ГАП Андрей Дойницын
Архитекторы: Алексей Гарбузов, Людмила Власова, Тигран Арутюнян
Конструктор: Александр Казанцев
Алюминий – современный материал с большим потенциалом для реконструкции и новой архитектуры в контексте исторической застройки: он легкий, прочный, а еще умеет имитировать другие поверхности – например, более дорогую и меняющую со временем цвет медь. Предлагаем несколько удачных примеров из мировой и российской практики.
Выбор в пользу алюминия при работе с исторической застройкой обусловлен характеристиками этого материала. Значение имеет небольшой вес, который не нагружает исторические конструкции и тем самым оказывает меньше влияния на подлинную материю. Также алюминий прочен и долговечен, устойчив к разным климатическим условиям и коррозии – это значит, что последующее вмешательство в памятник откладывается на более длительный срок.
При этом алюминий может быть очень разным. Технология окраски coil coating (CCL) позволяет имитировать в том числе и другие металлы – например, патинированную медь, которая часто встречается в исторических постройках, но весит в три раза больше, бронзу, цинк, кортен, а также – дерево и камень. Смешивание пигментов позволяет добиться практически любого оттенка, необходимого архитектору и подходящего контексту. А благодаря пластичности можно создавать сложные криволинейные формы – например, имитацию лемеха или шатры.
Последнее, но не менее важное – фасадный и кровельный алюминий относится к категории негорючих материалов. Продукция Cladding Solutions сертифицирована по ГОСТ-30244-94, класс пожарной опасности – КМ0.
Вариантов использования алюминия – и если брать шире, металла в целом, – при работе в контексте исторической застройки множество. Например, он является удачным выбором при восстановлении утраченных объемов, чтобы контрастом материалов подчеркнуть подлинную часть и новую. Так поступили Amelia Tavella Architectes при реконструкции монастыря Сан-Франсуа, основанного в XV веке. В Нью-Йорке медную оболочку использовали, чтобы защитить терракотовый купол собора Иоанна Богослова – одного из крупнейших храмов в мире. Материал созвучен соседним историческим зданиям и статуе архангела Гавриила на апсиде.
Медь – настоящая или ее имитация, может подчеркнуть преемственность, как в случае штаб-квартиры Carlsberg Group, фасады которой напоминают об исторических чанах для варки пива. Нередко металлические элементы служат завершающим штрихом или лессировкой, связывающей воедино детали и временные наслоения, как в жилом комплексе Bricks Berlin Schöneberg.
Предлагаем посмотреть, как алюминий в разных своих воплощениях используется при работе с исторической застройкой в российской архитектурной практике.
Свет из ларца
У дома на Долгоруковской, спроектированного бюро АПЕКС, из всей нашей подборки самое многослойное окружение. Доминантой служит темно-кирпичная колокольня в неорусском стиле. Никольскую церковь XVII века, к которой она была пристроена, в годы советского атеизма снесли, заменив зданием Союзмультфильма. Колокольня задала координаты Итальянскому кварталу Михаила Филиппова, с уважением к ней подходит и наш дом. Также к участку примыкают: деревянная усадьба 1821 года; дом Августа Зиберта, построенный по проекту Романа Клейна в 1891; доходный дом Долгоруковского товарищества в неоготическом стиле. Неудивительно, что в поисках подходящего образа авторы рассмотрели девять вариантов.
Основными «связующими» новой и исторической застройки стали кирпич и форма здания, которая многим напоминает ларец. Алюминиевые панели здесь не на виду: они обрамляют откосы окон, уличные подоконники и входные группы. Но при этом играют важную роль: гладкая поверхность подчеркивает шероховатость кирпича ручной формовки и декоративные элементы – меандры из стеклофибробетона, металлические ограждения балконов, «ставни» в уровне мансардного этажа. Такие же панели Lux Copper Classic 3L, имитирующие медь, используются в интерьерах общественных зон. Таким образом, золотистое свечение из внутренних помещений прорывается наружу, оставляя мягкие блики на фасадах. В отличие от настоящей меди, алюминий не поменяет свой оттенок, сохраняя замысел архитекторов.
