Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

24.02.2022

Сочетание традиционной композиции (храм – трапезная – колокольня) и новаторских ярусных форм в русской сакральной архитектуре конца XVII – начала XVIII века

Трехчастная композиция церковного здания с расположением по одной оси восток–запад храма, трапезной и колокольни получила широкое распространение в русской сакральной каменной архитектуре XVII века. По мнению специалистов, она была сформирована в монастырском строительстве предшествующего столетия. В культовом зодчестве конца XVII – начала XVIII столетия она также остается актуальной. Примером бережного сохранения традиционных форм и использования новой системы декоративного убранства в этот период служит московская церковь Николы на Болвановке (1697-1712), в которой по одной оси расположены увенчанный пятиглавием на горке кокошников храм, трапезная и шатровая колокольня. Иногда ярусным возводится лишь храм, а колокольня остается шатровой, как в Никольской церкви подмосковного патриаршего села Озерецкого (1703-1708) или в Успенском городском соборе Плёса (1699). К более новаторским могут быть отнесены постройки, в которых и церковь, и колокольня получают ярусные формы. Ярким примером посадского храма этой типологии была Георгиевская церковь Нижнего Новгорода (1700-1702, не сохранилась), среди усадебных построек – Смоленские храмы в Бородино (1697-1701) и Кривцах (1708). Традиционная схема, претерпев определенные изменения в условиях появления новаторских ярусных форм, остается востребованной в посадском и вотчинном строительстве, а также и в других жанрах церковной архитектуры. Сочетание традиции и новаторства отражает саму сущность русского церковного зодчества конца XVII – начала XVIII века.

(Публикация выполнена в рамках темы из Плана фундаментальных научных исследований РААСН и Минстроя России на 2022 год).