Выставка студентов архитектурной школы МАРШ в честь 10-летия школы
информация:
-
статус
реализовано -
даты
2022 -
место
Москва -
координаты
55.751961, 37.670843 -
функция
Культурный / Дизайн экспозиции
авторский коллектив
Архитекторы и кураторы выставки: Владимир Изаксон и Ольга Вахрамеева
Координаторы: Анна Платонова, Лилия Байдак, Татевик Аванесян, Елена Таганова
Технические решения: Владимир Изаксон, Максим Ковтун, Эдгар Мартиросян
Реализация: студенты МАРШ Мария Щехотихина, Дарья Лукашевич, Екатерина Лавриненко, Валерий Губанов, Алия Ханова, Батукубрат Сапаргазы, Юлия Павлова, Эдгар Мартиросян, Анастасия Кашапова, Арсений Борисов, Ирина Капункина, Мария Клигер, Варвара Моисеева, Анастасия Коновальцева, Анастасия Волчик, Максим Ковтун, Дарья Стрежнева, Арсений Ермоленко, Азат Бикмуллин, Анвар Гарипов, Анна Грекова, Татьяна Гурова, Екатерина Ициксон, Арман Наджарян, Дмитрий Лоташ, Александр Репринцев, Екатерина Илюхина
Координаторы: Анна Платонова, Лилия Байдак, Татевик Аванесян, Елена Таганова
Технические решения: Владимир Изаксон, Максим Ковтун, Эдгар Мартиросян
Реализация: студенты МАРШ Мария Щехотихина, Дарья Лукашевич, Екатерина Лавриненко, Валерий Губанов, Алия Ханова, Батукубрат Сапаргазы, Юлия Павлова, Эдгар Мартиросян, Анастасия Кашапова, Арсений Борисов, Ирина Капункина, Мария Клигер, Варвара Моисеева, Анастасия Коновальцева, Анастасия Волчик, Максим Ковтун, Дарья Стрежнева, Арсений Ермоленко, Азат Бикмуллин, Анвар Гарипов, Анна Грекова, Татьяна Гурова, Екатерина Ициксон, Арман Наджарян, Дмитрий Лоташ, Александр Репринцев, Екатерина Илюхина
описание:
Юбилейная выставка МАРШ Х в честь десятилетия школы, прошедшая в её стенах летом 2022 года, стала особенным событием, когда в одном пространстве можно было увидеть не только отчётные годовые проекты, но и работы из архива школы. Архитекторами и кураторами выставки выступили бывшие студенты МАРШа – практикующие архитекторы Владимир Изаксон и Ольга Вахрамеева. Их основным фокусом внимания стал поиск связей и пересечений между работами разных лет с целью выявить основные особенности проектов МАРШа, где очень часто студенческие проектные материалы становятся объектами, обладающими большой художественной ценностью.
Экспозиционным залом для выставки МАРШ Х стала учебная аудитория школы (136 кв.м.). Основной задачей был показ всех отобранных кураторами работ за 10 лет существования школы в одном пространстве с минимальным бюджетом. Решением стало чёткое зонирование экспозиции и выбор материла для реализации: в центре зала расположилась картонная «Коробка» с работами из 9-летнего архива школы, а весь периметр вместил в себя работы текущего года. «Коробка» состояла из 4-х проницаемых секторов, в которых находились работы из архива МАРШа, кинотеатр с непрерывной трансляцией видеоработ и библиотека с печатными материалами студентов. С внешней стороны секторов были расположены 8 ниш, каждая из которых была посвящена одной из 8-ми проектных студий прошедшего учебного года.
Главной целью архитекторов и кураторов МАРШ Х было стремление найти связи между проектами разных лет, привести найденные пересечения к определённой системе и выразить её в экспозиции. Так, основным образом для концепции выставки стала «Ризома». Вот как описывают выбор этого образа Ольга и Владимир, кураторы и архитекторы выставки:
«Ризома (от фр. rhizome – корневище) – термин, введённый Жилем Делёзом и Феликсом Гваттари. Этот концепт описывает нелинейную структуру без центра, которая свободно развивается в разных направлениях. За время существования школы образовалось огромное количество смысловых и образных переплетений, причём этот процесс нельзя назвать линейным: он длится в настоящем, прошлом и будущем, создавая живую ризому. Выявление этих переплетений позволяет понять, как школа устроена внутри и как она взаимодействует с внешним миром. Сердце экспозиции – картонная коробка, подобная башляровскому чердаку или ковчегу: в ней собраны личные предметы, из которых студенты разных лет выращивали свои проекты. Метафора ризомы раскрывает образ школы как живой структуры, проникающей в разные области жизни. Её питают бытовые обстоятельства, случайные встречи, воспоминания. Наслаиваясь, они формируют целостную картину мира каждого студента и преподавателя, которые, в свою очередь, образуют ещё более крупный организм – МАРШ. Главный герой этой выставки – зритель, который оказывается центром пересечения повествовательных линий в любой точке экспозиции.»
