Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

06.05.2024

Деревянная струна

Юлия Тарабарина
Объект:
Аэропорт «Омск-Федоровка»
Адрес:
Россия, Омск.
Мастерская:
Цимайло Ляшенко и Партнеры
Авторский коллектив:
А.В. Цимайло, Н.Г. Ляшенко, О.А. Сытник, М.М. Слезингер, Е.А. Чередниченко, Д.А. Буданова, К.В. Козлов, Г.А. Хатламаджиян, К.А. Ермолаев, С.И. Хайков, В.К. Цицилин, И.С. Гарбузов

Конкурсный проект омского аэропорта от ЦЛП, при всей кажущейся традиционности предложенной технологии клееной древесины – авангарден до эпатажного. Терминал они вытягивают вдоль летного поля, упаковывая все функции в объем 400 х 30 х 23 метра. Так нигде и никогда не делают, но все, вероятно, бывает в первый раз. И это не первый аэропорт-манифест ЦЛП, авторы как будто «накапливают смелость» в рамках этой ответственной функции. На что похож и не похож – читайте в нашем материале.

Вариант аэропорта Омск-Фёдоровка от Александра Цимайло и Николая Ляшенко, один из 14 проектов, не прошедших в полуфинал, – из ряда таких проектов, каких не то чтобы никогда не было, но какие бывают редко. Вообще говоря, авторы известны смелыми проектами аэропортов: его стоит хотя бы их конкурсный проект аэропорта Геленджика из стеклянных стаканов среди деревьев.

На высказанное в конкурсном задании пожелание сделать взлетную полосу видимой на просвет от входа в аэропорт авторы отреагировали радикально: вытянули все здание в поперечную «струну» длиной 400 метров, шириной порядка 30 м и с выносом козырьков скатной кровли около 10 метров. И предложили построить его из клееного бруса и стекла, с тремя этажами внутри и общей высотой 23.6 м.

Аэропорт «Омск-Федоровка»
Аэропорт «Омск-Федоровка»
© Цимайло Ляшенко и Партнеры

Прямоугольник, который другие конкурсанты отводили для терминала, ЦЛП зарезервировали под посадки растений, «характерных для Сибири». Все дополнительные строения: станция, диспетчерская вышка – тоже решены как стеклянно-деревянные решетчатые домики. Глядя с высоты птице-самолетного полета можно подумать, что это не терминал, а высококлассная, но сельская ферма с хозпостройками по сторонам колосящегося поля. А самолеты тут как будто для отвоза продукции. Преинтересный эффект. 
Аэропорт «Омск-Федоровка»
Аэропорт «Омск-Федоровка»
© Цимайло Ляшенко и Партнеры

Решение красивое и смелое, при всех, тоже небезосновательных, намеках на аутентичность скатных деревянных строений и на историю деревянного омского острога, – авангардное до эпатажности. 
Аэропорт «Омск-Федоровка» © Цимайло Ляшенко и Партнеры
Аэропорт «Омск-Федоровка»
© Цимайло Ляшенко и Партнеры
Аэропорт «Омск-Федоровка» © Цимайло Ляшенко и Партнеры
Аэропорт «Омск-Федоровка»
© Цимайло Ляшенко и Партнеры
Аэропорт «Омск-Федоровка» © Цимайло Ляшенко и Партнеры
Аэропорт «Омск-Федоровка»
© Цимайло Ляшенко и Партнеры
Аэропорт «Омск-Федоровка» © Цимайло Ляшенко и Партнеры
Аэропорт «Омск-Федоровка»
© Цимайло Ляшенко и Партнеры
Аэропорт «Омск-Федоровка». Генплан © Цимайло Ляшенко и Партнеры
Аэропорт «Омск-Федоровка». Генплан
© Цимайло Ляшенко и Партнеры
Аэропорт «Омск-Федоровка». Генплан. 1 этаж © Цимайло Ляшенко и Партнеры
Аэропорт «Омск-Федоровка». Генплан. 1 этаж
© Цимайло Ляшенко и Партнеры
Аэропорт «Омск-Федоровка». Ситуационный план © Цимайло Ляшенко и Партнеры
Аэропорт «Омск-Федоровка». Ситуационный план
© Цимайло Ляшенко и Партнеры

Сложно вспомнить, где еще встречались такие аэропорты.

Как правило, в том числе в проектах омского конкурса, терминал следует устоявшейся схеме и состоит из зала с пропорциями плана примерно 2 к 3 и полоски гейтов, пристыкованных со стороны поля. В больших аэропортах полоска превращается в три, пять или больше, и терминал становится похож на стрекозу или паука.

Здесь же все вообще функции упакованы в одну полоску. Так не делают или уже давно не делают. На ум приходит не очень много примеров: длинный аэропорт в Сан-Хосе, но он не совсем точный, так как там гейты и терминал скорее выстроены по одной линии и, к тому же, еще одно широкое здание традиционных пропорций плана расположено рядом через дорогу; деревянный мини-аэропорт горнолыжного курорта Джексон Хол в Вайоминге, но он очень маленький и не то чтобы вытянут в струну. А еще – ленинградский Пулково-1, терминал 1973 года, он такой и был, цельный вытянутый вдоль поля зал, но не 400 х 30, а 250 х 50 метров, то есть все же более спокойных пропорций плана, 1 к 5, а не 1 к 13. Тут можно вспомнить и вдохновленный Пулковым новый Толмачево, 280 х 60 м.

