Или графика на сцене. В театре Мастерская Петра Фоменко открылась выставка акварелей и рисунков Сергея Кузнецова. Небольшой фоторепортаж.
Театр Петра Фоменко построен напротив Сити, в 2004–2007 годах, по проекту Сергея Гнедовского; в 2008 здание получило премию Хрустальный Дедал, главную всероссийскую награду Союза архитекторов. Театр встроен в склон набережной Тараса Шевченко, со стороны реки в нем пять ярусов, а со стороны улицы один. Фойе театра – достаточно просторное и устроено сложно: в нем много перепадов уровней и высоты потолков, в нем высокие круглые колонны и полукруглые балконы, похожие на ложи, отделанные, как и фасады, травертином. Все это дает полугородское, полутеатральное пространство, похожее на крытую площадь, как, собственно, и принято в современных театрах.
Амфитеатр малой сцены в фойе театра, в пространстве которой размещена выставка. Открытие выставки «Сергей Кузнецов. На сцене города» в Мастерской Петра Фоменко, 13.04.2022
В северной части в пространство фойе вписан небольшой амфитеатр и маленькая подсобная сцена, освещенная естественным светом через витраж, обращенный к реке. Выше – проходной зал, открытый в сторону амфитеатра. В октябре 2021 года в нем прошла выставка графики Сергея Чобана. Для развески были сконструированы специальные стенды из металлической решетки, подвижные, на колесиках, чтобы, когда пространство понадобится театру для постановки, а оно иногда надобится, можно было бы временно спрятать экспозицию. На этих же стендах сейчас размещена выставка графики Сергея Кузнецова.
Эскизы к «Волшебной флейте», 2016, Сергей Кузнецов. Открытие выставки «Сергей Кузнецов. На сцене города» в Мастерской Петра Фоменко, 13.04.2022
Выставка камерная – для нее из обширного графического портфолио главного архитектора Москвы отобрано совсем немного работ, где-то два десятка. Объединены они по принципу той или иной принадлежности к теме театра, – рассказывает куратор экспозиции Екатерина Шалина.
Самое прямое отношение к теме имеют эскизы 2016 года, сделанные Кузнецовым к опере «Волшебная шлейта» в Геликон-опере на Большой Никитской (сценография разработана совместно с Агнией Стерлиговой из Planet9). Эскизы открывают выставку. Другие работы касаются театра опосредованно, раскрывая название выставки «На сцене города»: это эффектные «кулисы» фасадов, формирующие «задник» городской жизни, архитектура праздника, представленная акварелями двух павильонов ЭКСПО 2020. Это и участники городской жизни – индусы из Индии и официант венецианского кафе, и такие элементы фасадного декора, которые обычно оживают в текстах Гофмана – к примеру, скульптура льва при Библиотеке Колумбийского Университета в Нью-Йорке.
Последние изображены в технике, новой для главного архитектора столицы, который долгое время был занят совершенствованием техники акварели, – а именно углем по упаковочному картону.
Открытие выставки «Сергей Кузнецов. На сцене города» в Мастерской Петра Фоменко, 13.04.2022
Работы, помимо эскизов сценографии «Волшебной флейты», достаточно новые, 2020–2022 года, некоторые еще не выставлялись. Подбор, как мы видим, достаточно свободный и рассчитан скорее на атмосферный подход, уместный для выставки в фойе театра.
Открытие выставки «Сергей Кузнецов. На сцене города» в Мастерской Петра Фоменко, 13.04.2022
Выставку открывали экс-министр культуры РФ Михаил Швыдкой и директор Мастерской Петра Фоменко Андрей Воробьев – он подарил Сергею Кузнецову книгу Джефа Спека «Город для пешеходов», изданную Москомархитектурой, с акварелью главного архитектора на обложке, – отчего не открытии случился небольшой конфуз, из которого Андрей Воробьев, впрочем, вышел легко, как истинный театрал.
Андрей Воробьев дарит Сергею Кузнецову книгу «Город для пешехода». Открытие выставки «Сергей Кузнецов. На сцене города» в Мастерской Петра Фоменко, 13.04.2022