Юрий Пальмин, художник, фотограф архитектуры, преподаватель Московской архитектурной школы (МАРШ):
«Когда я думаю о школе МАРШ, как о цельной сущности, она представляется мне сложной ризоматической структурой, в которой отдельные объекты (брифы, преподаватели, студенты, проекты, приемы и методы) связываются многочисленными нитями. Эти связи множатся, изменяются, образуют сложные фигуры, подобные созвездиям на небесной карте. У каждого объекта появляются не только внутренние связи, но и внешние. История архитектуры, философия, поэзия, музыка вовлекаются в эту структуру. Рассматривая отдельные объекты, представленные на выставке, я никогда не забываю, что они получают дополнительную ценность и смысл именно в связях друг с другом и целым миром за стенами школы.»
Для работы над экспозицией кураторы получили доступ к архиву МАРШа и просмотрели все работы, которые были сделаны за всё время существования школы. Благодаря систематизации отобранного для выставки материала кураторы составили шкалу индексов и архетипов, позволяющую проводить связи и параллели между проектами. Каждая этикетка на выставке имела цветовой маркер, отражающий принадлежность объекта к одному из Индексов. Навигатором по этой системе стал большой каталог выставки, с которым можно было ознакомится в зоне библиотеки (электронная версия каталога представлена на сайте show.march.ru/marchx). Также данный каталог был главным объектом экспозиционного стенда МАРШа на АрхМоскве 2022, архитекторами и кураторами которого также выступали Владимир Изаксон и Ольга Вахрамеева.
Объекты для экспозиции кураторы отбирали как из физического архива МАРШа, так и из личных архивов выпускников, напрямую связываясь с каждым из них для запроса необходимых материалов. Так, на экспозиции появились «Портативный судейский стол» Анны Астаховой, «Инструмент для ингаляции» Фёдора Большакова, макет водостока Алисы Бунятовой в натуральную величину и множество других артефактов. Проекты 2022 года были представлены не только итоговыми портфолио, но и поисковыми материалами, дневниками и объектами. Кураторы сделали это намерено, чтобы подчеркнуть важность процесса и красоту отдельных проектных материалов как самостоятельных художественных произведений. Всего на выставке было представлено более 200 экспонатов.
Архитекторы предложили в качестве основного материала картон, из которого впоследствии руками студентов и была собрана вся выставка. Это было не только экономичное, но и прагматичное решение. На выставке не использовалось привычных экспозиционных материалов, таких как ткань, стекло, дерево и т.д. Вместо этого архитекторы решили использовать только «макетные» материалы, которые будущие студенты смогут использовать в работе над проектами после демонтажа выставки. Основная центральная конструкция была склеена из картона, вместо занавесок окна были закрыты длинными полотнами кальки, создающими рассеянный свет, экспозиционные столы и дверь тоже были заклеены калькой. Внутри «Коробки» все бумажные экспонаты парили на тонких лесках с маленькими прищепками. Экспозиционный свет создавался из подручных материалов: кураторы «перевернули» существующие в зале ламы вверх ногами, чтобы подсветить потолок, какие-то лампы одолжили у учебных мастерских, а свет в центральной коробке, состоящий из свисающих лампочек с выключателями, проводили и спаивали самостоятельно. Все эти решения создали очень выгодный фон для выставочных экспонатов.
Выставка МАРШ Х представила не только множество студенческих работ, она позволила посетителям почувствовать уникальный «дух» МАРШа, где учат «думающих, чувствующих и ответственных архитекторов». По рассказам посетителей, многие возвращались на выставку несколько раз, чтобы иметь возможность посмотреть как можно больше. Здесь можно было найти экспонаты с названиями «Азат вырезал этот фасад на лазере и покрасил. Арсений взял его, приклеил ножку и применил его в своём проекте», «Самокритика», «Домик», «Чехол для человека», «Вокзал с блошиным рынком» или «Дом-поплавок». На выставке можно было провести целый день, листая портфолио и дневники, изучая объекты и артефакты, смотря бесконечный видеоряд студенческих фильмов в «кинотеатре» или играя в шахматы.
