Концертный зал Мариинского театра (Мариинка-3)
/ Mariinka III
информация:
-
статус
проект -
даты
2004 — 2004 / 2005 — 10.2006 -
место
Россия, Санкт-Петербург -
функция
Культурный / Концертный зал -
теги
Иностранцы в России
Ксавье Фабр /
Xavier Fabre / Францияописание:
Ул. Писарева, 20.
Автор проекта - архитектор Ксавье Фабр,
соавторы – архитекторы Винсен Спеллер и Филипп Пюмэн,
ведущий архитектор-разработчик проекта - Александр Носовский
(Архитектурные бюро FABRE & SPELLER и PUMAIN, Париж).
Архитектор-реставратор проекта - Рафаэль Даянов
(Архитектурно-реставрационное бюро «Литейная часть 91», Санкт-Петербург).
Инженеры по техническим сетям - Кирилл Мардухаев, Франсуа Котлер
(«SETEC-Bâtiment», Москва - Париж).
Инженеры по несущим конструкциям – Михаил Богданов, Алексей Шашкин
(«НПО Геореконструкция – фундаментпроект», Санкт-Петербург).
Сценографы проекта - инженеры по технологии сцены – Жан-Юг Манури, Клод Поликарп («SCENE», Париж).
Специалист по акустике - Язу Тойота (NAGATA-Acoustic, США-Япония).
Генеральный подрядчик – строительное предприятие «НЕВИСС-Комплекс»,
директор – А.В.Швирикасов (Санкт-Петербург).
Представители Заказчика - Техническая дирекция Мариинского театра, директор
Ю.С. Пржевальский; Управление Капитальным Строительством Мариинского театра.
Субподрядные организации:
- деревянная обшивка зала – «FINNFOREST - Merk GmbH», Айхьах;
- деревянная отделка деталей – «ЗАО УНИВЕРСАЛСТРОЙ», Санкт-Петербург;
- техническое оснащение сцены «SBS BÜHNENTECHNIK GmbH», Дрезден;
- звуковое и осветительное оборудование зала – «OOO УСЕ», Москва.
Решение о создании нового Концертного зала было принято художественным руководителем Мариинского театра В.А. Гергиевым после пожара 2004 года, разрушившего здание бывших Художественных мастерских Мариинского театра, построенных архитектором А.В.Шретером в 1900 году. На месте сгоревшего здания был задуман новый Концертный зал «Мариинский» с уникальной акустикой, отвечающий последним требованиям сценической технологии.
К созданию проекта были привлечены крупные иностранные специалисты, среди которых один из ведущих французских архитекторов, специализирующийся на проектировании и строительстве театров и концертных залов - Ксавье Фабр с группой французских инженеров-сценографов из фирмы «SСЕNE», японский специалист по акустике с мировым именем Язу Тойота, а также французские инженеры по несущим конструкциям и техническим сетям из бюро «SETEC-Bâtiment».
Проектирование и строительство было осуществлено в рекордно короткие сроки: меньше чем за год был создан проект и разработаны рабочие чертежи, и чуть больше года понадобилось на строительство здания.
По замыслу архитекторов новый Концертный зал должен был частично вписаться в габариты сгоревшего здания, расположенного на очень узком и вытянутом участке, сохранив уцелевшие от пожара части исторических фасадов Художественных мастерских со стороны улицы Писарева.
Особая конфигурация зрительного зала, образующая единое пространство в форме «колыбели», была определена архитектором для достижения высокого качества и богатства звука и прекрасной видимости сценической площадки с любого зрительского места. Концепция зала совместила в себе два традиционных типа концертных залов – продолговатой прямоугольной формы «shoe box» (по такой модели создан, например, зал «Musikverein» в Вене) и формы ступенчатых террас, расположенных вокруг оркестровой площадки (этому типу соответствует, например, зал Берлинской Филармонии).
Оригинальная обшивка стен зала, состоящая из попеременно выпуклых и вогнутых деревянных панелей, создающих эффект «плетения», оказывает значительное влияние на распределение звука. Над разработкой и реализацией этого непростого замысла отделки зала архитекторы работали совместно со специалистами фирмы «FINNFOREST Merk GmbH».
Основные параметры зрительного зала:
• вместимость зала рассчитана на 1110 посадочных мест, включая хоровой ярус на 120 концертных мест, который также может быть занят зрителями;
• общий объем зала составляет приблизительно 1300 кубических метров;
• ширина – 24 метра, длина – 52 метра и высота в среднем - 14 метров;
• размеры сцены – радиус 20 метров, глубина – 15 метров;
• вместимость подъемной оркестровой площадки – 130 мест для музыкантов.
Главная уникальная особенность зрительного зала «Мариинский» заключается в возможности его трансформации и использования для различного рода театральных и общественных мероприятий, таких как: балет, опера, музыкальные постановки и конференции. При этом концертной деятельности зала отводится ведущая роль.
Новое здание представляет собой сложный многофункциональный комплекс, включающий в себя все службы, необходимые для обеспечения комфорта зрителей, музыкантов, артистов и служащих театра. В зону обслуживания публики входят гардеробы, зрительские фойе с барами (700 м² общей площади), салоны c сувенирными лавками, лестницы и лифты. В здании предусмотрена возможность передвижения для маломобильных посетителей, а в зрительном зале для них устроены специальные места.
Помимо общественных помещений, предназначенных для публики, в здании предусмотрены репетиционный зал, мастерские, склады, административные и технические помещения, а также все помещения, необходимые для размещения оркестра, артистов и обслуживающего персонала театра.
Cегодня новый Концертный зал с уникальной акустикой и современным оснащением сцены распахнул двери для петербуржцев и гостей города благодаря совместным усилиям руководства Мариинского театра, архитекторов, строителей и всех русских и иностранных специалистов, участвовавших в реализации этого проекта.
29 ноября 2006 года зал открылся для слушателей.
пресса:
Григорий Ревзин.
Макеты малой дальности
// Коммерсантъ
, 22.10.2007
http://www.kommersant.ru/pda/power.html?id=811907
события:
- 15.11.2010
- Москва
- лекция
Лекция Ксавье Фабра «Театральное пространство»
- 20.10.2011
- Санкт-Петербург
- лекция
Архитектура звука
Избранные архитекторы:
Проект из каталога (случайный выбор)
Избранные постройки:
Зарубежные новости
Всесезонные и круглосуточные развлечения
Вершины социальной экологии
Небоскреб для финтеха
Архитектура как оборудование
«Джинсовый» фасад
Технологии:
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной детской больницы
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.КНАУФ ГИПС
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство стиля и образов
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.Новые горизонты
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре с алюминиевыми СПК
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.РЕХАУ
Между строк и кирпичей: детский сад в проекте «Первый квартал»
Кирпичный детский сад от архитекторов Брусники и LEVS architecten представляет альтернативу разноцветным зданиям-кубикам: основным художественным приемом стали активная пластика и качественный материал.АО «Фирма «КИРИЛЛ»
Архитектурная вселенная материалов IND
Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.ПАО "СИБУР Холдинг", IND