Ушел из жизни Феликс Новиков, архитектор, автор Дворца пионеров на Ленинских горах и Зеленограда, историк архитектуры модернизма и увлеченный публицист.
Совсем недавно мы поздравляли Феликса Новикова с днем рождения: 3 августа ему исполнилось 95 лет. Через две недели, 18 августа, он умер. И теперь надо говорить о нем «был». Этого очень не хочется, хотя понятно, что Феликс Аронович прожил долгую жизнь и ему удалось очень многое сделать. Странно понимать, что он больше не позвонит из Рочестера и не расскажет о какой-нибудь новой своей инициативе из области проектирования или работы над историей архитектуры.
Феликс Новиков был довольно непримиримым архитектором – настаивал на своем, отказывался от авторства, публиковал открытые письма, начинал дискуссии. Он был таким же принципиальным автором: нельзя сказать, что редактору было с ним просто. Он сам ставил задачи и сам предлагал решения. Можно, вероятно, сказать, что, так или иначе, а Феликс Новиков написал свою собственную историю послевоенного модернизма: предложил свой термин «советский модернизм», на котором уверенно настаивал, определил верхнюю дату – 1991 год. Не стремясь сказать, что история модернизма теперь «совсем написана», осмелюсь однако утверждать, что, как бы ее ни писали впоследствии, «истории с точки зрения Феликса Новикова» там должно найтись место. Как и его проектам и постройкам.
Профессиональная часть социальных сетей сейчас полна воспоминаний учеников и коллег. У нас сохраняется недавнее прижизненное резюме портфолио Феликса Новикова, в котором он суммировал проекты, тексты и графику. Можно также адресовать читателей к недавнему же интервью Владимира Белоголовского (с характерным названием, малореальным для архитекторов нашего времени, вы только вслушайтесь: «Я никогда не предлагал заказчику вариантов») и к монографии издательства Tatlin 2009 года.