«Монтаж выставки стал для меня красивым и эмоциональным завершением учебы в марше. Совершенно спонтанно у нас собралась большая команда помощников Оли и Вовы, где были ребята с разных курсов и даже выпускники прошлых лет. Было очень интересно своими руками строить проект и видеть чудо воплощения идеи, сначала казавшееся в пустом бейзруме немного нереальным. Мы резали, собирали, клеили, общались. У нас даже были самопровозглашённые «отделы»: «монтаж», «реставрационная мастерская», «технические решения», «закупки». Каждый мог выбрать себе занятие по душе. Я с большой теплотой вспоминаю это время», -
выпускница МАРШа 2022 года Варвара Моисеева.
На монтаж выставки было 10 дней. Вся экспозиция была реализована студентами МАРШа под авторским надзором Ольги и Владимира.
Экспозиционным залом для выставки МАРШ Х стала учебная аудитория школы (136 кв.м.). Основной задачей был показ всех отобранных кураторами работ за 10 лет существования школы в одном пространстве с минимальным бюджетом. Решением стало чёткое зонирование экспозиции и выбор материла для реализации: в центре зала расположилась картонная «Коробка» с работами из 9-летнего архива школы, а весь периметр вместил в себя работы текущего года. «Коробка» состояла из 4-х проницаемых секторов, в которых находились работы из архива МАРШа, кинотеатр с непрерывной трансляцией видеоработ и библиотека с печатными материалами студентов. С внешней стороны секторов были расположены 8 ниш, каждая из которых была посвящена одной из 8-ми проектных студий прошедшего учебного года.
Главной целью архитекторов и кураторов МАРШ Х было стремление найти связи между проектами разных лет, привести найденные пересечения к определённой системе и выразить её в экспозиции. Так, основным образом для концепции выставки стала «Ризома». Вот как описывают выбор этого образа Ольга и Владимир, кураторы и архитекторы выставки:
«Ризома (от фр. rhizome – корневище) – термин, введённый Жилем Делёзом и Феликсом Гваттари. Этот концепт описывает нелинейную структуру без центра, которая свободно развивается в разных направлениях. За время существования школы образовалось огромное количество смысловых и образных переплетений, причём этот процесс нельзя назвать линейным: он длится в настоящем, прошлом и будущем, создавая живую ризому. Выявление этих переплетений позволяет понять, как школа устроена внутри и как она взаимодействует с внешним миром. Сердце экспозиции – картонная коробка, подобная башляровскому чердаку или ковчегу: в ней собраны личные предметы, из которых студенты разных лет выращивали свои проекты. Метафора ризомы раскрывает образ школы как живой структуры, проникающей в разные области жизни. Её питают бытовые обстоятельства, случайные встречи, воспоминания. Наслаиваясь, они формируют целостную картину мира каждого студента и преподавателя, которые, в свою очередь, образуют ещё более крупный организм – МАРШ. Главный герой этой выставки – зритель, который оказывается центром пересечения повествовательных линий в любой точке экспозиции.»
Юрий Пальмин, художник, фотограф архитектуры, преподаватель Московской архитектурной школы (МАРШ):
«Когда я думаю о школе МАРШ, как о цельной сущности, она представляется мне сложной ризоматической структурой, в которой отдельные объекты (брифы, преподаватели, студенты, проекты, приемы и методы) связываются многочисленными нитями. Эти связи множатся, изменяются, образуют сложные фигуры, подобные созвездиям на небесной карте. У каждого объекта появляются не только внутренние связи, но и внешние. История архитектуры, философия, поэзия, музыка вовлекаются в эту структуру. Рассматривая отдельные объекты, представленные на выставке, я никогда не забываю, что они получают дополнительную ценность и смысл именно в связях друг с другом и целым миром за стенами школы.»
Для работы над экспозицией кураторы получили доступ к архиву МАРШа и просмотрели все работы, которые были сделаны за всё время существования школы. Благодаря систематизации отобранного для выставки материала кураторы составили шкалу индексов и архетипов, позволяющую проводить связи и параллели между проектами. Каждая этикетка на выставке имела цветовой маркер, отражающий принадлежность объекта к одному из Индексов. Навигатором по этой системе стал большой каталог выставки, с которым можно было ознакомится в зоне библиотеки (электронная версия каталога представлена на сайте show.march.ru/marchx). Также данный каталог был главным объектом экспозиционного стенда МАРШа на АрхМоскве 2022, архитекторами и кураторами которого также выступали Владимир Изаксон и Ольга Вахрамеева.