Чопорный в отношении исторического наследия Петербург тоже принимает алюминий. Особенно, если его цвет соответствует традиционной палитре, рекомендованной комитетом по градостроительству и архитектуре. Именно таким является оттенок панированной меди из коллекции Copper/Brass – холодный, слюдяной, видавший дождь и мокрый снег.
Спроектированный мастерской Михаила Мамошина клубный дом «Артхаус» тоже напоминает ларец, однако более фантазийный – позволить себе толику экспрессии архитекторы смогли благодаря расположению участка, не участвующего в формировании парадных проспектов. Классическую трехчастность, двор-колодец, граненые эркеры и вполне традиционные кирпич и гранит дополняет яркая «корона» – три полноценных этажа и мансардный уровень, собранные в островерхие зубцы и полностью облицованные «медным» алюминием Cladding Solutions. Линия межэтажных тяг, подчеркнутая этим же материалом, напоминает концентрические круги или всполохи северного сияния.
Михаил Мамашин подчеркивает, что «сутью эстетического решения фасадов является органичное включение дома в рядовую застройку исторического района Семенцы».
Что хорошо Петербургу, то подойдет и Кенигсбергу: такие же панели Dark Green Copper Patina стали одним из материалов, отличающих жилой комплекс «Рыбная деревня-2», построенный в самом центре Калининграда.
Выбранный авторами ганзейский стиль сочетается со стремлением создать образ «плотно застроенного европейского города» – отсюда разнообразие материалов и пластических решений. Секции домов объединяет кровля и мансардные этажи, облицованные алюминиевыми панелями. В отдельных местах материал спускается до уровня первого этажа, выполняя ту же задачу – разделить протяженный фасад на секции-«домовладения».
ЖК «Рыбная Деревня» в Калининграде. Dark Green Copper Patina
Фотография предоставлена Cladding Solutions
ЖК «Рыбная Деревня» в Калининграде. Dark Green Copper Patina
Фотография предоставлена Cladding Solutions
ЖК «Рыбная Деревня» в Калининграде. Dark Green Copper Patina
Фотография предоставлена Cladding Solutions
ЖК «Рыбная Деревня» в Калининграде. Dark Green Copper Patina
Фотография предоставлена Cladding Solutions
Новая краска
В городе Миллерово Ростовской области руинированную конфетную фабрику, у которой не было охранного статуса, по проекту студии «Новая Раса» реконструировали под многофункциональный комплекс с апартаментами, отелем и рестораном. Архитекторы далеко ушли от оригинальной архитектуры, сохранив, однако, и подчеркнув индустриальный дух места – ведь основными пользователями здания будут сотрудники компании-заказчика «Амилко», которая занимается переработкой зерна.
Реновация заброшенной фабрики под частный жилой комплекс для компании «АМИЛКО» в городе Миллерово
Сохранившиеся подлинные конструкции укрепили и отреставрировали, а затем дополнили новыми объемами и элементами декора: так у здания появились террасы, балконы, галереи, входные группы и разнообразные переходы. Оригинальную краснокирпичную кладку дополнили включения серого кирпича, а также алюминиевые панели знакомого нам оттенка Dark Green Copper Patina. Этот материал акцентирует некоторые значимые для получившейся композиции элементы: башню с круглым окном, к которой с противоположной сторона пристроен «оригами-домик» на кровле, обрамления панорамных окон.
Реновация заброшенной фабрики под жилые апартаменты Миллерово, Ростовская область. Dark Green Copper Patina
Фотография предоставлена Cladding Solutions
Реновация заброшенной фабрики под жилые апартаменты Миллерово, Ростовская область. Dark Green Copper Patina
Фотография предоставлена Cladding Solutions
Реновация заброшенной фабрики под жилые апартаменты Миллерово, Ростовская область. Dark Green Copper Patina
Фотография предоставлена Cladding Solutions
Легкость атлета
Масштабная реконструкция арены «Лужники» проходила в 2018 году перед Чемпионатом мира по футболу. Внешний облик стадиона сохранили, единственным новым элементом на фасаде стал фриз: широкая металлическая лента, на которую методом перфорации нанесли изображения спортсменов, представляющих разные дисциплины. Раньше этот элемент был выполнен из металлокассет, пришедших в негодность и портящих общее впечатление. Графику для обновленного фриза архитекторы бюро СПИЧ разрабатывали совместно со Студией Артемия Лебедева.