пресса

события

фотогалерея

российские новости

зарубежные новости

библиотека

рассылка новостей

обратная связь

archi.ru
События События Пресса Пресса Пресса
 

Выставка. Архитектор Илья Чернявский (1917-1994)

выставка история архитектуры Наследие
  дата: 27.03.2009
  город: Москва
  адрес: Музей архитектуры им. А. В. Щусева. Анфилада главного здания.
119019 Москва, ул. Воздвиженка, д. 5/25
  организатор: Государственный научно-исследовательский музей архитектуры им. А. В. Щусева (ГНИМА)
  ссылки: www.muar.ru
  архитекторы:
Илья Чернявский
  книга / сборник: А.П. Гозак,В. Крылова  Илья Чернявский (1917-1994)., 2009
  пресса-статьи:
  Наталья Коряковская. Главный по курортам. С презентации книги «Илья Чернявский», 31.03.2009
  Дмитрий Фесенко. О Мастере - без изъятий. К 90-летию со дня рождения И.З.Чернявского// Архитектурный Вестник, №4 (109) 2009
http://www.archvestnik.ru/ru/news/31-03-2009/o-mastere-bez-izyatii-k-90-letiyu-so-dnya-rozhdeniya-izchernyavskogo
 
связанные события:
  14.04.2010 - 14.05.2010
выставка

Приглашение в мастерскую. Архитектор Илья Чернявский
  27.03.2009 Начало в 18:00
презентация

Презентация книги: "Илья Чернявский"
пресс-релиз:

Илья Зиновьевич Чернявский родился в 1917 году в городе Одессе. В 1941 году окончил архитектурный факультет Одесского строительного института. Участвовал в Великой Отечественной Войне. С 1945 года работал в мастерской Л. В. Руднева. С 1953 по 1966 работал в системе Центрального Военпроекта. С 1966 года он становится руководителем мастерской ЦНИИЭПа лечебно-курортных зданий. За период с 1966 года до его смерти в 1994 году в мастерской были созданы многочисленные интересные проекты. В их разработке принимали участие: архитекторы Т. Асташева, Е. Антипова, Л. Багричев, И. Василевский, С. Воронова, Б. Кожушаный, В. Крылова, В. Логвинов, И. Попов, В. Сажин, А.. Сикстель, М. Славутская, М. Юмагулова; инженеры В. Захаров, Н. Иванова, Т. Кудрявцева, Б. Липоветский, Л. Ляховетская, В. Мальц.

Самостоятельный творческий путь Ильи Чернявского начался в очень трудный для советской архитектуры хрущевский период упадка, связанного с попыткой всеобщей типизации и регламентации, в период борьбы с излишествами, последствия которого, наша архитектура переживает и по сей день. Тотальное упрощение и унификация строительных технологий быстро повлияли на мышление архитекторов и изменили лицо архитектуры. В результате «борьбы с излишествами» Многие замечательные архитекторы оказались за бортом. Илья Чернявский оказался одним из немногих архитекторов, пытавшихся бороться с этим всеобщим упрощением архитектурного языка, и был редким примером того, что и в это тяжелое время можно выразить свои идеи в реализованных проектах, многие из которых привлекли очень большое внимание и в СССР, и за рубежом.

Первые его самостоятельные постройки появились в 60-х годах. Это – жилой дом в Сивцеве Вражеке и гостиничный комплекс на Садово-Спасской улице. Серьезнейшим прорывом и качественным скачком в его творчестве стала постройка пансионата «Вороново». Она привлекла серьезное внимание нашей и зарубежной архитектурной общественности. В 1980 году она единственная представляла советскую архитектуру в книге Удо Келлермана «Архитектура 1970-х» В сравнении с предшествующими работами, в этой постройке нельзя увидеть принципиально других позиций, но заметен новый подход к форме. Форма здания насыщается пластически и становится экспрессивной. После этого были реализованы такие замечательные проекты, как: дом отдыха издательства «Правда» в Планерной, спальный корпус дома отдыха «Красная Пахра», пансионат в Отрадном, спальные корпуса пансионата «Сосновая роща» в Геленджике. Так же были созданы такие интересны проекты, как: база отдыха в районе Эльбруса, детский сад в поселке «Красная Пахра», международный молодежный центр «Спутник», концертный зал в Адлере, санаторий кардиологического профиля в Арзни, проект гостиницы Госкино СССР в Ялте.

Его произведениям свойственна сложность и многозначность и эмоциональная насыщенность. Он умело и красочно оперировал пространством, создавая в своих проектах систему сложных композиционных связей, основанную на постоянной смене пространств, взаимодействующих и развивающихся в разных направлениях. При этом сохранялась внутренняя целостность и гармоничность архитектурного образа, все части которого воспринимались как единое целое, от всего здания, до самой маленькой детали интерьера. Таково, например, пространственное построение интерьеров центрального пространства общественного корпуса пансионата «Вороново», где человек, поднимаясь по входной лестнице, приближается к потолку вестибюля, пространство вокруг него становится все теснее и теснее, как вдруг над ним открывается гигантское многосветное пространство атриума. Этот пространственный переход производит настолько сильное впечатление, что описать словами его почти невозможно, его можно только ощутить. Илья Зиновьевич отличался внимательностью к контексту, это не породило у него желание создавать что-то незаметное, наоборот, умение вписывать архитектуру в среду в его творчестве не исключает активных форм и её преобразования. Его архитектура, не просто становятся частью уже сложившейся среды, она, гармонично вписываясь в неё, вносит в неё новые и свежие оттенки. Его последние работы не претерпели сильных изменений. Он спокойно воспринимает авангардные течения и продолжает развивать свою собственную творческую линию, по своему понимая и интерпретируя современные тенденции в архитектуре.

Его творчество отличает внимательнейшее отношение ко всему, от малейшей детали, до общего, единого архитектурного образа. Он активно принимал участие во всех стадиях проектирования, что было редкостью после разгрома неоклассики, и сегодня уже почти не встречается. Работавшие с ним люди подтверждают его неимоверное упорство и творческое упрямство. Он мог полугода эскизировать над одним объектом, обещать себе и сотрудникам переходить на следующую стадию. Но после выполнения чистовых отмывок, как-нибудь утром, он приходил на работу, вновь брал кальку и уголь и начинал заново, делая вид, что до этого ничего не было. Иногда, он сам пытался бороться со своей неуемной натурой, сам себя останавливая. Среди его эскизов, можно найти эскизы с надписью «этот последний». Это он так давал себе обещания прекратить эскизировать и начинать следующий этап. Правда, подобные обещания он сдерживал очень редко. Процесс проектирования для него не заканчивался постройкой. Он мог часами ходить вокруг своего детища, и размышлять о том, как бы можно было бы сделать лучше. Он переживал создание проекта от начала до самого конца.

 

Библиография:

1.«Архитектура СССР», ноябрь-декабрь 1987. стр 52-61. А. Гозак «Илья Чернявский».
2.«Архитектура» 28 декабря 1986 г. (приложение к строительной газете), стр 4-5, А. Гозак «Илья Чернявский»

http://www.boris-k.com/history.html



Рейтинг@Mail.ru

Copyright archi.ru

Правила использования материалов Архи.ру
Правовая информация
архи.ру®, archi.ru® зарегистрированные торговые марки