Авторы текста:
М.С. Штиглиц, А.Г. Вайтенс

Творчество ленинградских архитекторов Г.А. Симонова и Л.М. Хидекеля в 1930-е гг.: от «супрематического конструктивизма» к модернизации классики. M. Shtiglits, A. Vayten. The work of Leningrad architects G. Simonov and L. Khidekel in the 1930s

0 Творчество ленинградских архитекторов Г.А. Симонова и Л.М. Хидекеля в 1930-е гг.:  от «супрематического конструктивизма» к модернизации классики
В творчестве ярких представителей авангарда – Г.А. Симонова и Л.М. Хидекеля последовательно реализовались принципы формообразования в ленинградском зодчестве этого периода. Оба архитектора вышли из стен Петроградского Института гражданских инженеров (ПИГИ), где они впоследствии преподавали. В институте Симонов и Хидекель попали в сферу влияния А. С. Никольского, харизматического лидера новаторского направления – «супрематического конструктивизма». Эта версия авангарда составляла один из главных приоритетов ленинградской архитектурной школы. Кредо Никольского определялось диалектической взаимосвязью функциональной и формальной сторон. К функциональному методу тяготел Симонов, тогда как Хидекель воплощал принципы супрематизма. Школьный комплекс на улице Ткачей (1927-1929), построенный по проекту Симонова при участии Хидекеля – программное произведение ленинградского авангарда – сочетает творческие манеры двух мастеров в период  расцвета их новаторских исканий. Архитектурно-планировочное решение школы носит следы влияния Баухауза, но не сводится к ортодоксальному функционализму. В «супрематическом ордере» композиции  зального корпуса пролеживается почерк Хидекеля.

Общий поворот советской архитектуры 1930-х годов к освоению классического наследия оборвал развитие авангарда. Тема «модернизации классики» в творчестве Хидекеля и Симонова реализовывались в этот период по-разному. Переходная стилистика, сочетающая новаторские приемы и классический декор, близкая эстетике ар-деко, присуща работам Симонова. В асимметричных жилых комплексах Симонова, прослеживается связь с архитектурой конструктивизма, хотя в жилом квартале на Малоохтинской набережной, зодчий полностью разрабатывает темы модернизированной классики. Хидекель в сложившихся обстоятельствах ищет новый универсальный язык, синтезирующий методы авангарда и элементы классики. «Супрематический  ордер» в его произведениях уступил место модификациям монументального ордера, что наиболее наглядно проявилось в архитектуре кинотеатра «Москва». Супрематическое видение структуры здания проступает в решении плана и объемов – независимо от внешней стилистики. Следует отметить, что работы этих архитекторов входили составной частью в широкий диапазон поисков новой архитектурной формы на основе переосмысления классицистических традиций. Эта сложная тема пока недостаточно освещена в специальной литературе.
 
