эти гобелены находятся в
экспозиции Государственного Эрмитажа, что, конечно, очень обедняет
декоративное решение зала, но лучше видна четкая геометрическая разбивка
стен на плоскости достаточно широкими темно-коричневыми линиями на общем
светло-кофейном фоне.
Мы здесь сталкиваемся с очень интересной ситуацией: Фомин включает в свой
целостный интерьер даже не просто самостоятельное произведение искусства
достаточно высокого качества, в данном случае, выполненные во Франции в
начале XIX века гобелены становятся не цитатой, а реальной ампирной деталью в
"псевдоампирных" интерьерах Фомина. Таким образом, они играют такую же
роль, как и реальные антики, включаемые в архитектуру классицизма.
Интересен пол Гобеленового зала. Он решен в трех цветах: белом, красном и
черном, которые сплетаются в сложный геометрический меандровидный орнамент.
|
|
В основе пространственного решения зала лежит простой
прямоугольник, перекрытый цилиндрическим сводом с квадратными кессонами и
фонарем, поделенным на две части, с живописной руиной в единственной южной
люнете.
Но, на самом деле, этот зал очень сложен по своему пространственному
построению.Вход в него оформлен глубокой нишей с полуциркульным завершением
(вообще все дверные проемы углублены), разбитым балконом обходной галереи,
идущей по трем сторонам зала и приводящей к лестнице, а также связанной со
следующим Белоколонным залом термальным окном с дверьми. Своды
галереи изысканно расписаны прихотливо извивающимся тонким стволом дуба с
серебристо-серой листвой на желтом фоне. К тому же, одной стены у зала
практически нет, и пространство как бы переливается в тягучую, без углов
овальную лестницу.
|
|
Вообще, лестницу Дачи Полоцова принято считать главной
удачей Фомина в оформлении интерьеров, и это справедливо. Она
противопоставлена геометрическому Гобеленовому залу, с системой
прямоугольников с подчеркнутыми углами и плоскостями как в пространственном,
так и в плоскостном аспекте. Начинается она единым пролетом на уровне первого
этажа, а далее разделяется на два, "подхватывающих" овальные очертания
стен.
Как уже упоминалось, она приводит нас на галерею Гобеленового зала. Прекрасно
найденные текучие овальные формы, строгость и цельность решения, как
цветового, так и пространственного, отличают эту работу Фомина. Объединяющее
значение зеленовато-коричневатого цвета искусственного мрамора нарушалось
только гобеленом да белыми зеркальными дверьми с белыми лепными гирляндами
над ними.
|
|
Венчается все это пространство куполом с квадратными
кессонами и розетками в них, уменьшающихся к центру, занятому фонарем, что
зрительно его увеличивает - здесь опять Фомин прибегает к своему
излюбленному приему.
Форма фонаря находит свое отражение в мраморном наборном полу (еще один
любимый ход), разбитому пролетом лестницы на два полукруга. В его цветовом
решении сочетаются красный, черный и серый цвета.
Продолжает анфиладу Белоколонный зал. Свод этого зала был сохранен от
первоначальной деревянной постройки XIX века, поэтому стиль здесь выдержан
наиболее строго.
Цилиндрический свод центрального пространства зала поддерживается парными
ионическими колоннами светлого бежевого мрамора с белыми капителями. Стены
зала облицованы мрамором того же бежевого оттенка и украшены нишами со
скульптурой. Цветовое решение зала строго и торжественно, бежевые стены
хорошо гармонируют с серо-голубым сводом с золотыми фигурками путти в
восьмигранных иллюзорных кессонах. Свод никогда не реставрировался, но
сохранился в прекрасном состоянии. Интересны ампирные двери Белоколонного
зала: белые с вписанными в ромб золочеными рельефами с оружием и другими
военными атрибутами
Заканчивается анфилада парадных залов Зимним садом. Это
сплошь остекленное полуциркульной помещение, декорированное коринфскими
пилястрами.
В него выходил балкон с галереи, тоже оформленный
полукруглым термальным окном с дверьми (и опять ритмически перекликаются
орнаменты пола и потолка).
Из Белоколонного зала мы можем попасть в гостиную, выходящую на террасу (окна
поэтому защищают железные жалюзи), и малую столовую.
Далее, как и из вестибюля, в овальную столовую. Она оформлена парными
оранжевыми коринфскими пилястрами на бежевом фоне стен.
Между пилястрами располагались бра. Потолок решен в трех цветах, сером,
золотом и светло-бежевом. Пол чисто геометрический, шахматный. Несколько
странно смотрится тоненький фриз из завитков, опоясывающий всю столовую, - он
подчеркивает горизонталь, но разбивает цельность стены. Между пилястрами
располагались белые, шестипанельные двери с росписью.
Они не все были одинаковой высоты, поэтому над дверьми меньшего размера
расположены круглые медальоны с изображениями скульптурных бюстов в профиль.
На втором этаже располагались жилые помещения, от оформления которых
остались, зачастую, лишь немного манерные
и тривиальные плафоны Боданинского и, иногда, полы: детская, спальня, ванная и
т.д. Есть и вторая лестница, скупо и сухо оформленная. На втором этаже рядом с
основной лестницей находился и кабинет самого Половцова, для которого были
куплены прекрасные деревянные двери китайской работы, он, к сожалению, не
сохранился, и, когда в 1926 году Фомин переделывал свое произведение под
санаторий, это пространство было перепланировано, сохранились только двери.
Содержание Далее
----> |
Только иллюстрации
Содержание:
Ранние интерьерные работы. 1902-10 г.г.
От модерна к неоклассицизму.
Пик интерьерной неоклассики Фомина:
Дача дипломата А.А. Половцова и
дом князя С.С. Абамелек-Лазарева
Интерьеры небольших доходных домов 1911-14 г.г:
Я.В. Ратькова-Рожнова
Л.В. Голубева
И. Воронцова-Дашкова
Д.Б. Нейдгарта
Приложение
Схема взаимодействия архитектора, автора
и подрядчиков России
в начале ХХ века
Весь текст диплома в zip-архиве |