Между тем конкурсная идея ЦЛП хотя и находит некие отголоски в перечисленных примерах, все равно на их фоне выглядит каким-то мега-смелым, на уровне «бумажного», предложением. Кто видел аэропорт в виде длинного деревянного «дома» вдоль летного поля? А ведь определенная логика, помимо оригинальности, в таком решении есть. Терминал, в результате, получается камерный и «домашний» в духе модернистских аэропортов семидесятых, но крупнее, чем они, хотя, конечно, отличается от гигантов, которые в наше время принято рассчитывать еще и на перспективный рост. 

Авторы подчеркивают, что деревянный аэропорт воплощает «образ дома, из которого улетают и в который возращаются», и что он выстроен на контрасте: формы самолетов аэроинамичные и техногенные, они этакие стальные птицы, и деревянный терминал вдохновлен традиционной архитектурой. 
 
 
Аэропорт «Омск-Федоровка» © Цимайло Ляшенко и Партнеры
Аэропорт «Омск-Федоровка»
© Цимайло Ляшенко и Партнеры
Аэропорт «Омск-Федоровка» © Цимайло Ляшенко и Партнеры
Аэропорт «Омск-Федоровка»
© Цимайло Ляшенко и Партнеры
Аэропорт «Омск-Федоровка» © Цимайло Ляшенко и Партнеры
Аэропорт «Омск-Федоровка»
© Цимайло Ляшенко и Партнеры
Аэропорт «Омск-Федоровка» © Цимайло Ляшенко и Партнеры
Аэропорт «Омск-Федоровка»
© Цимайло Ляшенко и Партнеры
Аэропорт «Омск-Федоровка» © Цимайло Ляшенко и Партнеры
Аэропорт «Омск-Федоровка»
© Цимайло Ляшенко и Партнеры
Аэропорт «Омск-Федоровка» © Цимайло Ляшенко и Партнеры
Аэропорт «Омск-Федоровка»
© Цимайло Ляшенко и Партнеры
Аэропорт «Омск-Федоровка» © Цимайло Ляшенко и Партнеры
Аэропорт «Омск-Федоровка»
© Цимайло Ляшенко и Партнеры
Аэропорт «Омск-Федоровка» © Цимайло Ляшенко и Партнеры
Аэропорт «Омск-Федоровка»
© Цимайло Ляшенко и Партнеры
Аэропорт «Омск-Федоровка» © Цимайло Ляшенко и Партнеры
Аэропорт «Омск-Федоровка»
© Цимайло Ляшенко и Партнеры

Внутри, и впрямь, было бы интересно. Светло, решетчато, современно и, я бы так сказала, по-скандинавски. Что возвращает нас к вопросу о современной трактовке деревянной архитектуры – скандинавская архитектура, определенно, главная по части современных опытов с деревом. 

Эффект усиливает рисунок и пропорции скатов: как основной кровли терминала с ее большими козырьками, так заостренных выносов-гейтов. 
Аэропорт «Омск-Федоровка» © Цимайло Ляшенко и Партнеры
Аэропорт «Омск-Федоровка»
© Цимайло Ляшенко и Партнеры
Аэропорт «Омск-Федоровка» © Цимайло Ляшенко и Партнеры
Аэропорт «Омск-Федоровка»
© Цимайло Ляшенко и Партнеры

Тут на ум тоже приходит пара аналогий. Первая – общественно-ресторанный центр архитекторов Megabudka в Кудыкиной горе, там тоже тематизация строится на «русском стиле», а образ сложился скорее северно-европейский, что, впрочем, в дальней перспективе не противоречит русскому. Вторая понеожиданнее, но, с другой стороны, и ближе – это деревянно-стеклянный храм тех же авторов, что предложили деревянный аэропорт, ЦЛП, – церковь в Мурманске. Что не делает их конкурсный проект менее интересным, скорее даже наоборот, более. 
Аэропорт «Омск-Федоровка». Разрез 1-1 © Цимайло Ляшенко и Партнеры
Аэропорт «Омск-Федоровка». Разрез 1-1
© Цимайло Ляшенко и Партнеры
Аэропорт «Омск-Федоровка». Разрез 2-2 © Цимайло Ляшенко и Партнеры
Аэропорт «Омск-Федоровка». Разрез 2-2
© Цимайло Ляшенко и Партнеры
Аэропорт «Омск-Федоровка». План 2 этажа © Цимайло Ляшенко и Партнеры
Аэропорт «Омск-Федоровка». План 2 этажа
© Цимайло Ляшенко и Партнеры
Аэропорт «Омск-Федоровка». План 1 этажа © Цимайло Ляшенко и Партнеры
Аэропорт «Омск-Федоровка». План 1 этажа
© Цимайло Ляшенко и Партнеры
Аэропорт «Омск-Федоровка». План 3 этажа © Цимайло Ляшенко и Партнеры
Аэропорт «Омск-Федоровка». План 3 этажа
© Цимайло Ляшенко и Партнеры
Аэропорт «Омск-Федоровка». Разрез 3-3 © Цимайло Ляшенко и Партнеры
Аэропорт «Омск-Федоровка». Разрез 3-3
© Цимайло Ляшенко и Партнеры