The Work of Leningrad Architects Grigory Simonov and Lazar Khidekel in the 1930s: From ‘Suprematist Constructivism’ to the Modernization of Classics
In the works of the outstanding representatives of avant-garde, G.A. Simonov and L.M. Khidekel, the formal principles of the Leningrad architecture of that period were consistently implemented. Both architects graduated from the Petrograd Institute of Civil Engineers (PIGI), where they later taught. At the Institute, Simonov and Khidekel fell into the sphere of influence of A.S. Nikolsky, the charismatic leader of the innovative direction – ‘Suprematist Constructivism’. That version of avant-garde was one of the main priorities of the Leningrad architectural school. Nikolsky's credo was determined by the dialectical interrelation of the functional and formal sides. Simonov tended to the functional method, while Hidekel embodied the principles of Suprematism. The school complex in Tkachey Street (1927-1929), built according to a Simonov's project with the participation of Hidekel is a program work of Leningrad avant-garde; it combines the creative manners of those two masters in the heyday of their innovative searches. The architectural and planning solution of the school bears traces of the influence of the Bauhaus, but is not reduced to orthodox Functionalism. The ‘Suprematist order’ of the composition of the main building testifies the manner of Hidekel. The general turn of the Soviet architecture of the 1930s to the development of Classical heritage interrupted the development of avant-garde. The theme of ‘modernization of Classics’ in the works by Hidekel and Simonov was implemented in different ways during that period. A transitional style combining innovative techniques and Classic decor, close to the aesthetics of Art Deco, is inherent in Simonov's works. In the asymmetric residential complexes by Simonov, there is a connection with the architecture of Constructivism, although in the residential quarter on Malookhtinskaya Emb., the architect fully develops the themes of modernized Classics. Under the circumstances, Hidekel was looking for a new universal language that would synthesize the methods of avant-garde and elements of Classics. The ‘Suprematist order’ in his works gave way to modifications of the monumental order, which was most clearly manifested in the architecture of the Moscow cinema. The Suprematist vision of the structure of the building appears in the solution of the plan and volumes-regardless of the external style. Noteworthy, the works by those architects were a part of a wide range of searches for a new architectural form based on the reinterpretation of Classicist traditions. That complex topic has not yet been sufficiently presented in professional literature.
 

06 Сентября 2021

Авторы текста:

М.С. Штиглиц, А.Г. Вайтенс
Похожие статьи
Технологии и материалы
МасТТех. Этапы большого пути
Алюминиевые архитектурные конструкции Masttech используют в своих проектах архитекторы ведущих бюро, таких как СПИЧ, ATRIUM, ТПО «Резерв». Не так давно специалисты компании разработали – по техническому заданию АБ Цимайло, Ляшенко и Партнеры – эксклюзивное решение оконно-витражного блока, который монтируется сразу на два этажа.
Шесть общественных комплексов, реализованных с применением...
Технологии КНАУФ АКВАПАНЕЛЬ® давно завоевали признание в отечественной строительной отрасли. Особенно в области общественных зданий, к которым предъявляются особые требования по безопасности, огнестойкости, вандалоустойчивости. При этом, технологии «сухого строительства» значительно сокращают монтажные работы.
Кирпич плюc: с чем дружит кладка
С какими материалами стоит сочетать кирпич, чтобы превратить здание в архитектурное событие? Отвечаем на вопрос, рассматривая знаковые дома, построенные в Петербурге при участии компании «Славдом».
Pipe Module: лаконичные световые линии
Новинка компании m³light – модульный светильник из ударопрочного полиэтилена. Из такого светильника можно составлять различные линии, подчеркивая архитектуру пространства
Быстро, но красиво
Ведущий производитель стеновых ограждающих конструкций группа компаний «ТехноСтиль» выпустила линейку модульных фасадов Urban, которые можно использовать в городской среде.
Быстрый монтаж, высокие технические показатели и новый уровень эстетики открывают больше возможностей для архитекторов.
Фактурная единица
Завод «Скрябин Керамикс» поставил для жилого комплекса West Garden, спроектированного бюро СПИЧ, 220 000 клинкерных кирпичей. Специально под проект был разработан новый формат и цветовая карта. Рассказываем о молодом и многообещающем бренде.
Чувство плеча
Конструкция поручней DELABIE из серии Nylon Clean дает маломобильным людям больше легкости в передвижениях, а специальное покрытие обладает антибактериальными свойствами, которые сохраняются на протяжении всего срока эксплуатации.
Красный кирпич от брутализма до постмодернизма
Вместе с компанией BRAER вспоминаем яркие примеры применения кирпича в архитектуре брутализма – направления, которому оказалось под силу освежить восприятие и оживить эмоции. Его недавний опыт доказывает, что самый простой красный кирпич актуален.
Может быть даже – более чем.
Стекло для СБЕРа:
свобода взгляда
Компания AGC представляет широкую линейку архитектурных стекол, которые удовлетворяют современным требованиям к энергоэффективности, и при этом обладают превосходными визуальными качествами. О продуктах AGC, которые бывают и эксклюзивными, на примере нового здания Сбербанк-Сити, где были применены несколько видов премиального стекла, в том числе разработанного специально для этого объекта
Искусство быть невидимым
Архитекторы Александра Хелминская-Леонтьева, Ольга Сушко и Павел Ладыгин делятся с читателями своим опытом практики применения новаторских вентиляционных решеток Invisiline при проектировании современных интерьеров.
«Донские зори» – 7 лет на рынке!
Гроссмейстерские показатели российского производителя:
93 вида кирпича ручной формовки, годовой объем – 15 400 000 штук,
морозостойкость и прочность – выше европейских аналогов,
прекрасная логистика и – уже – складская программа!
А также: кирпичи-лидеры продаж и эксклюзив для особых проектов
Дома из Porotherm
на Open Village 2022
Компания Wienerberger приглашает посетить выставку
Open Village с 16 по 31 июля
в коттеджном поселке «Тихие Зори» в Подмосковье. Этим летом вы сможете увидеть 22 дома, построенных по различным технологиям.
Вопрос ребром
Рассказываем и показываем на примере трех зданий, как с помощью системы BAUT можно создать большую поверхность с «зубчатой» кладкой: школа, библиотека и бизнес-центр.
Тульский кирпич
Завод BRAER под Тулой производит 140 миллионов условного кирпича в год, каждый из которых прослужит не меньше 200 лет. Рассказываем, как устроено передовое российское предприятие.
Стильная сантехника для новой жизни шедевра русского...
Реставрация памятника авангарда – ответственная и трудоемкая задача. Однако не меньший вызов представляет необходимость приспособить экспериментальный жилой дом конца 1920-х годов к современному использованию, сочетая актуальные требования к качеству жизни с лаконичной эстетикой раннего модернизма. В этом авторам проекта реставрации помогла сантехника немецкого бренда Duravit.
Своя игра
«Новые Горизонты» предлагают альтернативу импортным детским площадкам: авторские, надежные и функциональные игровые объекты, которые компания проектирует и строит уже больше 20 лет.
Сейчас на главной
Сохраняя историю Чистых прудов
Как сделать клубный дом комфортным, отвечающим требованиям дорогого современного жилья в центре города, сохранив максимум от подлинного здания 1915 года? Илья Уткин вместе с компанией Sminex решили этот ребус для Потаповского переулка, 5 – изучаем, как именно.
Яркий купаж
