Сочетание традиционной композиции (храм – трапезная – колокольня) и новаторских ярусных форм в русской сакральной архитектуре конца XVII – начала XVIII века

Трехчастная композиция церковного здания с расположением по одной оси восток–запад храма, трапезной и колокольни получила широкое распространение в русской сакральной каменной архитектуре XVII века. По мнению специалистов, она была сформирована в монастырском строительстве предшествующего столетия. В культовом зодчестве конца XVII – начала XVIII столетия она также остается актуальной. Примером бережного сохранения традиционных форм и использования новой системы декоративного убранства в этот период служит московская церковь Николы на Болвановке (1697-1712), в которой по одной оси расположены увенчанный пятиглавием на горке кокошников храм, трапезная и шатровая колокольня. Иногда ярусным возводится лишь храм, а колокольня остается шатровой, как в Никольской церкви подмосковного патриаршего села Озерецкого (1703-1708) или в Успенском городском соборе Плёса (1699). К более новаторским могут быть отнесены постройки, в которых и церковь, и колокольня получают ярусные формы. Ярким примером посадского храма этой типологии была Георгиевская церковь Нижнего Новгорода (1700-1702, не сохранилась), среди усадебных построек – Смоленские храмы в Бородино (1697-1701) и Кривцах (1708). Традиционная схема, претерпев определенные изменения в условиях появления новаторских ярусных форм, остается востребованной в посадском и вотчинном строительстве, а также и в других жанрах церковной архитектуры. Сочетание традиции и новаторства отражает саму сущность русского церковного зодчества конца XVII – начала XVIII века.

(Публикация выполнена в рамках темы из Плана фундаментальных научных исследований РААСН и Минстроя России на 2022 год).

24 Февраля 2022

Похожие статьи
Технологии и материалы
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Сейчас на главной
Войти в ущелье
Бюро Ofis полностью перестроило входной павильон живописного ущелья Винтгар в Словении, предложив вернуться к традиционной, не наносящей вреда природе деревянной архитектуре.
Изящество и совместность
Вилла «Грейс», построенная по проекту бюро Романа Леонидова в Подмосковье, балансирует между элегантным минимализмом и широкими порывами русской души. Главный дом решен как последовательность четырех самодостаточных объемов – каждый может существовать по отдельности, но предпочитает быть частью целого. Единение достигается с помощью цвета и системы общих пространств, а богатая пластика, которая менялась по ходу строительства, «окупает» почти полное отсутствие декора.
Скульптуры вместо карет
По проекту Главного управления культурного наследия Московской области в Серпуховском историко-художественном музее к новой функции приспособили каретный сарай. Теперь он действует как открытое фондохранилище и более доступен маломобильным посетителям.