Россия,Калининград.Пересечение Советского проспекта и Большой Окружной улицы
Архитектор:
Андрей Асадов
Александр Асадов
Мастерская:
Архитектурное бюро ASADOV
Авторский коллектив:
А.Р. Асадов, А.А. Асадов, Т. Ванькова, В. Шкуро, А. Копылов, Д. Космаченко, А. Шершнева, Х. Шамилов, А. Игнатьев
Бюро Asadov представило мастер-план застройки микрорайона на окраине Калининграда: регулярную сетку жилых кварталов с акцентной архитектурой дополняют крупные общественные объекты, а главной «артерией» района становится фортификационный канал, которому возвращается былое значение.
Мастер-план микрорайона у Cеверного обхода – вторая подобная работа бюро Asadov для Калининграда: в 2019 году был представлен эскиз застройки комплекса «Русская Европа». Два проекта роднит масштаб, расположение на периферии города, отсутствие яркого контекста, а также концепция самодостаточного «неспального района», принципы которого бюро формулировало в 2017 году для программы реновации.
Новый район, впрочем, обладает важным преимуществом – собственным genius loci: по территории проходит ручей, исторически соединявший форты, но сейчас довольно запущенный. Архитекторы предлагают возродить его былое значение, превратив в главную ось и «событие» благоустройства, а также создав основу для формирования исторического маршрута, который обеспечил бы эту часть города своим достопримечательным местом.
Будущий микрорайон расположится в «уголке», образованном северным отрезком окружной дороги и Советским проспектом – одной из главных магистралей города. Здесь заказчику удалось выкупить и консолидировать шесть участков разного размера и формы, общая площадь которых составила больше 30 га. Сразу за окружной дорогой начинается Чкаловск – поселок, ставший частью Калининграда, и Чкаловская военная авиабаза. Ее соседство повлияло на высотность комплекса. Среди других ограничений – охранная зона двух АЗС и электрической подстанции.
Жилой район в Калининграде. Схема градостроительных ограничений
Местность могла бы считаться самой обычной окраиной города с садоводствами, ИЖС и складами, если бы не одно обстоятельство: будущий комплекс располагается на линии так называемой «Ночной перины Кёнигсберга» – кольца из фортификационных сооружений XIX века, которые возводились на расстоянии 2-4 км друг от друга для охраны и обороны города.
Южнее микрорайона находится форт № 5 «Король Фридрих-Вильгельм №5», приспособленный под музей Великой отечественной войны, севернее, за Козьим лесом, – заброшенный форт № 4 «Гнайзенау». Непосредственно на участке сохранилось межфортовое укрепление I-Raum IVb – по сути насыпь, а также ручей Воздушный, раньше питавший рвы вокруг фортов. Сейчас ручей зарос и заполняется водой в зависимости от осадков.
«Численность населения» будущего комплекса значительная – почти 12 000 человек. Моделируя кварталы, архитекторы искали баланс между необходимой заказчику плотностью, комфортной средой и самодостаточностью микрорайона. Поскольку он удален от центра города, здесь должны быть созданы условия для разных сценариев: не только спать, но и работать, гулять, отдыхать, заводить новые знакомства и интересы. Крупные общественные объекты должны стать точками притяжения и привлекать потоки людей из других районов.
Жилой район в Калининграде. Схема расположения территории в структуре города
Пропорция соотношения жилья и общественных зданий в будущем микрорайоне – примерно 80 на 20. Эта цифра, по исследованиям бюро, достаточна для того, чтобы обеспечить резидентов рабочими местами и уйти, таким образом, от моноцентричной модели города. Жилую застройку, отступившую от дорог из-за ограничений участка, архитекторы дополнительно защищают «поясом» общественно-деловой застройки. Со стороны Советского проспекта и Северного обхода расположатся крупные общественно-деловые объекты: офисные, торговые, культурные и спортивные центры, а также многоуровневый паркинг. Микробизнес сможет занять первые этажи домов и равномерно распределиться по всему району: программа коммерческих помещений расписана достаточно подробно. Два детских сада и школа тяготеют к центру участка, где их территории сливаются и обеспечивают более плавный переход от сложившейся коттеджной застройки к новой – регулярной и высотной.
Жилой район в Калининграде. Схема функционального зонирования
Жилая застройка образует три кластера, разделенных дорогами. Поскольку все они застраиваются по одинаковому квартальному принципу, который формирует достаточно мелкую сетку улиц, это разделение не считывается. Кварталы состоят из секций разной высоты, причем появление акцентов всегда чем-то обусловлено: видовыми точками, близостью к магистралям или северной ориентацией. Как минимум один подземный уровень и стилобат отводятся под паркинги, на крыше которых располагается приподнятый над уровнем улицы двор. Благодаря перемене высотности и «паузам» до уровня первого этажа дворы не выглядят «замурованными» и отрешенными от улицы.
Жилой район в Калининграде. Схема этажности застройки
Можно было бы сказать, что в работе с каждым отдельным кварталом архитекторы ASADOV фактически используют ставшую уже знаменитой формулу «30 на 70»: каждый квартал предполагает акцентную, доминантную и фоновую застройку, что отражается, в числе прочего, на квартирографии и работает на перемешивание социальных страт внутри каждого квартала и микрорайона в целом. Вместо разделения на условную «элиту» и «средний класс» архитекторы соединяют их самым естественным образом.
Все эти приемы призваны создать плотную и полифункциональную среду, активирующую пешеходные потоки, создающую условия для взаимодействия людей и оживления улиц. Приватные и общественные пространства разграничены, а перемена высоты и фасадных решений формирует смену пространственных впечатлений.
Жилой район в Калининграде. Внутренний двор квартала
Обобщая, можно сказать, что одной из главных целей архитекторов в этом проекте стало не только градуировать и насытить пространство, но и выстроить связи: «объединять, а не разделять». Лучше всего на решение этой задачи работает фортификационный канал. Исторически он отгораживал одну территорию от другой, а теперь архитекторы хотят придать ему новое звучание.
Ручей пересекает участок по диагонали, привнося в регулярную структуру кварталов элемент некоторой непредсказуемости. Архитекторы превращают диагональ в рекреационную ось, которая тянется от Советского проспекта до Северного обхода, связывая общественно-деловые зоны на противоположных концах микрорайона. За его пределами эту ось можно продолжить, соединив 4 и 5 форты единым историческим маршрутом. Вдоль берегов ручья формируется линейный городской парк с променадом, площадками для отдыха, подступами к воде, а также соседским центром – он расположится рядом с насыпью I-Raum IVb. Пешеходные дорожки продублируют велосипедными.
Жилой район в Калининграде. Общий вид на набережную
Еще одна ось сформирована на месте расположения подземных кабелей ЛЭП и носит более городской характер. Она пронизывает квартал с севера на юг – это «классический» пешеходный променад с магазинами и кафе. В месте пересечения двух осей возникает событийная площадь.
Жилой район в Калининграде. Общий вид на пешеходный бульвар
Кроме того, каждый квартал, он же урбан-блок, наделен собственным преимуществом: близость к ручью, общественному объекту, школе или бульвару – это добавляет разнообразия и индивидуальности. Между тем все «общественные блага» – в пешеходной доступности из любой части района. Комплекс планируется строить очередями, начиная с «клина», расположенного ближе всего к городу.
Градостроительный совет Калининграда концепцию единогласно одобрил.
Жилой район в Калининграде. Схема очередности застройки