Винный бар в культурно-деловом кластере «Басманный двор», идеи для которого архитекторы позаимствовали у модернистской курортной архитектуры, добавив сочные цвета и винтажную мебель.
Звезды для Подмосковья
Выбрали 6 самых «звездных» и примечательных проектов Московской области из показанных на стенде «Зодчества» и рассматриваем их. Лидируют образовательные учреждения.
Спорт за окном
Скейт-площадка для линейного парка от XSA Ramps: профессиональный и любительский спорт, зрелищность и альтернативные сценарии досуга как часть благоустройства территорий жилых массивов.
Дом-гнездо
Шведский производитель спортивных электрокаров Polestar реализовал «концептуальную» модель домика на дереве, которая может сделать отдых на природе более экологичным.
Жизнь в лесу
Комплекс апартаментов в Рощино от бюро GAFA по своему устройству напоминает глэмпинг: жильцы наслаждаются нетронутой природой карельского перешейка, при этом располагают городскими удобствами и возможностями для общественной жизни.
Зодчество: лауреаты 2022
В пятницу в Гостином дворе вручили награды фестиваля Зодчество 2022. Хрустальный Дедал достался ЖК Veren Village архитекторов АБ «Остоженка». Татлин, премию за проект, решили не присуждать. Рассказываем, кого наградили, публикуем полный список.
Школа как сообщество
Лондонское бюро AdjoubeiScott-Whitby Studio превратило здание Александровского училища в Калуге в уникальную школу на 150 учеников. Здание начала XX века адаптировали под британскую образовательную систему – как в программном смысле, так и в архитектурном.
Пена дней
В интерьере ресторана Sparkle бюро Archpoint переосмысляет эстетику винных погребов и обращается к образам, связанным с игристым вином – пузырькам, пене и жизнелюбию.
Небоскреб с оазисами
В Сингапуре завершено строительство небоскреба по проекту архитекторов BIG. Управляющим системами здания искусственным интеллектом и другими цифровыми компонентами занималось бюро CRA – Carlo Ratti Associati.
Королевство зеркал
На XXX по счету Зодчестве столько решеток и зеркал, что эффект дробления реальности на кусочки многократно усиливается. Только ради этого ощущения стоит посетить фестиваль. Но кроме того выставка богата, разнообразна и работает как хорошо отлаженная машина по всем направлениям: губернскому, студенческому, арт-объектному, круглостольному и прочим. Делать бы и делать такие фестивали.
Руин-бар
Нижегородский бар, спроектированный Fruit Design Studio, совмещает эстетику запустения с дворцовой роскошью, созданной из черновых материалов – бетона, армированного стекла и грубого металла.
Обещания и надежды
Объявлены шесть лауреатов Премии Ага Хана 2022. Они обещают лучшее будущее людям, демонстрируют новаторство и заботу о природе.
Оазис в дождливом городе
Бюро MAD Architects разработало интерьер первого в Петербурге коворкинга сети SOK. Его отличительная черта – обилие зелени и элементов биофильного дизайна, характерная для города колористика и отсылки к литературному наследию.
KOSMOS: «Весь наш путь был и есть – поиск и формирование...
Говорим с сооснователями российско-швейцарско-австрийского бюро KOSMOS Леонидом Слонимским и Артемом Китаевым: об учебе у Евгения Асса, ценности конкурсов, экологической и прочей ответственности и «сообщающимися сосудами» теории и практики – по убеждению архитекторов KOSMOS, одно невозможно без другого.
Глядя в небо
В Саратове названы победители фестиваля короткометражных любительских роликов, посвященных архитектуре. Фильм, приглянувшийся редакции, занял 1 место. Размышляем о типологии, объясняем выбор, «показываем кино».
Заплыв за книгами
Водоем на кровле у библиотеки в провицнии Гуандун сделал ее «подводной»: читатели как будто ныряют туда за книгами. Авторы проекта – 3andwich Design / He Wei Studio.
Мои волжские ночи
Павильон для кинопоказов и фестивалей на набережной Саратова: ажурные стены, пропускающие речной простор, и каннская атмосфера внутри.
Японский дворик
Концепция благоустройства жилого комплекса у Москвы-реки, вдохновленная модернистскими садами и японскими традициями: гравюры Кацусика Хокусай, герои Хаяо Миядзаки и пространства для созерцания.
Лекции отменяются
Новый корпус Амстердамского университета прикладных наук рассчитан на новый тип образования: меньше лекций, больше проектной работы.
Лаборатория для жизни
Здание Лаборатории онкоморфологии и молекулярной генетики, спроектированное авторским коллективом под руководством Ильи Машкова («Мезонпроект»), использует преимущества природного контекста и предлагает пространство для передовых исследований, дружественное к врачам и пациентам.
Индустриальная романтика
Atelier Liu Yuyang Architects превратило заброшенный корпус теплоэлектростанции и часть территории набережной реки Хуанпу в Шанхае в атмосферное городское пространство, романтизирующее промышленное прошлое территории.
Архивуд–13: Троянский конь
Вручена тринадцатая по счету подборка дипломов премии АрхиWOOD. Главный приз – очень предсказуемый – парку Веретьево, а кто ж его не наградит. Зато спецприз достался Троянскому коню, и это свежее слово.