Объекты для экспозиции кураторы отбирали как из физического архива МАРШа, так и из личных архивов выпускников, напрямую связываясь с каждым из них для запроса необходимых материалов. Так, на экспозиции появились «Портативный судейский стол» Анны Астаховой, «Инструмент для ингаляции» Фёдора Большакова, макет водостока Алисы Бунятовой в натуральную величину и множество других артефактов. Проекты 2022 года были представлены не только итоговыми портфолио, но и поисковыми материалами, дневниками и объектами. Кураторы сделали это намерено, чтобы подчеркнуть важность процесса и красоту отдельных проектных материалов как самостоятельных художественных произведений. Всего на выставке было представлено более 200 экспонатов.
Архитекторы предложили в качестве основного материала картон, из которого впоследствии руками студентов и была собрана вся выставка. Это было не только экономичное, но и прагматичное решение. На выставке не использовалось привычных экспозиционных материалов, таких как ткань, стекло, дерево и т.д. Вместо этого архитекторы решили использовать только «макетные» материалы, которые будущие студенты смогут использовать в работе над проектами после демонтажа выставки. Основная центральная конструкция была склеена из картона, вместо занавесок окна были закрыты длинными полотнами кальки, создающими рассеянный свет, экспозиционные столы и дверь тоже были заклеены калькой. Внутри «Коробки» все бумажные экспонаты парили на тонких лесках с маленькими прищепками. Экспозиционный свет создавался из подручных материалов: кураторы «перевернули» существующие в зале ламы вверх ногами, чтобы подсветить потолок, какие-то лампы одолжили у учебных мастерских, а свет в центральной коробке, состоящий из свисающих лампочек с выключателями, проводили и спаивали самостоятельно. Все эти решения создали очень выгодный фон для выставочных экспонатов.
Выставка МАРШ Х представила не только множество студенческих работ, она позволила посетителям почувствовать уникальный «дух» МАРШа, где учат «думающих, чувствующих и ответственных архитекторов». По рассказам посетителей, многие возвращались на выставку несколько раз, чтобы иметь возможность посмотреть как можно больше. Здесь можно было найти экспонаты с названиями «Азат вырезал этот фасад на лазере и покрасил. Арсений взял его, приклеил ножку и применил его в своём проекте», «Самокритика», «Домик», «Чехол для человека», «Вокзал с блошиным рынком» или «Дом-поплавок». На выставке можно было провести целый день, листая портфолио и дневники, изучая объекты и артефакты, смотря бесконечный видеоряд студенческих фильмов в «кинотеатре» или играя в шахматы.
«Монтаж выставки стал для меня красивым и эмоциональным завершением учебы в марше. Совершенно спонтанно у нас собралась большая команда помощников Оли и Вовы, где были ребята с разных курсов и даже выпускники прошлых лет. Было очень интересно своими руками строить проект и видеть чудо воплощения идеи, сначала казавшееся в пустом бейзруме немного нереальным. Мы резали, собирали, клеили, общались. У нас даже были самопровозглашённые «отделы»: «монтаж», «реставрационная мастерская», «технические решения», «закупки». Каждый мог выбрать себе занятие по душе. Я с большой теплотой вспоминаю это время», -
выпускница МАРШа 2022 года Варвара Моисеева.
На монтаж выставки было 10 дней. Вся экспозиция была реализована студентами МАРШа под авторским надзором Ольги и Владимира.
Архитекторы – партнеры Архи.ру:
Проект из каталога (случайный выбор)
Постройки и проекты (новые записи):
Новости российской архитектуры:
26.04.2024
Решетка Фарадея
Андрей Асадов26.04.2024
Пройдя до половины
Сергей Орешкин24.04.2024
Четыре угла
Юрий Ширяев24.04.2024
Парадокс острога
Технологии:
23.04.2024
Riverclack
Парк «Притяжение»: инновационные кровельные и фасадные решения на новых объектах в портфолио Riverclack
Riverclack
18.04.2024
Элит Фасад/Elit Fasad
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.Элит Фасад/Elit Fasad
18.04.2024
Dulux
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.Dulux
09.04.2024
KCAP, Orange Architects, Архитектурное бюро «А.Лен», UNISTEM
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.KCAP, Orange Architects, Архитектурное бюро «А.Лен», UNISTEM
08.04.2024
АО «Фирма «КИРИЛЛ»
Вся правда о клинкерном кирпиче
На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.АО «Фирма «КИРИЛЛ»